Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 января 2021
Карабах тлеет...

Карабах тлеет...

Американчкий дипломат провоцирует войну в Нагорном Карабахе
12.07.2006

В преддверии встречи "большой восьмерки" американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Мэтью Брайза развил незаурядную активность. После обнародования основных принципов, на основе которых Минская группа намерена теперь подходить к решению конфликта, Брайза настойчиво рекомендует Москве пригласить на предстоящий в середине июля саммит G-8 президентов Армении и Азербайджана.

Американский представитель не оставляет попыток заставить Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева подписать документ, наделавший много шума и в Азербайджане, и в Армении, и в Нагорном Карабахе, - причем сделать это именно в Москве.

#comm#Осуществление "принципов Брайзы" означало бы неминуемое размораживание карабахского конфликта и погружение Кавказского региона в состояние, характерное для уже существующих американских протекторатов, - Боснии и Герцеговины, Афганистана, Ирака.#/comm#

Международные посредники уже заявили, что они "исчерпали свое воображение". Это странно, поскольку упорным упоминанием не трех, а двух сторон конфликта посредники перечеркнули и многолетние усилия своих предшественников, и основополагающие документы по урегулированию, принятые ОБСЕ.

На протяжении многих лет, в том числе в ходе прямых карабахско-азербайджано-армянских переговоров по урегулированию, проходивших в 1994-1997 годах, Минская группа ОБСЕ неоднократно выступала в заявлениями о том, что в карабахском конфликте имеется три стороны – Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах. О том же говорится и в документах Будапештского саммита ОБСЕ 1994 года, в Пражском заявлении 1995 года. В резюме действующего председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 года прямо указывается: "Действующий Председатель подтверждает ранее принятые ОБСЕ решения о статусе сторон, т.е. об участии двух вовлеченных в конфликт государств-участников, а также третьей стороны в конфликте (Нагорного Карабаха) во всем процессе переговоров, включая Минскую конференцию".

""Сегодня новые сопредседатели Минской группы говорят исключительно о двух сторонах конфликта. Тем самым полностью меняется переговорный формат, а карабахский народ низводится до уровня "объекта" территориального спора – в полном соответствии с точкой зрения официального Баку.

…Вот некоторые цитаты из текста последнего заявления сопредседателей: "обе стороны нагорно-карабахского конфликта склонны перейти от переговорного этапа к этапу принятия решений", "представители сопредседательствующих стран… посетили регион, чтобы продемонстрировать двум президентам…", "наши заместители сказали двум президентам…", "если обе стороны не могут достичь согласия…" и т.д.

Налицо полный отход института сопредседателей МГ ОБСЕ от многолетней позиции, суть которой в признании очевидного факта: главными сторонами в конфликте являются Нагорный Карабах и Азербайджан. Налицо также солидаризация сопредседателей с азербайджанской версией конфликта.

Сопредседатели впервые публично раскрыли план, обсуждавшийся ранее в кулуарах и полностью отражающий запросные позиции официального Баку. "Эти принципы, - говорится в документе, - включают поэтапный вывод армянского военного контингента с окружающих Нагорный Карабах азербайджанских территорий… Последует демилитаризация этих районов. Для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха в будущем предусмотрено проведение референдума или всеобщего голосования, сроки проведения которого не определены".

Комментарии излишни.

Далее в документе сказано, что "стороны обязуются продолжить переговоры для определения сроков и форматов этого референдума". Вполне очевидно, что подобные переговоры между "сторонами" (в определении сопредседателей, между Арменией и Азербайджаном) ни к чему не приведут. Азербайджан, получив "оккупированные территории", начнет демонстрировать свою военную мощь с удвоенной энергией и заявит, что в "бывшую Нагорно-Карабахскую автономную область" должны "вернуться" не 40 (по переписи 1989 года), а 140 тысяч азербайджанцев, включая азербайджанских жителей бывшей НКАО и их потомков. Именно такую цифру назвали члены азербайджанкой делегации на последнем раунде Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху, - российско-американского общественного форума, в котором участвуют все три стороны конфликта. Очевидно, что при подобной постановке вопроса, надо вести речь также и об армянах, покинувших Нагорный Карабах начиная как минимум с 1988 года, а также об их прямых потомках.

#comm#Неясно, в силу каких соображений российский МИД участвует в этих играх, санкционируя "принципы Брайзы".#/comm#

Почему в то время, когда президент Путин заявляет об усилении роли России на постсоветском пространстве, российский же сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мерзляков ставит подпись под документом, который должен положить конец российскому присутствию в Закавказье? Почему перед встречей "восьмерки", посвященной теме глобальной энергетической безопасности, санкционируется порядок действий, создающий угрозу энергетической безопасности России?..

По словам Брайза, "открытие нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и ввод в эксплуатацию Южно-Кавказского газопровода расчищают путь для создания инфраструктуры нового поколения для экспорта крупных объемов природного газа из Азербайджана в Грецию, Италию и Дунайский бассейн".

""Труба Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) протяженностью 1600 километров, предназначена для поставок нефти из Азербайджана через Грузию на средиземноморское побережье Турции. Проект имеет выраженный политический характер: он привязывает Тбилиси и Баку к южному флангу НАТО. Весь проект рухнет, если в трубу БТД не закачать казахстанскую нефть, - ведь нефти Азербайджана для полноценного функционирования трубопровода не хватает.

Казахстан и Азербайджан уже договорились о закачке казахстанской нефти в нефтепровод БТД. Официальный представитель госдепа США заявил, что договоренность Астаны и Баку подчеркивает "стратегическую важность трубопровода и связей Восток – Запад, которые он обеспечивает для всего Каспийского и Кавказского региона". 685-километровый Южно-Кавказский газопровод прокладывается параллельно нефтепроводу БТД от Баку до грузино-турецкой границы, где он соединяется с турецкой газовой сетью. По словам Брайза, присоединение Казахстана к проекту БТД "показывает, что этот проект достиг успеха, потому что он коммерчески важен… Законы рынка могут быть гораздо сильнее политических предпочтений стран". В действительности все обстоит наоборот. США приложили максимум усилий к тому, чтобы нефть Казахстана пошла бы на мировые рынки в обход России. В энергетической стратегии США вообще нет места России как самостоятельному игроку. Ключевые регионы транспортировки энергоресурсов Каспийского бассейна должны в перспективе перейти под плотный военно-политический контроль НАТО. Недавние крупномасштабные маневры у берегов Африки показывают, что это глобальная тенденция.

Интерес Вашингтона к карабахскому конфликту, близ зоны которого проходит трасса БТД, - существенный элемент американского сценария. Прежде всего, речь идет о размещении в Карабахе "международных миротворцев", которые, как считают наблюдатели, призваны стать серьезной головной болью и для Ирана, и для России. В Москве такую опасность сознают (свидетельство тому – заявлениия министра обороны Иванова о возможном размещении в регионе российских миротворцев), это тоже понятно: Нагорно-Карабахская Республика и территории вокруг нее являются полем все более острой геополитической конкуренции мировых и региональных сил.

В этих условиях подпись российского сопредседателя Минской группе ОБСЕ под документом, который ставит Россию в заведомо проигрышное положение на Кавказе, ничего, кроме недоумения, не вызывает. И еще: "принципы Брайзы" означают отложенный геноцид карабахского народа, а этот народ к коллективному самоубийству не склонен.

Fondsk.ru


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
19.01.2021
Максим Столетов
О книге А. Тимофеева «Как русские научились воевать. Откровенные беседы с фронтовиками».
Фоторепортаж
20.01.2021
Подготовила Мария Максимова
О первой в мире инсталляции, размещенной в движущемся составе.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».