Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Евро под угрозой

Евро под угрозой

Как Греция стала пороховой бочкой еврозоны
Юрий Квашнин
17.02.2010
Евро под угрозой

В 2001-м, когда Грецию принимали в еврозону, мало кто мог предположить, что всего через девять лет бюджетные проблемы этой страны спровоцируют начало новой волны экономического кризиса в Европе и поставят под угрозу судьбу единой европейской валюты.

Проблемы Афин начались вовсе не в декабре 2009-го, когда были обнародованы сенсационные данные о почти 13-процентном дефиците, а гораздо раньше. Даже в 2001-м страна не соответствовала Маастрихтским соглашениям по двум основным критериям перехода на евро: ее госдолг превышал 100 процентов ВВП вместо положенных 60, а дефицит бюджета был меньше 3 процентов только благодаря умелым манипуляциям со статистикой. За последующие годы ситуация ничуть не улучшилась. Причина тому – структурная отсталость греческой экономики, на которую фактически закрывал глаза Европейский союз. У греков множество проблем, но главных - три.

Видеть – не решать

Проблема первая - архаичная пенсионная система. По данным на 2008-й, при сохранении действующей пенсионной системы и темпов старения населения пенсионные выплаты должны к 2050 году возрасти с 12,4 до 22,6 процента ВВП, а общие расходы на нужды пенсионеров – до 23,7. Для сравнения: в среднем по ЕС рост пенсионных выплат к тому же времени составит лишь 2 процента ВВП. Накануне мирового экономического кризиса правоцентристское правительство Константиноса Караманлиса провело через парламент пенсионную реформу, предполагавшую укрупнение пенсионных фондов и сокращение возможностей для досрочного выхода на пенсию. До недавнего времени 40 процентов женщин и 15 - мужчин считались представителями тяжелых и вредных профессий и могли получать пенсию до наступления пенсионного возраста. Но даже такая ограниченная мера была встречена населением в штыки, поэтому правительство было вынуждено свернуть дальнейшие реформы в этой сфере.

Проблема номер два - колоссальный и убыточный государственный сектор экономики и непомерные расходы на содержание армии бюджетников.

В Греции около трети всех трудящихся заняты на государственной службе или работают на госпредприятиях. И на протяжении предыдущего десятилетия их количество только увеличивалось. Например, из года в год росло количество учителей и преподавателей - несмотря на неуклонное сокращение общего числа учащихся вследствие катастрофического падения рождаемости. При этом попытки пересмотреть систему найма в госсекторе или провести приватизацию государственных предприятий в большинстве своем оканчивались неудачей.

Причина три: огромная - не только по европейским, но и по мировым меркам - коррупция. В настоящее время, согласно «Индексу экономической свободы», по уровню коррупции страна обгоняет все государства ЕС, кроме Литвы. Как неоднократно заявлял в ходе избирательной кампании нынешний премьер-министр Георгиос Папандреу, если покончить с теневым сектором экономики, то греческий бюджет станет профицитным. Коррупция в высших эшелонах власти - настоящее бедствие во многих государствах, но в Греции она фактически даже не преследуется законом. Так, президент и члены кабинета министров могут быть подвергнуты судебному преследованию только в случае, если парламент большинством голосов проголосует за лишение их неприкосновенности. А законодательный орган формируется таким образом, что победившая партия получает в нем в качестве «приза» дополнительные 40 мест и, благодаря этому, может заблокировать любые попытки лишить иммунитета проворовавшихся министров.

За предыдущие десятилетия, когда не было сделано ничего или почти ничего для преодоления этих структурных проблем, греческая экономика превратилась в пороховую бочку. Со временем она была обречена взорваться.

Вниз, по долговой спирали

О глубоком кризисе, в который попала Греция, заговорили осенью 2009-го, но на самом деле пожар вспыхнул намного раньше, просто не все его заметили. В конце 2008-го над страной, как и над многими другими государствами, нависла угроза банковского кризиса. В благополучные 2000-е греческие банки, пользуясь низкой процентной ставкой по евро, привлекали большие кредиты и вкладывали полученные средства в развивающиеся экономики балканских стран, где ставки по кредитам были значительно выше. После девальвации национальных валют Болгарии, Сербии и других стран региона местным компаниям стало сложнее расплачиваться по кредитам, номинированным в евро. В результате банки Эллады столкнулись с нехваткой ликвидности и обратились к правительству за помощью. Караманлис объявил: вливания в банковский сектор в общей сложности могут составить 28 миллиардов евро, то есть около 10 процентов ВВП. Неудивительно, что опубликованная в конце 2008-го статистика, вместо запланированного сокращения бюджетного дефицита, показала его резкий рост - до 7,7 процента ВВП. Он стал самым высоким в Евросоюзе, в 2,5 раза превысив максимально допустимое для еврозоны значение.

Из-за проблем с банками Греция скатывалась в долговую яму. Приостановить падение можно было только одним способом: повысив налоги и урезав государственные расходы, но в то время социальная обстановка в стране отнюдь не благоприятствовала каким бы то ни было реформам.

Вспомним: после гибели 6 декабря 2008-го 15-летнего подростка Александроса Григоропулоса, который был застрелен в результате столкновения с полицией, в стране начались крупнейшие за последние 35 лет студенческие волнения. Они были частично поддержаны профсоюзами, леворадикальными партиями и всеми недовольными политикой Караманлиса. На фоне массовых беспорядков принятие консервативного бюджета грозило новыми социальными потрясениями и окончательно лишило бы правящую партию поддержки населения…

Чем обернулось роковое для Греции решение правительства не пересматривать бюджет на 2009-й, когда у страны еще был шанс решить бюджетные проблемы своими силами, известно. 5 ноября прошлого года министр экономики Георгиос Папаконстантину обнародовал данные о росте дефицита греческого бюджета до 12,7 процента ВВП. Несколькими неделями позже заместитель министра экономики Филиппос Сахинидис заявил об увеличении государственного долга до 300 миллиардов евро – самого высокого уровня в современной истории Греции. После обнародования данных о росте госдолга все три рейтинговых агентства понизили кредитный рейтинг Эллады до самого низкого в еврозоне статуса. Для спекулянтов это была команда «Фас!», атака на евро началась, и с этого момента проблемы Греции стали общеевропейскими.

«Титаник» встал на курс

В октябре прошлого года, под давлением оппозиции, в Греции прошли досрочные выборы. Как и предполагалось, Караманлис эти выборы проиграл, а победу одержало Всегреческое социалистическое движение - ПАСОК. Страна проголосовала против «затягивания поясов» и предложенных Караманлисом консервативных реформ. Греки выдали Георгиосу Папандреу мандат не на реформирование, а на сохранение тех социальных завоеваний, которые были сделаны при его отце, Андреасе Папандреу. Главный вопрос состоял в том, насколько это возможно в условиях мирового экономического кризиса.

В полном соответствии с давней греческой традицией новоизбранный премьер-министр обвинил во всех бедах предыдущее правительство. В ответ на критику новый лидер правоцентристов Антонис Самарас заявил, что кабинет Папандреу намеренно завысил дефицит бюджета, чтобы в следующем году было легче его снизить. В обстановке непрекращающихся взаимных нападок и попыток руководителей двух крупнейших партий снять с себя ответственность за происходящее парламент разработал проект бюджета на 2010-й, который был презентован Европейской комиссии как самый консервативный в новейшей истории Греции. По плану, дефицит бюджета в 2010-м должен сократиться с 12,7 до 9,1 процента ВВП, в 2012-м Папандреу пообещал довести его до разрешенных ЕС 3 процентов. Сокращение должно быть осуществлено урезанием расходной части бюджета на 2,3 процента: за счет расходов на оборону и систему здравоохранения, замораживания зарплат госслужащим и найма на госслужбу, отказа от обещанной на выборах обширной инвестиционной программы.

Самое большое удивление вызвало заложенное в бюджете увеличение доходов, в то время как даже по самым оптимистическим прогнозам в нынешнем году страну ждет дальнейший экономический спад.

Поэтому с декабря 2009-го резко усилилось давление на Афины со стороны ЕС. Теперь именно Брюссель выступает в роли главного инициатора реформ, направленных на сокращение бюджетного дефицита и государственного долга Греции. Особенно четко обозначила свою позицию Германия, опасающаяся, что, если ЕС примет решение об оказании финансовой помощи Афинам, то это будет сделано за счет немецких налогоплательщиков. В середине января Ангела Меркель обвинила Грецию в том, что из-за ее бюджетных проблем евро оказался под давлением, и призвала греческое правительство к проведению структурных преобразований, в первую очередь - пенсионной реформы. В ЕС начались разговоры о необходимости дальнейшего сокращения расходной части греческого бюджета.

В начале нынешнего года стало ясно: без ужесточения мер сократить дефицит до запланированного уровня не удастся. Окончательно программа преобразований на 2010-й была сформулирована Папандреу 2 февраля, за день до принятия Еврокомиссией предложенного Грецией плана мероприятий по выходу из кризиса. Было объявлено о замораживании зарплат и сокращении на 10 процентов расходов в госсекторе, повышении налогов на топливо, акцизов на спиртное и табак, введении налога на дивиденды, повышении налогообложения офшорных компаний. Помимо этих краткосрочных мер по спасению греческой экономики, предполагалось увеличение возраста выхода на пенсию до 67 лет - как для мужчин, так и для женщин.

3 февраля предложенный Грецией план выхода из кризиса был утвержден Еврокомиссией. Папандреу поспешил заверить своих избирателей, что дальнейших сокращений расходов не предполагается и предложенных им мер будет вполне достаточно для выхода из кризиса. Несмотря на это, уже через неделю была объявлена еще одна крайне непопулярная реформа – установление 40-процентного подоходного налога для граждан, декларирующих годовые доходы свыше 60 тысяч евро.

Социальные последствия антикризисных мер не заставили себя ждать. Только за последний месяц акции протеста провели таможенники, налоговики и работники гражданской авиации. 10 февраля вся Греция была парализована забастовкой служащих госсектора. В Афинах демонстрации сопровождались стычками с полицией, возникла угроза повторения событий декабря 2008-го. Начавшаяся 16 февраля новая забастовка таможенников грозит на несколько дней прервать транспортировку товаров через границу. В случае если эту забастовку объявят бессрочной, последствия могут быть непредсказуемыми.

Поэтому сегодня правительство пытается всячески заверить население, что дальнейших сокращений бюджетных расходов не планируется.

Но даже если Папандреу в ближайшее время решится на дальнейшее увеличение налогов, полученных средств не хватит, чтобы выплатить в апреле долги на сумму более 20 миллиардов евро. Поэтому судьба страны всецело зависит от того, окажут ли государства ЕС ей необходимую поддержку. И сколько бы греческие официальные лица ни говорили о том, что у Афин достаточно внутренних ресурсов для преодоления кризиса, теперешняя страна, как недавно признался на совещании министров финансов стран ЕС Георгиос Папаконстантину, более всего напоминает «Титаник», на полных парах мчащийся навстречу айсбергу.

Спасение утопающих…

Проблемы вокруг Греции еще далеки от своего разрешения – скорее, они только начинаются - но выводы уже есть. Речь – об огромных различиях в уровне экономического развития стран, входящих в еврозону. Наиболее тяжелыми оказались бюджетные проблемы в южно-европейских странах, которые вступили в кризис со структурно слабыми экономиками. Из-за дефицита бюджета в Греции начались массовые продажи евро, и к середине февраля курс евро достиг своего девятимесячного минимума.

В случае, если проблемы Афин распространятся на другие страны так называемой группы ПИГС - в нее относят Португалию, Италию, Грецию и Испанию - доверие к единой европейской валюте может быть окончательно подорвано.

Назову несколько сценариев развития бюджетного кризиса в Греции в краткосрочной перспективе.

Греция получит помощь от стран – членов ЕС, прежде всего, от Германии и Франции: они могут купить греческие облигации или предоставят прямой кредит от лица правительства. Но тогда другие «слабые звенья» европейской экономики также попросят о помощи - в надежде за чужой счет залатать дыры в бюджете. Если Афины примутся спасать таким образом, то она сможет избежать банкротства, но под давлением Германии ей придется пойти на дальнейшее снижение расходов, за которым последует ускоренное падение ВВП.

Кредит будет предоставлен от имени Европейского центробанка. Такой вариант был озвучен лауреатом Нобелевской премии по экономике Йозефом Стиглицем, который призвал ЕЦБ пересмотреть свою кредитную политику и предоставить Греции низкопроцентный заем, чтобы она смогла расплатиться по текущим обязательствам без дальнейшего наращивания госдолга. Поскольку в настоящее время ЕЦБ не имеет права оказывать прямую помощь странам – членам Еврозоны, такой вариант представляется маловероятным, хотя для Греции он был бы оптимальным.

Афины получают помощь от государства, не входящего в Евросоюз. В конце января в прессе обсуждались слухи о возможной покупке греческих облигаций Пекином, но на сегодняшний день никакой помощи со стороны Китая Греция не получила. Надежды на Россию также не оправдались: на переговорах с Георгиосом Папандреу в Москве Дмитрий Медведев порекомендовал премьер-министру Греции для разрешения трудностей обратиться в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Шансы на то, что Греция получит помощь от США, также весьма невелики.

Греция обращается за помощью в МВФ.На данный момент этот вариант полностью исключается официальными лицами ЕС. Глава совета министров финансов стран еврозоны Жан-Клод Юнкер высказался в том духе, что дефицит Греции – это внутриевропейская проблема: «Разве станут США просить кредит у МВФ, чтобы рефинансировать долг Калифорнии? Так почему тогда мы должны обращаться за помощью к МВФ?».

Греция ничего не получает и уже 20 апреля объявляет дефолт по выплатам облигаций.В этом случае Европе грозит целая серия дефолтов: другие «проблемные» страны фактически будут лишены доступа к кредитам.

Если все вопросы им придется решать самостоятельно, а в условиях мирового финансового кризиса это будет крайне сложно, то при таком развитии ситуации нас ожидает обвал евро и фактический развал еврозоны.

Да, к 20 апреля Греция, скорее всего, все-таки получит необходимые займы. Но, чтобы сохранить рычаги давления на Афины, решение вопроса о предоставлении кредита, скорее всего, будет откладываться до последнего момента. За кризис грекам придется заплатить высокую цену: страну ждут дальнейшее снижение ВВП, рост безработицы, которая уже перевалила 10-процентную отметку, и еще более консервативный бюджет на 2011-й. Даже если европейская экономика будет восстанавливаться быстрыми темпами, в Греции ближайшие три года будут сложными и болезненными. Проведение жесткой фискальной политики и увеличение налогов приведет к оттоку иностранных инвестиций, будут сокращены государственные программы по модернизации греческой экономики. Также будут урезаны расходы на оснащение армии - военные расходы в Греции достигают 5 процентов ВВП, это один из самых высоких показателей в Европе. Возможно, ей придется отказаться от весьма самостоятельной политики в Балканском регионе: например, признать независимость Косово и отменить наложенное ранее вето на принятие Македонии в НАТО.

Предыдущие полтора десятилетия, когда экономика страны показывала рекордные для еврозоны темпы прироста ВВП, будут восприниматься населением как «золотой век». Но это уже страница в греческой истории…

Юрий Квашнин - кандидат исторических наук, научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.