Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Карабах тлеет...

Карабах тлеет...

Американчкий дипломат провоцирует войну в Нагорном Карабахе
12.07.2006

В преддверии встречи "большой восьмерки" американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Мэтью Брайза развил незаурядную активность. После обнародования основных принципов, на основе которых Минская группа намерена теперь подходить к решению конфликта, Брайза настойчиво рекомендует Москве пригласить на предстоящий в середине июля саммит G-8 президентов Армении и Азербайджана.

Американский представитель не оставляет попыток заставить Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева подписать документ, наделавший много шума и в Азербайджане, и в Армении, и в Нагорном Карабахе, - причем сделать это именно в Москве.

#comm#Осуществление "принципов Брайзы" означало бы неминуемое размораживание карабахского конфликта и погружение Кавказского региона в состояние, характерное для уже существующих американских протекторатов, - Боснии и Герцеговины, Афганистана, Ирака.#/comm#

Международные посредники уже заявили, что они "исчерпали свое воображение". Это странно, поскольку упорным упоминанием не трех, а двух сторон конфликта посредники перечеркнули и многолетние усилия своих предшественников, и основополагающие документы по урегулированию, принятые ОБСЕ.

На протяжении многих лет, в том числе в ходе прямых карабахско-азербайджано-армянских переговоров по урегулированию, проходивших в 1994-1997 годах, Минская группа ОБСЕ неоднократно выступала в заявлениями о том, что в карабахском конфликте имеется три стороны – Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах. О том же говорится и в документах Будапештского саммита ОБСЕ 1994 года, в Пражском заявлении 1995 года. В резюме действующего председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 года прямо указывается: "Действующий Председатель подтверждает ранее принятые ОБСЕ решения о статусе сторон, т.е. об участии двух вовлеченных в конфликт государств-участников, а также третьей стороны в конфликте (Нагорного Карабаха) во всем процессе переговоров, включая Минскую конференцию".

""Сегодня новые сопредседатели Минской группы говорят исключительно о двух сторонах конфликта. Тем самым полностью меняется переговорный формат, а карабахский народ низводится до уровня "объекта" территориального спора – в полном соответствии с точкой зрения официального Баку.

…Вот некоторые цитаты из текста последнего заявления сопредседателей: "обе стороны нагорно-карабахского конфликта склонны перейти от переговорного этапа к этапу принятия решений", "представители сопредседательствующих стран… посетили регион, чтобы продемонстрировать двум президентам…", "наши заместители сказали двум президентам…", "если обе стороны не могут достичь согласия…" и т.д.

Налицо полный отход института сопредседателей МГ ОБСЕ от многолетней позиции, суть которой в признании очевидного факта: главными сторонами в конфликте являются Нагорный Карабах и Азербайджан. Налицо также солидаризация сопредседателей с азербайджанской версией конфликта.

Сопредседатели впервые публично раскрыли план, обсуждавшийся ранее в кулуарах и полностью отражающий запросные позиции официального Баку. "Эти принципы, - говорится в документе, - включают поэтапный вывод армянского военного контингента с окружающих Нагорный Карабах азербайджанских территорий… Последует демилитаризация этих районов. Для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха в будущем предусмотрено проведение референдума или всеобщего голосования, сроки проведения которого не определены".

Комментарии излишни.

Далее в документе сказано, что "стороны обязуются продолжить переговоры для определения сроков и форматов этого референдума". Вполне очевидно, что подобные переговоры между "сторонами" (в определении сопредседателей, между Арменией и Азербайджаном) ни к чему не приведут. Азербайджан, получив "оккупированные территории", начнет демонстрировать свою военную мощь с удвоенной энергией и заявит, что в "бывшую Нагорно-Карабахскую автономную область" должны "вернуться" не 40 (по переписи 1989 года), а 140 тысяч азербайджанцев, включая азербайджанских жителей бывшей НКАО и их потомков. Именно такую цифру назвали члены азербайджанкой делегации на последнем раунде Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху, - российско-американского общественного форума, в котором участвуют все три стороны конфликта. Очевидно, что при подобной постановке вопроса, надо вести речь также и об армянах, покинувших Нагорный Карабах начиная как минимум с 1988 года, а также об их прямых потомках.

#comm#Неясно, в силу каких соображений российский МИД участвует в этих играх, санкционируя "принципы Брайзы".#/comm#

Почему в то время, когда президент Путин заявляет об усилении роли России на постсоветском пространстве, российский же сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мерзляков ставит подпись под документом, который должен положить конец российскому присутствию в Закавказье? Почему перед встречей "восьмерки", посвященной теме глобальной энергетической безопасности, санкционируется порядок действий, создающий угрозу энергетической безопасности России?..

По словам Брайза, "открытие нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и ввод в эксплуатацию Южно-Кавказского газопровода расчищают путь для создания инфраструктуры нового поколения для экспорта крупных объемов природного газа из Азербайджана в Грецию, Италию и Дунайский бассейн".

""Труба Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) протяженностью 1600 километров, предназначена для поставок нефти из Азербайджана через Грузию на средиземноморское побережье Турции. Проект имеет выраженный политический характер: он привязывает Тбилиси и Баку к южному флангу НАТО. Весь проект рухнет, если в трубу БТД не закачать казахстанскую нефть, - ведь нефти Азербайджана для полноценного функционирования трубопровода не хватает.

Казахстан и Азербайджан уже договорились о закачке казахстанской нефти в нефтепровод БТД. Официальный представитель госдепа США заявил, что договоренность Астаны и Баку подчеркивает "стратегическую важность трубопровода и связей Восток – Запад, которые он обеспечивает для всего Каспийского и Кавказского региона". 685-километровый Южно-Кавказский газопровод прокладывается параллельно нефтепроводу БТД от Баку до грузино-турецкой границы, где он соединяется с турецкой газовой сетью. По словам Брайза, присоединение Казахстана к проекту БТД "показывает, что этот проект достиг успеха, потому что он коммерчески важен… Законы рынка могут быть гораздо сильнее политических предпочтений стран". В действительности все обстоит наоборот. США приложили максимум усилий к тому, чтобы нефть Казахстана пошла бы на мировые рынки в обход России. В энергетической стратегии США вообще нет места России как самостоятельному игроку. Ключевые регионы транспортировки энергоресурсов Каспийского бассейна должны в перспективе перейти под плотный военно-политический контроль НАТО. Недавние крупномасштабные маневры у берегов Африки показывают, что это глобальная тенденция.

Интерес Вашингтона к карабахскому конфликту, близ зоны которого проходит трасса БТД, - существенный элемент американского сценария. Прежде всего, речь идет о размещении в Карабахе "международных миротворцев", которые, как считают наблюдатели, призваны стать серьезной головной болью и для Ирана, и для России. В Москве такую опасность сознают (свидетельство тому – заявлениия министра обороны Иванова о возможном размещении в регионе российских миротворцев), это тоже понятно: Нагорно-Карабахская Республика и территории вокруг нее являются полем все более острой геополитической конкуренции мировых и региональных сил.

В этих условиях подпись российского сопредседателя Минской группе ОБСЕ под документом, который ставит Россию в заведомо проигрышное положение на Кавказе, ничего, кроме недоумения, не вызывает. И еще: "принципы Брайзы" означают отложенный геноцид карабахского народа, а этот народ к коллективному самоубийству не склонен.

Fondsk.ru


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.