Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Кому выгодны погромы

Кому выгодны погромы

События в Англии и глобальная нестабильность
Егор Булатов
17.08.2011
Кому выгодны погромы

Когда шесть лет назад во Франции бунтовали приезжие нацменьшинства, отдельные политологи высказывали мнение, что Англию минует чаша сия. Дескать, там другая, более эффективная модель сосуществования мигрантов и коренных европейцев. Жизнь, как обычно, посмеялась над оптимистическими заверениями экспертов.

Как и следовало ожидать, на просторах интернета нет недостатка в злорадных комментариях по поводу беды, постигшей надменное королевство. Волнения в Великобритании часто сравнивают с текущими событиями в ряде мусульманских стран. При этом проводят резонную аналогию. И там, и там – массовые выступления против существующего порядка. Но в отношении одних Англия считает возможным требовать от правительств суверенных государств непротивления погромщикам и выполнения их требований. А в отношении себя – позволяет применять насилие к манифестантам.

Критика двойных стандартов англосаксонской дипломатии вышла на уровень межгосударственных отношений. 9 августа меджлис Ирана принял заявление о необходимости прервать дипотношения с Великобританией, если последняя продолжит «непропорциональное применение силы» против демонстрантов. 12 августа посол Соединенного Королевства в Тегеране был вызван в МИД Ирана, где ему заявили, что Исламская Республика «серьезно обеспокоена жестоким поведением британских властей в отношении участников демонстраций».

Тегеран потребовал от правительства ее величества «обратить внимание на справедливые требования демонстрантов». Риторика в точности такая же, как совсем недавно у Англии и других западных держав в отношении законного правительства Сирии.

Одновременно в Иране со стороны официальных лиц раздались голоса (пока это не озвучено как позиция самого государства), предлагающие направить в Великобританию «миротворческие силы» из состава Корпуса стражей Исламской революции – разумеется, с санкции ООН и с соблюдением всех международных формальностей!

Словом, происходящие в Англии события дают возможность ненавистникам Запада по всему миру, особенно в мусульманских странах, что называется, «оттянуться по полной». Такой ответ Востока Западу далеко не нов. Еще в 1827 году османский султан Махмуд II в ответ на требования Англии предоставить самоуправление христианским областям заявил, что ему было бы интересно, как бы реагировала Англия, если бы кто-то потребовал у нее предоставить самоуправление Ирландии! Впрочем, жалобы на двойные стандарты и апелляции к чувству справедливости европейцев, как известно, не спасли Османскую империю от участи постепенной десуверенизации в течение всего XIX века. Как не спасают они теперь и страны, существующие на ее бывшем пространстве – Ливию, Сирию…

Не удивительно, если бы к хору стебающихся голосов не подключились и у нас в стране. Причем речь идет не просто о юзерах сети. Один новый, но уже достаточно авторитетный ресурс откликнулся таким, например, комментарием: «Трактовка событий, подобных лондонским или каирским, почти целиком зависит от угла зрения и “текущей политической ситуации”. Такова большая политика, точнее – геополитика. Если мы считаем Англию — укрывающую всех беглых преступников из России – стратегическим оппонентом нашей страны, то в этом случае следует, пожалуй, вспомнить старую добрую риторику про “расистов” и “эксплуататоров”, прибегнув к классовой трактовке происходящего. Либо надо мягко пожурить “англичанку” за очевидный провал политики мультикультурности – в том случае, если отношения между нашими странами идут в гору. Ну, а, ежели мы снова – друзья навек, можно прибегнуть к другой популярной гипотезе: о заговоре глобалистских сил против Британии, целью которого является “обрушение в хаос” очередного суверенного государства на пороге нового экономического кризиса. Выбирайте, что вам ближе».

Эту оценку в духе агностицизма можно было бы и принять, если бы условия, породившие данные события в Англии, не имели аналогов в нашей стране.

Но, к сожалению, налицо подобие не только этнокультурного баланса, но и степени «толерантности» в обеих странах. Проще говоря, нам было бы правильнее не взирать на Англию свысока, талдыча меж тем про себя, что «до нас, тамбовских, не дойдет», а делать выводы и не повторять ошибок. Учиться на ошибках других, пока есть время и возможность.

Дело не только в необходимости резко разграничить комплиментарные и некомплиментарные (с коренным населением) этнические категории иммигрантов и резко ограничить въезд второй категории в Россию. Одним этим проблема не решится. У нас зачастую плохо складываются отношения между отдельными национальностями «коренных россиян». Разумеется, речь идет не о том, чтобы разделить их политико-административными барьерами. Миграционные процессы, в том числе внутри страны, должны быть управляемыми. Управление экономическими средствами эффективнее всяких запретов. Управление миграциями означает, прежде всего, создание условий для трудовой деятельности и самореализации потенциальных мигрантов на их родине.

Однако все это достаточно ясно и прозрачно. Никаких секретов, никаких тайн искусства властвовать тут нет. И можно быть уверенными: если бы проблема заключалась лишь в недостаточной изученности процессов, приводящих к нынешним событиям в Англии, а также к событиям в Сагре, Кондопоге и Клиши-су-Буа, то они были бы давно изучены, а сами такие события – надежно и навсегда предотвращены.

Значит, одно из двух. Первое – подобные события всякий раз исходят из нового комплекса причин. Это, учитывая явное их сходство, выглядит неправдоподобным. Остается второе – тем, кто принимает политические решения в странах христианской цивилизации, выгоден периодический всплеск организованного насилия на этнической почве. Неважно, если в одних случаях это выглядит как бунт мигрантов, а в других – как реакция пассионарной части этнического большинства на засилье и безнаказанность мигрантов (как то было в прошлом году на московском Манеже). Неважно, кто конкретно выступает нападающей стороной. Главное – что все это обязательно предстает «войной цивилизаций», перенесенной во внутренние рамки национальных государств.

Каждый раз вслед за временным успокоением нам будут упорно предлагаться меры профилактики, стойко доказывающие свою неэффективность – «борьба с экстремизмом» и «уроки толерантности». Для того, чтобы гарантировать очередную вспышку насилия. Чтобы граждане не знали покоя.

В ХХ веке был разоблачен механизм возникновения мировых войн между европейскими державами – стремление международного капитала к еще большим прибылям и тотальной власти.

Межгосударственные войны в Европе больше невозможны. Какое же средство наживы придет им на смену в практике капиталистических монополий? Есть все основания полагать, что это средство уже найдено – перманентные межэтнические погромы внутри самих европейских стран.

Война в рамках отдельно взятых государств, но устроенная как мировая система.

Добропорядочным гражданам Франции, Великобритании (а скоро, вероятно, также и Германии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии, Италии и т.д.), исправно голосующим за политкорректных и толерантных политиков, придется смириться с новой реальностью «общества всеобщего благоденствия» – полыхающими магазинами и автомобилями, толпами разноязыких погромщиков…

Или они сумеют когда-нибудь выйти из этого порочного круга?...

Ну, а как быть нам? Идти вслед им и повторять все их ошибки? Или осознать, что ценности «мультикультурализма», увлекшие Западную Европу на путь межэтнического насилия, суть лживые ориентиры? И что нам необходим свой путь, если даже кому-то, кто жаждет обрушения России в пропасть, он покажется «нетолерантным»?

Именно в культуре русского народа за тысячелетие с лишним его государственной истории были накоплены нормы и стереотипы позитивных межэтнических отношений, позволявших сохранять мир и согласие между различными народами и религиями. Суть этого «неполиткорректного» механизма просто и ясно выразил И.Л. Солоневич: «Русский народ создал империю, в которой если было хорошо, то было почти одинаково хорошо всем ее народам, а если плохо – то тоже всем, не исключая русских, более или менее одинаково». Традиционная русская имперская государственная модель, признавая субъектность русского народа, не устанавливала его привилегированного положения над всеми остальными. Нынешняя дисгармония межэтнических отношений в России – следствие уничтожения субъектности русского народа.

Другим путем, чем Россия, но к умалению субъектности своих государствообразующих народов в начале XXI века пришли и страны Западной Европы.

Почва, питающая современный конфликт, заложена в том, что европейский закон знает только граждан и неграждан, а в реальной жизни есть разные этносы и культуры.

И пока закон не признает этой реальности, конфликт невозможно будет ввести в рамки закона. Беда в том, что заинтересованность сильных мира сего в таком конфликте такова, что они и не подумают менять закон, право, идеологию ради мира своих граждан, пока те их к этому решительно не принудят.

Будем ли мы винить в происходящем только «мигрантов» или «экстремистов» и не задумаемся над тем, quid prodest?...

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.