Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 октября 2021
Исламский мир: демографическая бомба

Исламский мир: демографическая бомба

Феномен исключительно быстрого роста мирового мусульманства вызывает особый интерес ученых
Вячеслав Белокреницкий, доктор исторических наук
24.04.2009
Исламский мир: демографическая бомба

Демография относится к числу наиболее острых и актуальных вопросов, волнующих мировое сообщество. Хотя следует отметить, что внимание к этой стороне мировой политики на протяжении долгого времени было чисто спорадическим и в целом незначительным. Демография традиционно занимала небольшое место при анализе международно-политических процессов, проходя по разряду экономических и социальных исследований. Такое положение было характерно как для зарубежной, так и отечественной науки.

На число приверженцев той или иной религии и связанной с ней цивилизации стали обращать внимание в основном лишь после окончания Холодной войны, в существенной степени под влиянием идеи «столкновения цивилизаций» С.П. Хантингтона и ее широкого обсуждения. При этом главное внимание привлек к себе тезис американского политолога о «кровавой бахроме» современного исламского мира. Несколько позже концепция Хантингтона обрела в его сочинениях и отчетливые демографические параметры в виде динамики не только самих размеров цивилизационных комплексов, но и их геополитической (державной и имперской) мощи. Другой демографический аспект международно-политической проблематики связан с миграциями населения. На рубеже двух столетий и тысячелетий на первый план также вышел исламский момент - анализу и оценке подвергся, прежде всего, феномен переселения мусульман в Европу и связанные с ним проблемы.  

Говоря о демографии применительно к исламскому миру, нельзя не затронуть такие вопросы, как историко-демографическая динамика исламского мира, причины более быстрого роста его популяции во второй половине ХХ и начале ХХI веков, перспективы и прогнозы демографического будущего мусульманского населения и государств, принадлежащих к исламскому (исламизированному) культурно-политическому ареалу.  

Нелишне, наверное, подчеркнуть, что ретроспективные демографические оценки отличаются большой условностью. Оценки численности населения планеты, в том числе мусульман, колеблются в широких пределах.  

По ряду оценок, в эпоху Багдадского халифата (750-1258 гг.) в пределах исламского ареала насчитывалось более 30, максимум 50 млн. человек, что составляло немногим более одной десятой мирового населения (11-13 %). В последующие два века мировое мусульманство понесло крупные демографические потери, вызванные набегами и разрушениями кочевников-монголов и наследников их власти в Иране и Средней Азии, а также тяжелыми эпидемиями бубонной чумы и холеры. Существенное влияние оказал также сдвиг торговых путей с суши на море и упадок земледельческой культуры при господстве степняков-кочевников.  

Доля мусульман в составе общемирового населения понизилась, но не слишком значительно, так как одновременно сократилась, согласно большинству оценок, и общая численность мирового населения, в частности европейского, испытавшего в середине ХIV в. ужасы «черной смерти» (население земли на 1200 г. оценивалось в 360-450 млн., а на 1400 г. – в 350-374 млн.).  

Новый исламский подъем связан с возвышением Османского бейлика (государства тюрок-сельджуков в Малой Азии) и расширением границ их империи в XV-ХVI веках.

Османская империя распространила свою власть на значительную часть юго-восточной Европы, северной и северо-восточной Африки, западной и юго-западной Азии. Численность жителей в ее пределах на пике господства в 1500-1700 гг. определяют в 20-30 млн. человек. При этом весь исламский мир был, разумеется, шире Османской империи. К нему относились шиитский Иран, Афганистан и Средняя Азия с общей численностью мусульман в их пределах порядка 10-15 млн. человек, а также Могольская Индия, где мусульманское население составляло около пятой части общего населения, следовательно, приблизительно 25-30 млн. человек Ислам распространился к тому времени на значительной части островной и полуостровной Юго-Восточной Азии и там проживало, по всей видимости, около 10-15 млн. мусульман. Наконец, в Африке за пределами Османской империи насчитывалось, вероятно, еще не менее 20-25 млн. мусульман. Таким образом, численность мусульман в мире в течение 200 лет варьировала, медленно повышаясь, в пределах 85-115 млн. человек. Удельный вес мусульман в общемировом населении колебался в широких пределах от 12-19%. Что же касается державного исламского ареала, то он был значительно шире, охватывая всю многонаселенную Индию, часть христианских районов Европы и районы распространения христианства и примитивных культур в Африке и Юго-Восточной Азии.  

Последующие два века (ХVШ и ХIХ) были периодом заметного сокращения размеров исламского мира как с точки зрения относительной численности приверженцев религии, так и с позиции мощи и влияния мусульманских держав.

Отступление исламского мира под натиском европейского в ХVШ-ХIХ веках было повсеместным, а численность мусульман росла медленнее, чем в мире в целом. Во многом то было следствием кризиса, который испытала традиционная экономика в пустынных, степных и гористых ареалах расселения мусульман. Сказался также завершившийся перенос основных путей мировой торговли с суши на океан и утрата арабскими купцами былых позиций в торговой системе Индийского океана. Захваченная европейцами морская компонента обмена товарами, услугами и идеями отразилась на общем состоянии мусульманских сообществ, привела к их оттеснению и самоизоляции.  

Своего демографического надира (низшей точки) мусульманский мир достиг на рубеже ХVШ-ХIХ веков. По данным переписи, проведенной во время вторжения войск Наполеона в Египет, там насчитывалось всего 2.5 млн. человек. По скорректированным оценкам, население «страны Нила» в 1800 г. равнялось 3.5-4 млн., в когда-то многонаселенном Ираке (Месопотамии) проживало от 1 до 1.5 млн. человек, на Аравийском полуострове - не более 5, в Иране – 6 млн., в Турции (Анатолии) - 9 млн., а во всей Османской империи - 24 млн. человек.  

На протяжении ХIХ в. в исламском ареале наблюдался неровный, но в целом нарастающий экономический и демографический рост. Предпосылки для него создало подключение Северной Африки, Ближнего Востока и южных районов Азии к более развитой европейской системе, расширение торговли между Европой и Азией. Если в середине ХIХ века число мусульман в мире, вероятно, лишь несколько превышало 100 млн. человек, то в начале ХХ столетия оно было уже в два раз больше (при среднегодовых темпах прироста около 0.7 %) На исламский мир, согласно наиболее распространенным оценкам, в 1900 г. приходилась примерно девятая часть человечества (11-13%), или 180-210 млн. человек. Мусульманский мир в первой половине ХХ века продолжал испытывать давление со стороны более развитых государств Европы. В результате Первой мировой войны распалась его главная опора и многовековой символ – Османская империя.  

На ее месте возникло национальное турецкое государство (в 1923 г. в Турции отменили султанат, а в следующем году – халифат). В соседней Персии на смену империи Каджаров пришла новая монархия Пехлеви, ориентирующаяся на глубокие исторические корни (с этим связано официальное переименование страны в 1927 г. в Иран).  

Распад Османской империи позволил арабам активизировать борьбу за обретение национального суверенитета и добиться значительных успехов на этом пути уже в период между мировыми войнами.

Среди мусульман Индии на этом историческом этапе боролись две тенденции - в поддержку общеиндийского национализма и за создание отдельного государства для мусульман. Сторонники национализма на базе религиозной идентичности смогли в итоге расколоть страну и создать Пакистан, первую в истории исламскую республику. Это произошло уже после окончания Второй мировой войны, когда началось обвальное крушение колониальной системы, позволившее исламским народам обрести «второе дыхание». На Ближнем Востоке в первые послевоенные годы завершается формирование системы арабских государств. К востоку от него, помимо Пакистана, независимость обретает мусульманская Индонезия, а с некоторым временным лагом - Малайзия. Большое число независимых мусульманских государств появляется в Тропической Африке.  

Темпы роста населения в исламском ареале в первой половине ХХ века все еще едва превышали мировые (1.1 против 0.9%) По ориентировочным оценкам, численность мусульман в мире составляла в 1950 г. 330-350 млн. человек, или 13-14 % мирового населения - ненамного больше, чем в начале века.  

Во второй половине прошлого столетия в мире происходит демографический взрыв за счет стремительного роста населения в менее развитых регионах, к числу которых относится исламский. К концу века численность мусульман оценивается по разному, но средними значениями можно считать 1.2-1.4 млрд. человек. Таким образом, численность приверженцев ислама за 50 лет увеличилась примерно в четыре раза, при среднегодовых темпах прироста равных 2.6%. Доля мусульман в мировом населении возросла округленно в два раза до 20-23%. Если в середине столетия каждый шестой-седьмой житель планеты (из 2.5 млрд.) принадлежал по факту рождения и вере к последователям пророка Мухаммеда, то через пять десятилетий к ним принадлежал уже каждый четвертый-пятый из населяющих землю 6 млрд. человек.  

Современная демографическая история охватывает период после окончания Второй мировой войны. Его можно разделить на три этапа – бурного увеличения населения в мире вообще и особенно в слаборазвитом, развивающемся ареале (конец 1940-х - начало 1970-х годов); замедления темпов роста в развитых регионах и сокращения ежегодного прироста в развивающихся (1970-1980-е годы); падения темпов роста и сокращения населения развитых стран и регионов; снижения скорости увеличения численности в менее развитых ареалах (1990-2000-е годы).  

Исламские страны (т.е. такие, где большинство населения - мусульмане) демонстрировали на первом этапе быстрые темпы прироста народонаселения, однако этот факт не привлекал к себе внимание на фоне послевоенного бэби-бума в США, менее выраженного, но сходного процесса в европейских государствах, а также стабильных темпов увеличения численности населения в СССР. Кроме того, мусульманские страны не выделялись из общего «клина» развивающихся государств, для которых после Второй мировой войны была характерной исключительно высокая демографическая динамика.  

Последнее объяснялось, как хорошо известно, двумя подвижками – снижением смертности под влиянием прогресса в медицине и здравоохранении (введением препаратов пенициллиновой группы, использованием порошка ДДТ для борьбы с малярией, применением вакцин против заразных заболеваний и т.п.), и сохранением на прежнем, традиционно высоком уровне рождаемости при постепенном снижении младенческой и детской смертности.  

Образовавшиеся ножницы между рождаемостью и смертностью привели к увеличению людской популяции в наименее экономически развитых регионах.

Осознание вытекающих отсюда проблем способствовало совместному их обсуждению на форумах, обязанных своим появлением Организации Объединенных Наций. Одним из крупнейших мероприятий такого рода явилась всемирная конференция ООН по народонаселению в Бухаресте в 1974 г. К тому времени выяснилось, что абсолютные темпы прироста достигли максимума в 1962-1963 гг. после чего началось их плавное падение. Вместе с тем, абсолютный прирост населения мира продолжал нарастать, увеличившись с 60-70 млн. в начале 1960-х годов до почти 90 млн. человек в конце 1980-х годов.  

Рекомендации Бухарестской конференции были достаточно жесткими и неоднозначно воспринимались в разных частях мира. Однако меры по планированию семьи одобрялись на втором послевоенном этапе практически всеми государствами, в том числе такими демографическими гигантами, как Китай и Индия, а также многими мусульманскими - в частности, Ираном и Пакистаном.  

Волна исламизации, поднявшаяся в конце 1970-х годов, внесла коррективы в эти тенденции. Режим имама Хомейни в Иране проводил в 1980-х годах, во время кровопролитной войны с Ираком, открыто пронаталистскую политику. В результате рождаемость там вышла на исключительно высокий уровень, а среднегодовые темпы прироста населения в 1987/88 г. достигли 3.9%.  

Власти соседнего с Ираном исламского Пакистана по существу отказались от мер по поощрению ограничения рождаемости. Похожим образом поступили многие другие режимы в мусульманских странах.

На третьем, текущем этапе послевоенной демографической эволюции (с рубежа 1980-90-х годов) поощрение рождаемости в исламском ареале по большей части «опускается» с государственного уровня на общественный. Главную роль в пронаталистском курсе играют теперь представители сословия мусульманских богословов и священнослужителей (улемов и мулл), заинтересованные в сохранении традиционного сознания масс, неизменности семейно-бытовых установлений, прежде всего обычаев раннего и всеобщего замужества, в том числе выхода замуж вдов, традиций большой патриархальной семьи, малой грамотности и узкого кругозора женщин. Традиционалистски настроенные круги опираются на поддержку политических и общественных организаций исламского направления, стремясь не допустить изменений в общественном сознании и структуре семейных отношений. Факторы такого рода можно отнести к числу специфических для исламского мира.  

В то же время их трудно иногда отделить от общих для менее развитых регионов черт хозяйства и уклада жизни - преобладания в составе населения сельских жителей, глубокой бедности и нищеты численно преобладающих слоев и классов как деревенского, так и сельско-городского общества. Такие условия существуют на текущем этапе в Китае и Индии, большинстве стран Юго-Восточной Азии и Тропической Африки.  

Тем не менее, исламские страны неизменно оказываются среди лидеров демографического роста. При этом нужно согласиться с тем, что каких-то особых исламских моделей регулирования рождаемости и отношения к репродуктивному поведению нет, а потому базовая причина ускоренного роста состоит скорее всего в особом характере исламского микрообщества с его гендерной иерархией, т.е. подчиненным положением женщины в семье и более широком кровно-родственном сообществе.  

Зависимое положение женщин отличает, без сомнения, и иные, не только исламизированные традиционные общества. Известно также, что ислам на заре своего существования способствовал закреплению за женщинами определенных прав в плане наследования и возлагал на мужчин моральные обязательства по заботе за женщинами.  

Вместе с тем, ислам, в отличие от таких религий, как иудаизм, христианство, индуизм, буддизм, санкционирует полигамию, облегчает для мужчин процедуру развода и закрепляет за отцом преимущественное право на воспитание детей после него.

К этому надо добавить ориентированность на всемерное расширение исламской культурно-религиозной среды. Помимо прозелитизма, она проявляется в обычае мусульман брать в жены немусульманок с обязательным принятием ими ислама как условия выхода замуж и воспитание детей от таких браков в мусульманской вере.  

В увеличении численности последователей пророка Мухаммеда с самого начала присутствовал и сильный политический компонент. Представители других религий, как известно, облагались мусульманскими правителями специальным налогом-данью (джизией), их переход в ислам поощрялся властями.  

Ускоренный рост мусульман по сравнению с расово-этнически и социально-культурно близким ему немусульманским населением можно проиллюстрировать многими примерами. Весьма наглядно он выявляется, если взять данные о колониальной Индии и сравнить их с современным положением и проекцией на будущее. Доля мусульман среди населения контролируемой англичанами Индии по данным первых переписей населения 1870-80-х годов не превышала 20%, но к началу ХХ века она перевалила одну пятую, а по переписи 1941 г. достигла 25%. К началу нынешнего столетия суммарное мусульманское населения Индии, Пакистана и Бангладеш (т.е. бывшей английской Индии) составляло уже 31%, а к 2050 г., при сохранении текущих тенденций, должна приблизиться к 45%. При этом доля мусульман в Республике Индия согласно переписи 1951 г. едва превышала 10%, а по переписи 2001 г. равнялась уже 13,4 %. Нынешнее правительство Индии учредило специальный комитет по изучению социально-экономического и образовательного статуса мусульман с целью, в частности, выявления причин относительно более быстрого их роста. Комитет не пришел по этому вопросу к однозначным выводам, подчеркнув объективный и трудно корректируемый характер демографических процессов.  

Исламский мир в демографическом плане ожидает, судя по всему, дальнейший рост.

Согласно обзору ООН мировых демографических перспектив 2006 г., величина мирового населения на 2000 г. оценена в 6 124 млн. человек, что выше (на 64 млн.) предшествующей оценки 2004 г. Более быстрым, как предполагается, будет и рост мирового народонаселения в течение всей первой половины ХХ1 столетия. К 2050 г. по среднему варианту прогноза численность жителей на земле достигнет 9.2 млрд. а не 8.9 млрд. человек, как демографы ООН полагали ранее.  

Основная масса нового пополнения людей придется на менее развитые регионы и самые бедные и недостаточно быстро развивающиеся (временами и деградирующие) страны. Численность населения в менее развитых регионах в начале ХХ1 века возрастала в шесть раз быстрее, чем в развитых, а в наименее развитом регионе (49 стран) почти в десять раз быстрее. Такого рода диспропорции скорее всего сохранятся и приведут, с одной стороны, к почти неизменной величине жителей (в основном за счет иммиграционного эффекта) в 30 экономически развитых государствах, включая Россию (на них ныне приходится 1.2 млрд. человек), а с другой, к разрастанию демографических масштабов прочих стран с 5 до 8 млрд. человек.  

В связи с тем, что ни одна мусульманская страна в соответствии с трактовкой, принятой для целей демографического обзора ООН, не относится к развитому региону, отмеченные выше тренды в полной мере относятся к исламскому миру.

Между тем, показатели смертности по прогнозам ООН будут неуклонно снижаться и в менее развитых регионах, в том числе исламском. Несмотря на воздействие эпидемии ВИЧ/СПИДа смертность будет убывать во всех странах, включая наиболее страдающие от нее африканские. Средняя продолжительность жизни (величина дожития при рождении, т.е. исходя из существующих на данный момент коэффициентов смертности) будет практически универсально монотонно возрастать. Причем это коснется даже таких бедных плотно населенных государств, как Бангладеш. Там уже в начале ХХI в. средняя продолжительность жизни и мужчин, и женщин превысила 60 лет, а в ближайшие десятилетия должна подняться до 70-75 лет. По прогнозам, которые кажутся сейчас почти невероятными, численность населения в этой стране в середине века превысит 250 млн. человек, что означает повышение средней плотности до примерно 2 тыс. человек на 1 кв. км.  

Снижение смертности вызовет постарение населения и новые крупные проблемы для менее развитых государств. Одновременно будет нарастать их демографический вес. Но возрастная пирамида и средний возраст жителей изменится в сторону превращения этих стран в более «солидные», с менее выраженным «молодежным горбом» (доли людей в возрасте 15-25 лет). Тому же будет содействовать прогнозируемое плавное снижение рождаемости в большинстве менее развитых государств, в том числе и мусульманских.  

По данным религиозной статистики, число мусульман в мире в конце ХХ и начале ХХI вв. увеличивалось быстрее, чем представителей какой-либо другой включенной в эту статистику категории мирового населения – среднегодовой прирост мусульман равнялся 2.1% по сравнению с 1.3% христиан, 0.8% - нерелигиозных людей. Если допустить, что относительная разница темпов роста в ближайшие четверть века не изменится, то удельный вес мусульман на планете к 2025 г. вырастет до 23% (по сравнению с 20% в начале прогнозного периода), христиан сократится до 30% (с 33%), а их соотношение изменится с 37:63 на 43:57.  

Численность мусульман вплотную приблизится к 2 млрд. человек. По другим оценкам, мусульмане к 2025 г. составят 30% мирового населения, в то время как христиане – 25 % (соотношение для 2000 г. – 30 % христиан и 19 % мусульман).

В середине текущего столетия, по некоторым другим расчетам, доля мирового мусульманства составит 33 %, т.е. мусульманином будет каждый третий житель планеты. Их общее число приблизится к 3 млрд. человек. Тремя наиболее крупными регионами проживания мусульман окажутся Ближний и Средний Восток (Западная Азия и Северная Африка) - 733 млн., Южная и Центральная Азия - 671 млн., Африка южнее Сахары - 618 млн. и Юго-Восточная Азия - 564 млн.человек. К концу столетия при общем небольшом сокращении мирового населения доля мусульман может возрасти до 37%, превысив 3300 млн. человек. Основными составляющими ускоренного роста исламского мира будут два процесса – замедленное по сравнению с другими частями человечества сокращение рождаемости и демографическая инерция, т.н. популяционный момент, способствующий расширенному воспроизводству благодаря «накопленному» потенциалу.  

Оценивая демографическую динамику исламского мира, необходимо учитывать вариативность прогнозов на длительную перспективу. Прогнозы Бюро народонаселения ООН и других демографических организаций обычно состоят из целого спектра вероятностей, намечают наиболее низкие и высокие траектории, выявляя, как правило, средний вариант, считающийся самым надежным. Однако все прогностические оценки строятся на базе предположения о линейности грядущих явлений. Поэтому только если абстрагироваться от возможности нелинейных, турбулентных «возмущений» (скачков и катаклизмов), можно утверждать, что исламский мир продолжит наращивать свои абсолютные демографические параметры и удельный вес в мировом населении. Нужно ли считать эти тенденции тревожными для международного порядка и мирового развития ?  

Для этого, как представляется, нет достаточных оснований. Во-первых, потому, что современный процесс демографической эволюции не обходит исламский мир стороной. В мусульманских странах и сообществах происходит хотя и менее быстрое в целом, но неуклонное сокращение рождаемости. Измеряемая средним числом рождений на женщину в возрасте от 15 до 49 лет, она снизилась за последние 40-50 лет с 7-8 до 2-3 в таких странах, как Тунис, Алжир, Египет, Ливия, Марокко. По сравнению с 1975-1980 гг. в Иране число рождений к 2000-2005 гг. уменьшилось почти втрое. Вместе с тем в Афганистане, Судане, странах Тропической Африки рождаемость почти не изменилась, а в Пакистане и Бангладеш сократилась не слишком значительно. Тем не менее, во всех ареалах прослеживается тенденция к определенному снижению.  

Во-вторых, нужно учитывать раздробленность, разобщенность мира ислама, отсутствие в его составе явного лидера. Наличие многих центров притяжения, многополярность современной исламской цивилизации обостряет борьбу за лидирующие позиции, накладываясь на такие явные и скрытые противоречия, как соперничество суннитов и шиитов, арабов и неарабов, представителей соседствующих этносов, последователей различных сект и школ, сторонников разных идеологий и программ действий.  

Наконец, в самом факте увеличения численности и удельного веса одной из существующих на земле мировых религий нет ничего необычного.

На протяжении Нового времени по числу последователей в мире явно лидировали христиане, в первую очередь католики, сильнейшие позиции занимали представители китайских этнических верований, а также индуисты. В ХХ веке сотни миллионов причислили себя к нерелигиозным людям. Изменения в структуре религиозной принадлежности населения мира не несут сами по себе чего-то негативного. Такой момент появляется лишь под действием сил, стремящихся разыграть карту «популяционной мощи».  

Именно с этим связана идея «исламского наступления» и ответная задача его остановить. Очевидно, что и та, и другая установка не учитывает сложной взаимосвязи между геодемографией и геополитикой. Демография составляет лишь фон, подоплеку политических процессов. Религиозно-демографический ресурс залегает «глубоко» и трудно поддается тотальной мобилизации.  

Что касается региональных аспектов этноконфессионального ресурса, то он, безусловно, уже играет и будет в дальнейшем играть немаловажную роль в международно-политических процессах и конфликтах. Но и тут религиозная принадлежность остается одним из фоновых факторов далеко не решающего свойства.  

Белокреницкий Вячеслав Яковлевич - профессор, заведующий Отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

художник
25.09.2012 19:10
в канце канцов все рождаются мусульманами!
Кухарка
Забыли ещё один фактор, увеличивающий число мусульман, не по рождению, а по принятию ислама людей других вероисповеданий. Здесь размещена статья, почему русские девушки принимают ислам... Таким образом мусульмане составят не 30%, а гораздо больше.Мир изменится... вопрос в какую сторону?

Эксклюзив
15.10.2021
Валерий Панов
Чем вызвана необходимость амнистии гастарбайтеров-нарушителей?
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.