Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Эпоха украинского раздора

Эпоха украинского раздора

Заметки на полях книги «Феномен Степана Бандеры»
Валерий Панов
02.12.2009
Эпоха украинского раздора

Слово «эпоха» употреблено здесь не случайно. Оно взято из вышедшей во Львове уже вторым изданием книги «Феномен Степана Бандеры». Автор Евгений Перепичка утверждает, что ныне мы пребываем в «эпохе Бандеры», и это есть не что иное, как «борьба украинской нации за свободу и независимость».

Поскольку, по мнению нынешних украинских правителей и их зарубежных опекунов, сия борьба длится уже тысячу «с гаком» лет и неизвестно, чем и когда завершится и завершится ли вообще, то с большой долей вероятности можно предположить, что и «эпоха Бандеры» затянется на неопределенно долгий срок. Вроде того, как с перманентным успехом тянется многовековая борьба Запада за овладение Хартлендом (фактически Россией) и углубляющая до беспредела масштабы этой войны инновационная эпоха сражений за Римленд (тоже с Россией, но несколько с другой стороны).

Человечество, заметим, пережило уже не одну сотню, а то и тысячи разных эпох. Скажем, эпоху Просвещения, эпоху колонизации Америки пришлым европейским элементом и тесно связанную с ней эпоху работорговли, эпохи Первой и Второй мировых войн и очередных переделов мира (как после всех гигантских сражений), эпоху Великой депрессии в США и весьма схожую с ней по количеству жертв эпоху коллективизации в СССР. Лишь недавно канули в Лету две такие жуткие эпохи, как «холодная войны» и гонка вооружения, туда же, надеемся навсегда, ушла и разделявшая Европу эпоха Берлинской стены (вместе с эпохой Горбачева-Ельцина) и еще длинный-предлинный ряд больших и малых эпох. Но потрясения на этом не закончились. Да и вряд ли когда-либо закончатся. Сейчас вот планета трудно одолевает эпоху «развитой» глобализации с ее двойными стандартами и раздвоенной моралью, религиозно-философским противостоянием и верховенством «права желудка», пытается вступить в эпоху так называемой «перезагрузки» отношений между странами и континентами. «Эпоху Бандеры» тоже стараются встроить в этот извечный процесс мировых катаклизмов.

Кто и зачем – темы отдельные и непростые, как и все на Украине, что хоть каким-то образом касается с Бандеры. К тому же однозначной трактовки понятия «эпоха» по сей день нет. Видать, это то самое необъятное, которое объять невозможно. Наиболее оправданными потому видятся здесь два остроумных замечания - великолепного польского юмориста Станислава Леца о том, что «лучшая мера эпохи: расстояние между карликом и гигантом», и русского писателя Равиля Алева: «Наступила эпоха Великой Манипуляции». Какое из них подходит для характеристики «эпохи Бандеры»? Наверняка, оба и одновременно.

Конечно, каждое из знаменательных для человечества времен имело и свои особые признаки, и закономерности развития. Имеет конкретные приметы и «эпоха Бандеры».

Сегодня уже в избыточном количестве. Наиболее зримые из них – кресты. По всей Украине. Много крестов, прежде всего, как символов того, что в стране полным ходом идет актуализация, возрождение, национализация, политизация украинской «исторической памяти», согласно современной политической терминологии. Изобретенной, кстати, за пределами страны, по большей части - за океаном еще лет эдак 30-40 тому назад. А, называя вещи своими именами, история Украины не просто переписывается, а практически пишется наново.

Крестов же почти 3000. Две трети из них были установлены за оранжевую «пятилетку» на западе страны, большей частью - в Галиции: полторы тысячи в честь «доблестных» ОУН-УПА, остальные в память жертв голода 1932-33 гг., Голодомора, по версии Дж. Мейса, исполнительного директора исследовательской комиссии при Конгрессе США, автора «теории украинского постгеноцидного общества», потом советника президентов Леонида Кравчука и Леонида Кучмы. Именно он вкупе с таким же активным «волонтером от демократии» Яном Бжезинским, сыном известного русофоба Збигнева Бжезинского, и сотнями подобных «добровольцев» с американским бизнес-азартом воссоздавал «попранную Москвой тысячелетнюю украинскую державу».

Воссоздали!

Через 18 лет независимого существования Украина признана несостоявшимся государством (failed state). А в составе Союза ССР, между прочим, входила в двадцатку наиболее развитых стран мира.

Но как бы там ни было, движение есть, вернее, телодвижения политэлиты. Так что вряд ли нужно удивляться тому, что страна идет не прямехенько в ЕС, а все время старается подобраться к европейским благам через, извините, разного рода «задние двери» вроде НАТО и специально придуманные для Украины и таких же ущербных «клиентов» иллюзорных ассоциаций и прочих «восточных партнерств». Куда настолько горячо, что горячее просто не бывает, обещают принять. Когда-нибудь. А почему не сейчас и не сразу?

Однозначный ответ, ясно, дать трудно, но, думается, не в последнюю очередь тормозит евро- и прочую интеграцию именно символика «национально-освободительной борьбы». Особенно - две сотни памятников лично проводнику (руководителю) ОУН Степану Бандере, воздвигнутые прямо под восточным носом Европы. Остальная Украина такие «знаки свободы» не воспринимает и не принимает, а «с благодарностью» возвращает обратно в Галицию, где их торжественно и выставляют на общеевропейское обозрение. Об истинном отношении Европы к такой символике можно судить хотя бы по тому, как реагируют на глорификацию бандеровцев поляки, неофициально пребывающие в статусе адвокатов Украины в евроатлантических структурах. Недавно, к слову, после разрекламированного визита в Киев президента Литвы Далии Грибаускайте литовцы тоже были причислены к укро-адвокатам. Посмотрим, что из этого получится, но уже сегодня напрашиваются определенные исторические параллели. О них несколько позже, а сейчас вернемся к нашим польским… друзьям.

В середине октября авторитетная газета Rzeczpospolita опубликовала статью с красноречивым заголовком «Украинские хлопоты с Бандерой». «Президент Украины Виктор Ющенко и премьер Юлия Тимошенко начали соревноваться за национально настроенный электорат и заигрывать с националистами. Для поляков это особенно болезненно, — писало издание. — Польская историческая память хранит воспоминания о волынских событиях 1943 года. Много польских историков подчеркивают, что убийство от 60 до 80 тысяч поляков отвечает всем критериям геноцида». И далее: «Если украинцы захотели сделать из Степана Бандеры национального героя, то следует их спросить: на каком идейном фундаменте они собираются строить собственную идентичность»? Далее Rzeczpospolita утверждает: трудно себе представить, что Бандера вдруг станет героем, который объединит украинцев. Тем более что его культ не воспринимается почти всеми национальными меньшинствами, да и в среде националистов оценка его деятельности далеко неоднозначна. А популяризации фигуры Бандеры способствует, мол, тот факт, что в истории Украины ХХ века немного героев, которые бы могли укрепить сознание нации.

Мнение Польши – это мнение всего Запада. Но что правда – то правда: с подлинными героями в «незалэжний» действительно туго. Все кресты и прочие архитектурно-скульптурные отметины национально-освободительного движения - безымянные. Нет имен и на появляющихся эпизодически в западно-украинских населенных пунктах стендах, плакатах, листовках, восхваляющих дивизию СС «Галичина» и ее «героический» путь. Впрочем, какая война – такие и герои.

А возрождение, как ни покажется странным, действительно состоялось. Украина почти вернулась к тем злосчастным временам, когда Киевская Русь распалась на удельные княжества и территории, которые жадно подгребли под себя соседние государства.

Галиция, к примеру, попала под власть Великого княжества Литовского (Великое князство Литовское, Руское, Жомойтское и иных), где нашла и стол, и кров, и родной для 80% подданных русинский (руський) язык. Особых проблем в общении и взаимопонимании, естественно, не было. Львов стал центром одноименного воеводства, правили им вполне толерантные братья-литовцы.

Тогда Галиции, можно сказать, повезло. В первый раз. Второй и последний (!?) был во время «московской оккупации» 1945-91 гг., когда усилиями советского народа захудалая провинция Европы была превращена в один из процветающих регионов Украины. А Западная Русь прекратила свое существование в конце XVII в. после опустошительных походов Хмельницкого и русско-польской войны 1654-1667 гг., спровоцированной Переяславской Радой. И нужно было это тогда «москалям»? Да уж больно просились братья-малороссы под скипетр Русского царя, они, вообще, всегда к кому-то под крыло просились, к сильному плечу прислонялись. Настрадались бедолаги, вот и пожалели их православные «москали» на свою голову.

А Галицию прибирали к рукам поочередно и венгры, и поляки, и австрийцы, и каждый новый хозяин творил с местным людом то, что хотел. Католическая Речь Посполитая, например, вырвала русинов из православия и бросила их в униатство. Как в прорву! Безжалостно. Австро-Венгрия насильственно трансформировала русинов в рутенов, потом в «настоящих» украинцев. По этой земле катались туда-сюда волны разноплеменных полчищ, совершающих очередной «дранг нах остен» и с разбитой русскими мордой драпающих домой, «нах вестен». И все и вся оставляли отпечатки своего пребывания в этом затиснутом между Западом и Востоком анклаве. Тоскливое это место, безрадостное. Только здесь и мог, наверное, родиться «феномен Бандеры» и сохраниться в течение более семи десятков лет. Но, скорее всего, он был здесь всегда, назывался лишь по-другому. Нигде более ни Бандера, ни его сподвижники с последователями не проявились. Бандеровщина (ОУН) как историко-политическое явление – тоже.

Насколько все-таки дальновидным оказался царский министр Петр Дурново, когда предупреждал государя: «Только безумец может присоединить Галицию. Кто присоединит Галицию, потеряет империю и сама Россия станет малой Россией».

Так и произошло и с Россией, и с Советским Союзом, точно так же происходило и с другими государствами, которые позарились на этот форпост - попеременно то Запада, то Востока в зависимости от того, кто владел в данный исторический момент этим больше ничем не примечательным, кроме расположения на географической карте, регионом. Сейчас он в составе Украины, к истории которой, по большому счету, имеет весьма отдаленное отношение, хотя и претендует на главенствующую роль. Эдакий, образно говоря, Цахес-Циннобер, скрывающий истинное лицо под маской Пьемонта.

Несколько лет тому назад Центр им. Разумкова провел удивительное социологическое исследование. Респонденты четырех крупных регионов Украины – Запада, Центра, Юга и Востока, определенных в соответствии с культурно-историческими признаками, ответили на вопросы, которые с тех пор больше почему-то не ставились: «Украина – единственная наследница истории и культуры Киевской Руси?» и «История Украины является неотъемлемой частью истории великого восточнославянского народа, как и история России и Белоруссии?» Результаты ответов говорят сами за себя.

Запад - Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Черновицкая области - считает, что единственной наследницей великого прошлого является Украина (45,9%), Восток - Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская, Харьковская области – уверен в обратном (9,6%). И на второй вопрос ответы были диаметрально противоположными: Восток – 60,1%, Запад – 17,4%. По Украине в целом была получена следующая картина: 1. – 24,5%, 2. – 43,9%.

Никуда не деться и от того факта, как его ни замалчивай, что более 750 тыс. западных украинцев воевали в рядах Советской Армии, а 23 из них стали Героями Советского Союза.

Свыше 300 тыс. галичан боролись с националистами после освобождения Украины от немцев с 1944 г. и до 50-х гг. в истребительных отрядах, отрядах самообороны и группах содействия (2336 добровольных формирований). Это обстоятельство тоже накладывает свой отпечаток на сознание галичан. И вот только теперь становится более-менее понятно, почему при декларируемой высокой цели о создании национального государства ОУН не получила массовой поддержки даже в Галиции, не стала всеукраинским движением за независимость, вопреки, заметим, ритуальным утверждениям оранжевых политиков. Тем не менее, обратимся и к другим источникам.

Благо, их сейчас, к примеру, на рынке печатной продукции много – от мемуаров бойцов-бандеровцев и «героев» УПА, которые вспоминают минувшие дни и битвы, что вместе… Как там недавно сказал по аналогичному поводу на встрече украинского и российского премьеров в Ялте председатель правительства России Владимир Путин? Ну, помните, конечно? Повторять не будем. Короче, с соответствующей литературой на Украине сегодня проблем нет. Выбор настолько широкий, что позволяет включать в себя даже произведения вождей фашистской Германии, в том числе изданный в Харькове еще в 2003 г. программный труд «самого фірера» Адольфа Гитлера «Мein Kampf» («Моя борьба»), согласно установкам которого и была разыграна вселенская драма под названием «Вторая мировая война». К слову, для кого «Вторая…», а для большинства народов бывшего Советского Союза однозначно – Великая Отечественная. Но, как говорится, каждому свое.

«Феномен Степана Бандеры», который с полным на то основанием можно назвать катехизисом украинских националистов, буквально каждой страницей исторгает ненависть к извечным украинским врагам - проклятым москалям, жидам и полякам. Или: полякам, жидам, москалям. Последовательность в этом «вражеском» ряду определяется в зависимости от исторической конъюнктуры. Вот вам и сеятели «великого, доброго, вечного».

Но автор «Феномена…» идет еще дальше. Он говорит о том, например, что «украинцы не имеют права бездумно копировать западные либеральные, социал-демократические и другие принципы глобальных «культур», употребляет такие неслабые выражения, как «банды северного московского варварства» и «западный варвар уже не будет властвовать на украинской земле». (Сплошные варвары вокруг, оказывается! Чего ж тогда в евроатлантические структуры с таким неистовством переться?).

Историческую миссию Украины правоверный националист Е. Перепичка видит в том, чтобы быть «в авангарде Европы и христианской культуры». И вот такое и ему подобное дикое агитпропварево ежедневно выливается на головы украинцев десятками «патриотически ориентированных» СМИ, корежит их и без того искаженные всей предыдущей историей мозги. А в общем и целом, крепко цепляет сознание людей и других национальностей.

Потому и видится необходимым остановиться более подробно на том процессе шизофренизации общества, который запустили в действие на Украине оранжевые ставленники Западного мира.

А лучше – процесса гипостазирования, суть которого выразил еще Гете («Фауст»):

«Коль скоро недочет в понятиях случится,

Их можно словом заменить».

Иначе говоря, это означает, что реальность искусно подменяется выстроенными в голове концепциями. Впрочем, что в лоб, что по лбу – без разницы, главное – конечный результат. Какую роль определили в этом разрушительном для Украины процессе стремительно возрожденной ОУН тайные вершители украинских судеб – а они точно есть! - наиболее полный ответ и дает «Феномен Степана Бандеры». Поскольку книга вбирает в себя практически всю философию и идеологию украинского движения националистов, то, бесспорно, заслуживает обстоятельного рассмотрения. Об этом и может состояться наш дальнейший разговор.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.