Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 октября 2020
Георгий Энгельгардт: «Пока сложно судить об успехе операции “Свет”»

Георгий Энгельгардт: «Пока сложно судить об успехе операции “Свет”»

Беседа с известным ученым о ваххабизме на Балканах
09.02.2010
Георгий Энгельгардт: «Пока сложно судить об успехе операции “Свет”»

В начале февраля силовые структуры Боснии и Герцеговины провели операцию «Свет» по ликвидации ваххабитской общины, обосновавшейся в горном селении Горня-Маоча. Однако в стране остаются другие анклавы радикальных исламистов, в последнее время проявляющие все большую активность. Ситуацию комментирует научный сотрудник Института славяноведения РАН.

- Георгий Николаевич, как получилось, что в Европе, в государстве, которое готовится вступить в Европейский Союз, появились и существовали по сути независимые ваххабитские анклавы?

- Подобные анклавы появились в Боснии в ходе гражданской войны 1992-1995 годов. Это связано с тем, что многочисленные иностранные моджахеды-добровольцы, приехавшие участвовать в этой войне, оседали на территории республики. В боснийской войне Запад и исламские радикалы вместе поддерживали правительство Сараево. После войны боснийские власти предоставили гражданство многим арабским добровольцам. С течением времени вокруг этих арабов складывались сообщества, в которых ведущую роль все больше играли местные жители. Такие группы занимали, как правило, сербские деревни, опустевшие после изгнания их жителей, создавая там своего рода «шариатские зоны». В итоге, в 2000-2001 гг. для расселения таких ваххабитских образований, как деревня Боциня, потребовалось участие международных миротворческих сил СФОР. В течение всего послевоенного урегулирования в Боснии основным объектом воздействия международных сил были боснийские сербы, а на подобные ваххабитские деревни обратили внимание лишь после терактов 11 сентября 2001 года. Ваххабитская же община в деревне Горня-Маоча известна уже на протяжении нескольких лет.

Подобные деревни располагаются в малонаселенных районах, как правило, в пограничных районах с Республикой Сербской (в составе Боснии и Герцеговины). Гористо-лесистый ландшафт позволяет скрытно обустраивать там базы боевой подготовки. А близость к административной границе с территорией сербов всегда дает возможность властям в Сараево закрывать на это глаза.

У этой группы радикалов есть интернет-сайт, обширный раздел которого посвящен Северному Кавказу, а действия исламских радикалов в России освещаются столь же пристально, как события в Ираке и Афганистане. Практически в ежедневном режиме они перепечатывают новости и сообщения с сайтов кавказских экстремистов. Видное место занимают биографии боснийцев, погибших на Кавказе в боях с российской армией. Все лексические характеристики, которые наши экстремисты выработали по отношению к федеральным властям, переводятся дословно. Там, например, можно прочесть про очередное нападение на «террористическую банду российского ОМОНа». На сайте боснийских экстремистов появляются оправдания действий террористов-самоубийц.

Беспрепятственная деятельность столь радикальной группы в европейской стране, находящейся под международным протекторатом, вызывает большие вопросы.

- К каким результатам привела нынешняя операция силовых структур Боснии и Герцеговины? Можно ли сравнить ее масштабы с ликвидацией российскими войсками ваххабитских джамаатов в дагестанских селах Чабанмахи и Карамахи в 1999 году?

- Это крупнейшая операция сил безопасности страны с 1995 года. В ней были задействованы сразу несколько служб: центральная полиция, прокуратура и служба безопасности, полиция Бошняцко-Хорватской Федерации и даже министерство внутренних дел Республики Сербской. Сербская полиция оказывала тыловую поддержку силам безопасности боснийско-хорватской Федерации, так как, видимо, полиция выдвигалась к деревне и со стороны Республики Сербской. Участвовали более 600 человек. Они провели блокирование и серьезный обыск в деревне.

Пока сложно судить об эффективности операции «Свет». В результате операции было задержано семь человек, в том числе лидер общины Нусрет Имамович, изъято оружие, боеприпасы, агитационные материалы и компьютеры. Однако боснийские СМИ отмечали, что изначально были выписаны ордера на арест более 30 человек. Всего актив общины составляет около семидесяти человек. Также продолжает по-прежнему работать и сайт экстремистов.

Стиль боснийской операции значительно отличается от зачисток на Северном Кавказе. Даже если в операции боснийских сил и миротворцев СФОР в селе Боциня в 2000-2002 гг. каких-то людей и выселяли, то часть из них потом возвращалась и селилась по соседству. В сообщениях самих ваххабитов о действиях полиции в Горня-Маоче к проявлениям «пыток и преследований» можно отнести лишь то, что после задержания нескольких учеников местного медресе у одного из них был обнаружен синяк, а полицейские, по словам задержанных, обещали «с ними разобраться». Вряд ли это можно сравнить с методами проведения зачисток на Северном Кавказе.

- Можно ли операцию в Горня-Маоче объяснить тем, что Босния и Герцеговина готовится к вступлению в ЕС, и европейцы требуют навести порядок в стране?

- Конечно, и Евросоюз с известной долей озабоченности смотрит на то, что происходит в Боснии и соседней Сербии. Без демонстрации активности властей в деле борьбы с радикалами трудно ожидать прогресса на пути евроинтеграции БиГ.

Возможно, операция 2 февраля вызвана тем обстоятельством, что в конце 2009 года община Горня-Маоча выступила с угрозами в адрес министра Боснии и Герцеговины Селмо Чикотича. Министр выразил готовность из складских запасов государства предоставить 60 орудий и полторы тысячи автоматов для сил безопасности Афганистана. Боснийские ваххабиты вынесли министру такфир - то есть объявили его отступником от веры, что властями было расценено как угроза убийства.

- Эти группы изолированы или поддерживают связь с представителями других этносов, исповедующих ислам? Ведь известно, что боснийским и албанским националистам мешают объединиться межнациональные противоречия, салафиты – последователи так называемого «чистого ислама» - отвергают национальные различия в пользу общемусульманской солидарности.

- В данном случае речь идет о строго салафитской группе. Они сами так себя и определяют, причем даже не избегают термина «ваххабиты». Для них характерен очень выраженный «исламистский интернационализм». Например, в числе задержанных в Горне-Маоча - албанец с хорватским гражданством. Эта группа находилась в непосредственном общении с другими боснийскими группами ваххабитов. Одной из причин опасений европейцев в отношении боснийских исламистов заключается в том, что в них подозревают потенциал для пополнения рядов так называемой «белой Аль-Каиды». Речь идет о людях европейской внешности, которые живут в Европе, имеют возможность перемещаться по континенту и, в отличие от арабов, неотличимы внешне от остальных европейцев. В теракте в Мадриде шесть лет назад использовалась взрывчатка, которая имела балканское происхождение. После недавней войны в Боснии находится множество людей, имеющих боевой опыт и навыки обращения с оружием и мотивацию выступать против иноверцев. Более того, радикалы располагают разветвленной сетью сторонников в политической элите бошняков и в силовых структурах страны.

- Опять же, можно ли ситуацию в исламском сообществе Боснии сравнить с ситуацией на Северном Кавказе, где официальное мусульманское духовенство находится в жестком противостоянии с радикальными исламистами?

- В чем-то ситуация похожа. Как кавказские экстремисты большое значение придают обличению официального духовенства, так и боснийские ваххабиты выступают против, как они говорят, «истеблишмента мулл», которых они обвиняют в отходе от ислама, в сотрудничестве с неисламскими правителями и Западом. Можно сказать, что сегодня идет борьба за влияние в самой мусульманской общине и за контроль над умами боснийских мусульман. Хотя там более сложная ситуация, чем в РФ, потому что среди мусульманского духовенства Боснии есть представители разных течений, в том числе достаточно радикальных. Но противостояние официального Исламского сообщества БиГ и ваххабитов продолжается уже на протяжении десятилетия.

- Что собой представляет исламское сообщество Боснии и Герцеговины?

- Со времен османского господства бошняки придерживаются ханафитского мазхаба (религиозно-правовой школы в исламе), как и российские народы тюркского происхождения в Поволжье и на Северном Кавказе. До гражданской войны 1992-1995 гг. ислам был для них (особенно для горожан) в большей степени национальным признаком, а не активно практикуемой религией. Боснийская война, в которой значительную роль сыграло участие стран исламского мира и радикальных исламских организаций, привела к повышению веса исламских структур в жизни бошняцкого общества. Ваххабизм (следующий самому строгому – ханбалитскому мазхабу) был привнесен в БиГ в начале 90-х годов, но оказал существенное влияние на боснийцев. Вокруг осевших в Боснии иностранных моджахедов сложился круг сочувствующих ваххабизму. Ряд боснийских мечетей финансируются напрямую из стран Персидского залива и в весьма малой степени подконтрольны боснийскому муфтияту.

Организационно последователи ислама объединены в Исламское сообщество Боснии и Герцеговины во главе с реис-ул-улемом Мустафой Церичем, который является очень влиятельной фигурой в бошняцкой политической элите. Наблюдатели даже говорят, что именно муфтий - реальный лидер бошняков. Параллельно официальным структурам, существует сеть радикальных джамаатов, имеющая транснациональный характер. Например, община боснийских эмигрантов в Вене под руководством имама Мухамеда Порча координирует деятельность ваххабитов в Боснии, Сербии и даже в Косово. В джамаате Горня-Маоча тоже есть представители разных мусульманских народов, но ведущую, по крайней мере, публичную роль играют боснийцы.

Беседу вел Андрей Львов

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
Фоторепортаж
28.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная 70-летию его реставрационной мастерской.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».