Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 января 2021
Казахстан: "победоносное шествие демократии"

Казахстан: "победоносное шествие демократии"

По итогам досрочных парламентских выборов в стране
Аждар Куртов
21.08.2007

Южный сосед России – Казахстан известен в мире, прежде всего, своей нефтью. Не будь столь богаты ее недра этого государства, интерес к нему был бы минимальным. Но, если вам доведется пообщаться с большинством современных казахов, то вы увидите, что они вполне искренно считают: их страна – это образец успеха.

Перед нами феномен травмированного успехом национального сознания, не желающего понимать, что богатство недр - это не заслуга ни народа Казахстана, ни его политиков. Это заслуга Всевышнего...

Нурсултан Назарбаев сумел за долгие годы своего правления хорошо "отрегулировать" казахстанское общество. Причем во всех отношениях: и в экономическом, и в политическом, и в идеологическом, и даже в демографическом. В последнем случае из многонациональной союзной республики Казахстан намеренно был превращен в этнократическое государство с одной доминирующей нацией. Это в России долгие годы попытки ряда политиков принять законы, регламентирующие репатриацию в нашу страну граждан, для которых Россия является единственной исторической родиной, неизменно наталкиваются на возражения либеральных правоведов о том, что это, мол, нарушит статью конституции РФ, гарантирующую всем ее гражданствам равенство, независимо от их национальности. В Казахстане власти такими терзаниями себя не мучают. Они поступают просто. Декларируют все то же равенство наций, но на практике организуют жизнь таким образом, что все рычаги власти и богатства почему-то оказываются в руках представителей только одного титульного этноса. Да и государственная поддержка переселению в Казахстан граждан из других государств оказывается только казахам и никому другому.

#comm#В зарубежных СМИ Казахстан часто называют султанатом, явно намекая на имя президента Назарбаева.#/comm#

Однако и в политическом отношении Казахстан также на самом деле весьма походит на султанат. Ведь султанат – это восточная система власти одного человека. Причем система по восточному изощренная, лукавая и циничная. До сих пор в АТР сохранились султанаты, где правителей формально выбирают. На Востоке вообще любят пускать пыль глаза, пытаясь всеми силами уверить внешнего наблюдателя в том, что здесь царят вполне цивилизованные порядки, мало чем отличающиеся от остального мира.

И при советской власти, когда Нурсултан Абишеич возглавлял коммунистическую партию республики, и шестнадцать лет, правя независимым Казахстаном, всегда в своих публичных речах Назарбаев неизменно говорит о том, что он стремится сделать Казахстан демократическом государством. Вот и в этом году, выступив инициатором очередных изменений в конституции, он говорил о демократии, как неизменной цели своего "политического служения народу". В очередной раз было обещано: во-первых, развить в Казахстане многопартийность; во-вторых, радикально поделиться полномочиями главы государства с парламентом, и, в-третьих, продемонстрировать всему миру то, что молодое государство твердо следует по пути демократии.

И это продемонстрировали результаты прошедших парламентских выборов? Собственно они никого не удивили. Пропрезидентская партия "Нур Отан" получила не просто большинство мандатов в Мажилисе (нижней палате казахстанского парламента), и даже не конституционное большинство. Эта партия получила абсолютно все депутатские мандаты.

#comm#Ни один из кандидатов других шести партий, участвовавших в выборах, до законодательной власти не был допущен. #/comm#

И дело здесь отнюдь не в том, что в Казахстане был сохранен установленный еще в 1998 году семипроцентный заградительный барьер. Дело в другом. Ведь результат выборов показал, что все три заявленные президентом при реформе конституции цели так и не были достигнуты. Ведь никакой реальной многопартийности не получилось. Многопартийность – это система, при которой партии участвуют в осуществлении государственной политики. А если в такой политике принимает участие только одна партия, – это называется иначе. Пожелай Назарбаев действительно двигаться к многопартийности, он не стал бы оставлять столь высокий заградительный барьер, не стал бы перед выборами впервые заявлять о том, что никто иной, а именно он является и номинальным и реальным руководителем "Нур Отана". Если бы Назарбаев действительно стремился к многопартийной демократии, то он мог бы изменить весьма суровые нормы законодательства Казахстана в отношении политических партий. Ведь в Казахстане действуют такие нормы: партия, для того чтобы ей быть зарегистрированной и, тем самым, способной принять участие в выборах, должна насчитывать в своих рядах не менее 50 тысяч членов. Могут возразить: "Такие же нормы существуют и в России!" Да, существуют. Но в России населения в девять раз больше, чем в Казахстане. То есть в Казахстане нормы в те же девять раз жестче и недемократичнее, чем в России.

Кстати численность пропрезидентской партии "Нур Отан" достигает 700 тысяч человек. Если рассматривать эту цифру в процентном отношении к численности взрослого населения страны, то получиться, что в Казахстане переплюнули даже известную советскую традицию: процент состоявших в КПСС был меньше. Но КПСС была идеологической партией, а вся идеология "Нур Отана" укладывается в примитивную формулу: "всегда идти след в след за президентом".

Рухнул и второй заявленный тезис – о перераспределении полномочий от президента к парламенту. В самом деле: какая разница, как в конституции прописан механизм формирования правительства. Раньше это осуществлял единолично президент Казахстана. Теперь эти полномочия отошли к парламенту, то есть опять-таки Назарбаев, как глава единственной представленной в парламенте партии, будет решать: кто достоин министерских портфелей. И в чем же здесь принципиальная разница?

#comm#Кстати, тезис о том, что казахстанский президент поделился полномочиями с парламентом, весьма лукавый и в других отношениях. #/comm#

Ведь, если это было так, то Назарбаев наверняка не сохранил бы в конституции нормы, которые грубейшим образом ущемляют все три основных функции любого парламента. Начнем с представительной функции парламента. Она состоит в том, что парламент избирается народом, и представляет его интересы. Но в Казахстане не совсем так обстоит дело. Например, в верхнюю палату парламента – Сенат, президент и раньше имел право единолично назначать 7 сенаторов, а после нынешней реформы конституции он это свое право еще и прирастил на такое же число своих ставленников. Такая практика напоминает право монархов (тех же султанов на Востоке) назначать пользующихся их доверием людей в совещательные органы (на Востоке они назывались диванами).

Сохранилась деформация и второй функции парламента – законодательной. Принцип разделения властей нарушен формулировками многих норм конституции, написанной еще в 1995 году под диктовку Назарбаева в отсутствии парламента, который был им разогнан.

Наконец, парламент реально лишен и своей третьей контрольной функции, часть полномочий в рамках которой обычно парламент использует через институт импичмента. Реальная ответственность главы государства в Казахстане сведена к минимуму. В конституции Казахстана президент фактически гарантирован от возможности отрешения его от столь любимой им власти. Он не несет ответственности за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей. За единственным исключением: ответственность может возникнуть только… за государственную измену. Под государственной изменой же казахстанское законодательство признает лишь умышленное деяние, совершенное с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета государства, выразившегося в переходе на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта, оказании иностранному государству помощи в осуществлении враждебной деятельности против республики. В переводе на общедоступный язык это означает, что глава государства может свободно нарушать и законы и конституцию. За это импичмент наступить не может. А за что он может наступить – это вряд ли придет в голову облеченному всей полнотой власти президенту.

Можно ли после этого верить тому, что демократия в Казахстане шагает семимильными шагами?

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
19.01.2021
Максим Столетов
О книге А. Тимофеева «Как русские научились воевать. Откровенные беседы с фронтовиками».
Фоторепортаж
20.01.2021
Подготовила Мария Максимова
О первой в мире инсталляции, размещенной в движущемся составе.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».