Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Если бы Медведевым был я...

Если бы Медведевым был я...

"Треугольник гармонии" и национальное достоинство великороссов на Дальнем Востоке
Андрей Девятов
15.09.2006

Вторую половину августа 2006 года Дмитрий Медведев, первый вице-премьер России, чрезвычайно и полномочно ответственный за национальные проекты, провел на отдыхе в Китае. Следуя по стопам Бориса Ельцина, воспрянувшего от недугов тела после лечения в Поднебесной в 2001 году, местом для отдыха был избран китайский правительственный курорт Баншуйдао, административно подчиненный городу Далянь.

Современный Далянь – это ни что иное, как город Дальний, заложенный русскими в 1898 году при строительстве Китайско-восточной железной дороги (КВЖД). КВЖД при Николае II придумал и на иностранные деньги построил сначала министр путей сообщения, затем министр финансов и наконец премьер-министр империи Витте. Это было время русской экспансии на Дальний Восток, когда железные транспортные артерии принесли на дальние окраины державы импульс промышленного развития. Символично и то, что резиденцией наместника царя на Дальнем Востоке в начале ХХ века стал не Хабаровск (как сейчас) и не Владивосток (как следует из имени), а именно Дальний.

После войны Сталин передал права собственности на КВЖД и портовое хозяйство в Дальнем китайскому народу. В 1955 году именно здесь были воздвигнуты памятник советской Победы над Японией и монумент советско-китайской дружбы. Здесь же, на кладбище русских и советских воинов, где бок о бок стоят православные кресты и краснозвездные обелиски.

…Перспективы вырастают из прошлого. Поэтому именно Далянь, а не имперский Пекин мог бы сыграть для России роль стартера нового политического принципа "гармонии мира", официально провозглашенного китайским руководством летом 2005 года. Этот принцип определяет "троичную гармонию как альтернативу борьбе противоположностей с политическим коромыслом сдержек и противовесов". Точная соразмерность лада нескольких неравновеликих частей целого, вместо "войны всех против всех", – вот новый смысл глобализма, которое Китай предлагает всему миру.

И если Ельцин, как лидер старого советского типа, отдыхая в Даляне, не мог услышать этот "зов истории", то Медведев, как представитель нового поколения руководителей, вполне мог почувствовать "ветер перемен" китайской политики. А проезжая по улицам современного Даляня, он мог разглядеть и преображенный образ национального достоинства китайцев, распознать признаки величия нации, которые пока не просматриваются на улицах Владивостока.

Далянь – это тихоокеанские ворота северо-восточного Китая. Северо-восточный Китай провозглашен руководством партии и государства вторым (после Шэньчжэня и Гонконга) локомотивом китайской экономики. И далеко не случайно, что министром коммерции Китая, на период с 2006 по 2010 год, когда китайские реформы должны перейти в "стадию штурма", назначен бывший мэр Даляня Бо Силай.

В день 61-й годовщины капитуляции Японии во Второй мировой войне министр коммерции Китая Бо Силай и ведающая экономикой вице-премьер китайского правительства У И, отметили открытием в историческом центре северо-восточного Китая, городе Чанчунь второй выставки- ярмарки для всей Северо-восточной Азии (КНР, Япония, РФ, Монголия, обе Кореи).

Если бы Медведевым был я, то подыграл бы китайцам и совместил бы свой отдых в Даляне с этим мероприятием, претендующим на статус "северо-восточного Давоса". Непременно принял бы в нем участие как знаменосец российской политики и экономики в Северо-восточной Азии.

Северо-восточная Азия – это, прежде всего, две ведущие экономики мира: Китай и Япония. И здесь у России есть уникальная возможность гармонизировать их непростые отношения, создав "треугольник гармонии" Китай – Япония – Россия; а заодно решить и свои трудности, выступив "старшей сестрой" в противоречиях народов Северо-восточной Азии.

Начнем со своих трудностей и своих национальных интересов.

Если бы Медведевым был я, то удовлетворению российских интересов в глобальном мире учился бы у Витте и начинал бы с транспорта. Транспорт – это инфраструктура для наращивания других структур: экономических, военных, социальных. А экономика питает и мотивирует политику. Нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО) с ответвлением в Китай копирует транспортную политику Транссиба и КВЖД в современных условиях. Однако этот нефтепровод вполне может стать "трубой раздора" между Китаем и Японией и сделать запасы России предметом раздела в новой китайско-японской войне.

Творческое же развитие транспортной политики России на Дальнем Востоке могло бы иметь следующий вид.

Основная проблема российско-японских отношений оставшаяся от войны – "северные территории" (острова малой Курильской гряды). Здесь тупик геополитики, выйти из которого вполне можно дорогой геоэкономики.

Япония – железнодорожная страна, экономика которой работает с колес, но не грузового автомобиля, как в Европе, а вагона. Однако привозные запасы промышленного сырья нужно где-то накапливать. Складами временного хранения импортного промсырья выступают японские порты. Развитие экономики требует наращивания портовых территорий, что на японских островах уперлось в "пределы роста". Приращение территорий за счет сброса мусора в море – длительный и сложный процесс.

Если же, например, на российском острове Кунашир, в Южно-Курильске построить крупный перевалочный порт с оборотом в десятки миллионов тонн насыпных и контейнерных грузов (под железную руду, бокситы, уголь, лес из Австралии и Новой Зеландии) и соединить Кунашир с островом Хоккайдо российским морским железнодорожным паромом с японской колеёй и японским подвижным составом, то сквозное железнодорожное сообщение Кунашира с любой железнодорожной станцией на Японских островах без перегрузов снимет вопрос пользы от "северных территорий". При этом де-юре их суверенитет изменений не претерпит, а территории получат стабильный источник развития.

Чтобы замкнуть "треугольник гармонии", России следовало бы подключить к сквозному железнодорожному сообщению японских островов и Китай, так как ширина колеи в Японии и Китае одинаковая (в России – шире). Для этого Россия может развернуть морской железнодорожный паром через Японское море по маршруту: порт Ниигата (Япония) – порт в бухте Троицы (Зарубино, Россия) – погранпереход Краскино –Хуньчунь (Китай). Для сквозного сообщения вагонов от любой китайской железнодорожной станции до любой японской без перегрузов, России нужно построить всего 70 километров пути с японской шириной колеи и получать провозную плату за транзит чужих грузов по своей территории и на паромах. Примечательно, что ныне весь грузопоток из северо-восточного Китая в Японию идет через порт Далянь. Перевод же даже 2% этого потока на железнодорожные паромы. паромы через Японское море даст им загрузку в 10 миллионов тонн в год. Далянь уже открыл морское железнодорожное паромное сообщение через Бохайский залив в Яньтай и мог бы помочь России и Японии в строительстве как судов, так и специальных причалов для парома через Японское море.

Таким образом, через транспортные скрепы Россия сможет не только гармонизировать политические отношения с ведущими экономиками мира, но и получить ощутимую выгоду как в денежном выражении, так и в социальном развитиии самых дальних наших регионов.

Вторым проектом в "треугольнике гармонии" Китай – Япония – Россия могла бы стать национальная программа "доступное жилье", решаемая через малоэтажное деревянное домостроение усадебного типа. Россия богата лесом, тогда как в Китае и в Японии делового леса почти нет. Современные технологии композитных материалов на деревянной основе (клееный брус взамен цельного, плиты из ориентированных стружек и ламелей взамен опилок) позволяют фактически из отходов строевого леса (верхушечники, ветви, комли) и неделовой древесины (осина, ольха) получать экологически чистые, прочные, легкие и удобные в обработке строительные материалы. А заводы по производству индивидуальных домов по компьютерной технологии проектирования и изготовления позволяют в уйти "из сырья" в квадратные метры жилья. Причем, как дешевого, так и дорогого.

Япония традиционно живет в малоэтажных домах. Современные требования к жилью по сейсмостойкости вылились в правительственную программу сноса всех домов , построенных до 1970 года, а это треть жилого фонда. То есть в Японии открыт рынок любимых японцами деревянных домов, на котором с успехом работают компании Северо-восточного Китая, изготовляющие деревянные конструкции и комплектные дома из российского леса и поставляющие их через порт Далянь в Японию.

…Кампания в российских СМИ ("распродажа Родины") поднятая по поводу возникшего в середине 2006 года проекта передачи китайской стороне на условиях аренды одного миллиона гектаров лесных угодий, объясняется пагубной практикой вывоза российского леса на экспорт лишь в круглом виде. Для решения этой проблемы достаточно формулировку "на условиях аренды", заменить на фразу: "на условиях концессии". Условия аренды позволяют в срок до 49 лет рубить лес на основе выгоды от его продажи с переработкой или без. Концессия же позволит включить в концессионный договор и условия развития социальной сферы удаленных сельских и лесных районов России, строительство объектов инфраструктуры, трудовые аспекты использования китайской рабочей силы на лесоповале, в дорожном, промышленном и гражданском строительстве и на других производствах. Положительный опыт организации лесных концессий в России при царях, при НЭПе, а также за рубежом – имеется.

В условия лесной концессии можно было бы включить непременное обязательство по переработке на месте всей древесины лесосеки в деревянные конструкции, клееный брус LVL и плиты OSL/OSB (композиты на древесной основе) для малоэтажного домостроения усадебного типа. При этом сотни заводов по производству плит OSL/OSB, а также домов из этих плит могли бы поставляться на наши лесосеки из Китая, а продукция этих заводов поставлялась бы как зачетом в Китай и в Россию (в рамках национальных проектов), так и на свободный рынок в Японию.

Таким образом, совместное с Китаем и Японией использование лесных ресурсов России с доведением сырья до потребительных изделий домостроения стало бы лучшей скрепой "треугольника гармонии".

…Россия раньше других стран прошла пик падения индустрии и потому может стать примером переориентации на ценности постиндустриального общества. Для этого формулу индустриального общества: "деньги – товар – деньги с прибылью" достаточно заменить на формулу: "человек – товар – человек выгодополучатель". Замысел национальных проектов, за которые отвечает Медведев, исподволь предусматривает именно такую цель.

Если бы Медведевым был я, то обратил бы внимание на то, что Западу никогда не одолеть Китай культурно. Китайцы ни за что не променяют свою традиционную кухню на убогую американскую "быструю еду", не перестанут есть палочками, не откажутся от иероглифов.

Коренные противоречия глобализации – это вовсе не столкновение христианства и ислама, но средиземноморской цивилизации Египта, Вавилона, Греции, Рима, Иерусалима, Мекки с цивилизацией китайцев и принявших их иероглифическую культуру японцев, корейцев, вьетнамцев.

В 2005 году закончился 60-летний азиатский цикл перемен после Второй мировой войны. Китайский дракон уже проснулся. В императорской семье Японии родился мальчик – наследник престола. Американо-китайские и американо-японские противоречия в тихоокеанской зоне и в глобальном масштабе нарастают и чреваты столкновениями, запалом для которых может стать разделенная Корея. Россия же для Китая – это не Запад, а Восток. В китайской традиции только Восток может одолеть Центр, занимаемый китайским государством. Китайцы это знают. А потому Россия в группе народов зоны Тихого океана может занять пустующее место "старшей сестры", ибо только старшие и умудренные мирят остальных…

Если бы Медведевым был я, то дерзнул бы стать "миротворцем глобализма" и таким образом вернул бы достоинство великороссам на Дальнем Востоке

портала "Академия небополитики"


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.