Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Конец «Солидарности»

Конец «Солидарности»

Судоверфям Данцига и Гданьска грозит закрытие
Ирина Баранчеева
01.07.2009
Конец «Солидарности»

Резкий рост цен на материалы, конкуренция с Китаем и глобальный кризис поставили на колени судостроительную индустрию Польши.

Судоверфи Данцига и Гданьска в состоянии глубокого упадка. Их новый хозяин, украинский концерн «Донбасс», не имеет ясных планов на будущее, к тому же предприятия находятся в постоянном ожидании вердикта Европейской комиссии по поводу реконструкции. На верфях имени Ленина в Гданьске, которые были когда-то своеобразным городом в городе со своими столовыми для рабочих, больницами, молочными кухнями и яслями, где работало 17 тысяч человек, осталось всего 2300 работников.

Отток рабочей силы усилился пять лет тому назад со вступлением Польши в Европейский Союз. Положение двух других главных участников польской революции – заводов в Гдыне и Штеттине – не лучше. Они только что были проданы частной компании «United International Trust», которая, кажется, все же намерена выпускать корабли, однако велик риск того, что многие из девяти тысяч рабочих будут уволены, поскольку по контракту новый владелец не обязан сохранять предыдущее количество рабочих мест.

Эту продажу Польше навязал Брюссель, чтобы тем самым возместить польскому правительству сумму в почти три миллиарда евро, которые оно дало судостроительной промышленности с 2002 года по сегодняшний день.

Подобную государственную помощь Европейский Союз посчитал незаконной.

Парадокс в том, что победители коммунистического режима и первых свободных выборов 1989 года сегодня стали жертвами свободной конкуренции и правил той Европы, к которой они мечтали присоединиться.

Дариуш Адамский, возглавляющий движение «Солидарность» в городе Гдыня, подтверждает климат глубокого пессимизма в профсоюзе. При коммунизме его членами были свыше десяти миллионов рабочих, теперь осталось 722 тысяч. «Банки приостановили финансирование, и начались увольнения, - признает он. – В Гдыне и Штеттине новый владелец оставит максимум 1500-2000 рабочих, остальные отправятся по домам. Затем вступит в силу эффект домино: в индустрии сейчас заняты восемьдесят тысяч человек, возможно, 60% из них потеряют работу».

Недоволен правительством и один из исторических лидеров «Солидарности» Ежи Боровец, который сегодня возглавляет профсоюз и занимает пост коммунального советника в Данциге. «Вступая в Европейский Союз, наше правительство не приняло достаточных мер, чтобы защитить национальную индустрию, - обвиняет он. – Оно позаботилось о транспорте, телекоммуникациях, почтах, но пренебрегло Данцигом, Гдыней и Штеттином. Однако судоверфи находятся в глубоком кризисе во всей Европе, поэтому странно было бы ожидать к нам особого отношения».

«В последние годы многие мои коллеги были уволены, в особенности активисты 80-х годов, а другие вынуждены были эмигрировать в скандинавские страны, - добавляет Брунон Барановский. Экономика Данцига сдвинулась в сторону туризма, информатики и добычи янтаря. Кроме того, город готовится принять у себя чемпионат Европы по футболу 2012 года. Данциг с его красивейшим историческим центром ежегодно посещают тысячи туристов со всего мира, однако печальное зрелище оставляет зона верфей, являющая газу скелеты заброшенных зданий, болтающиеся балки, сорняки, растущие среди остановившихся станков.

В действительности экономическая переориентация города уже началась. Наиболее амбициозным проектом остается создание Города молодежи с офисами, магазинами, спортивными комплексами, кино и строительством нового жилья.

Со временем на останках верфей образовалось маленькое сообщество художников, фотографов, скульпторов, музыкантов, которые создали здесь центр современного искусства. Фотограф Михаль Злага последние десять лет провел на верфях, фотографируя рабочих, здания, цеха и повседневную жизнь индустрии. В каком –то смысле его работу можно назвать борьбой со временем, желанием спасти от забвения людей и эти места.

Фотограф живет и работает в том самом месте, где в прошлом располагалось конструкторское бюро и где инженеры проектировали модели новых кораблей. Свои фотографии Михаль Злага недавно собрал в альбом «Вымирающие профессии», который вскоре будет представлен публике. По поводу будущего судоверфей «Солидарности» он также пессимистичен: «Наиболее значительные события здесь уже произошли в прошлом…»

«Это кажется запоздалой местью», - замечает итальянский журналист Эммануэле Коэн в журнале «Венерди», отправившийся в Данциг, чтобы встретиться с некоторыми рабочими, которые принимали участие в исторических забастовках 1980 года.

Один из них - Брунон Барановский, 56 лет. Сподвижник Леха Валенсы, в 80-е он провел год в тюрьме вместе со своими товарищами по движению «Солидарность», но теперь, больше двадцати лет спустя, вновь полон страхов и опасений. «Я обеспокоен будущим судоверфей и моей семьи, - говорит он. – Моя жена работает в офисе, мой сын рабочий. Мы все рискуем потерять работу».

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.