Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
«Для силы России необходим византизм»

«Для силы России необходим византизм»

Создание Восточносредиземноморского Союза соответствует национальным интересам народов, населяющих эти земли
Рубен Заргарян
16.11.2011
«Для силы России необходим византизм»

На рубеже XX-XXI веков сложные политико-экономические и социальные процессы, происходящие в мире, выдвинули в центр современной геополитики проблемы формирования Восточносредиземноморской Неовизантийской Цивилизации (ВСНВЦ). Сама по себе идея не новая и отнюдь не забытая, а, скорее, в силу ряда вполне понятных причин сознательно замалчиваемая.

Русский историк Димитрий Оболенский, например, рассматривал византизм как концепцию, вбирающую в себя комплекс геокультурных, геополитических и геоэкономических факторов, определяющих развитие обширного региона, который он называет «Византийское Содружество Наций». По его мнению, «к 1000 году сложилось сообщество государств и народов, простиравшееся от Финского залива до Южного Пелопоннеса и от Адриатического моря до Кавказа. (…) К этому моменту восточноевропейское сообщество достигло невиданного до того времени культурного и политического единства». Оболенский констатирует, что в начале XI века появилось Византийское Содружество Наций как четко оформленная культурная и политическая сущность.

Сразу замечу, что попытки некоторых историков и политиков преуменьшить влияние византийского наследия и даже найти в нем черты отсталости и реакционности основываются исключительно на конъюнктурных соображениях.

Как писал в середине XIX века один из видных русских мыслителей А.С. Хомяков, «по нашему мнению говорить о Византии с пренебрежением – значит, расписываться в невежестве».

Здесь особенно важно подчеркнуть, что концепция американского политолога С. Хантингтона, в основе которой лежит тезис о том, что цивилизация определяется исключительно и только религиозным фактором, не соответствует научным критериям. Необходимо отметить, что большинство конфликтов в мире не могут быть объяснены, если их рассматривать с позиций концепции Хантингтона. На самом деле, цивилизация – это способ производства общественной жизни в целом. Французский социолог Н. Элиас говорит, что цивилизация – это «Всё». Таким образом, одним из важнейших оснований ВСНВЦ является византийское наследие.

С нашей точки зрения, наиболее перспективным, эффективным и естественным является объединение и интеграция народов ВСНВЦ в рамках Восточносредиземноморского Союза. Ряд историков и политологов предлагают другие названия – «Поствизантийское Сообщество», «Византийское Содружество Наций». Но как бы ни называлось это геополитическое образование, идея его создания соответствует стратегическим и национальным интересам народов, населяющих эти обширные земли. И, отметим особо, именно стремление к взаимовыгодному сотрудничеству и реальному единству имеет наибольшую историческую устойчивость.

Тенденция усиления интеграционных процессов в современном мире отчетливо проявилась в XXI веке. Началась эра, в которой глобальная политика и международные отношения складываются под влиянием цивилизационных факторов. Истинными субъектами истории и политики являются цивилизации. Активно развивается Европейский Союз, формируется Африканский Союз, интегрируется Азиатско-Тихоокеанский регион, создается Восточноазиатское сообщество, создаются другие региональные объединения. В этих условиях изоляционистская парадигма обрекает страны ВСНВЦ на стратегию догоняющего развития, стагнации и отставания. Негативные последствия разобщенности, изоляционизма очевидны. Можно утверждать, что интеграция стран ВСНВЦ - это императив времени даже при том, что Восточносредиземноморская Неовизантийская Цивилизация состоит из христианских и исламских стран. Но их сосуществование в Восточносредиземноморский цивилизации снимает искусственную проблему противопоставления и несовместимости христианства и ислама.

Именно в Восточносредиземноморской цивилизации произошла встреча и взаимопроникновение общехристианской и общеисламской цивилизаций. Восточносредиземноморская цивилизация, в отличие от некоторых других цивилизаций, основана на взаимодействии различных этнонациональных и конфессиональных сообществ в рамках особой цивилизации. Доминирующим фактором современной ВСНВЦ традиционно является не религиозный признак, а духовный, цивилизационно-культурный, исторический и геополитический.

Культурная система ВСНВЦ вобрала в себя многочисленные пласты: эллинистический, византийский, армянский, славянский, иранский, арабский, кавказский, христианский, исламский и другие.

Естественно, в России ведется дискуссия по новым интеграционным проектам.

Для России, как важнейшей части Восточносредиземноморской Неовизантийской Цивилизации, средиземноморское направление является одним из серьезных и традиционных приоритетов. Еще в 2000 году Владимир Чижов, директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России, отмечал, что «на протяжении всей своей истории Россия прочно связана со Средиземноморьем, и в настоящее время эта взаимосвязь лишь усиливается». Нельзя не согласиться и с политологом А.С. Панариным, считающим, что Россия сегодня нуждается в «особо мощной цивилизационной идее», чтобы справиться со своими проблемами, в том числе давлением извне.

Православный русский мыслитель и писатель К.Н. Леонтьев отмечал: «Для силы России необходим византизм. Тот, кто потрясает авторитет византизма, подкапывается сам, быть может, и, не понимая того, под основы русского государства».

Доктрина Восточносредиземноморской Неовизантийской Цивилизации - есть наиболее перспективная форма выражения российского национально-государственного сознания и механизм духовно-политического самоопределения России в мире, ее идентификации. В значительной степени эта доктрина может определять и методологию возрождения России. Следовательно, активное участие в Восточносредиземноморском региональном сообществе должно стать для России одним из приоритетов внешней политики, что, несомненно, обеспечит сохранение государственного единства России и ее роли как великой державы.

Вместе с тем, цивилизации возвышаются в ответ на некие вызовы, подчеркивал британский историк Арнольд Тойнби. Серьезным фактором, побуждающим народы ВСНВЦ к объединению, является угроза турецкого экспансионизма. Существенным элементом дестабилизации современного мира, фактором разжигания войн в разных точках планеты стала идеология и практика пантюркизма, направленная на создание «Великой Турции» за счет расчленения и аннексии территорий большинства государств от Адриатики до Китая с одновременным геноцидом населяющих их коренных народов.

Угрозу турецкого «нового мирового порядка» хорошо осознают народы многих государств. Пантюркистские устремления Турции – это еще и провокация против древних и самобытных тюркских народов. В настоящее время в Турции идет процесс возрождение самосознания автохтонного населения – греков и армян. И сегодня для самого турецкого народа является жизненно важным осознать, что его подлинные национальные интересы имеют мало общего с политикой правящих элит.

Формирование единой воли восточносредиземноморских народов для противостояния турецкой экспансии объективно будет влиять на переориентацию Турции к проведению ответственной цивилизованной политики, что в будущем может способствовать ее интеграции в Восточносредиземноморское Сообщество.

Турецкие политологи все чаще пишут, что Азербайджан не сможет никогда захватить Нагорный Карабах, что Турция должна безоговорочно открыть границу с Арменией и не вмешиваться в азербайджано-карабахский конфликт, а независимость Нагорного Карабаха неоспорима.

Успешное развитие карабахского государства - один из системообразующих факторов развития и стабильности Восточносредиземноморской Неовизантийской Цивилизации. Все больше мировое сообщество понимает, что без признания независимости Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) и справедливого урегулирования азербайджано-карабахского конфликта добиться спокойствия в потенциально взрывоопасном регионе не удастся. Признание Россией независимости Республики Южная Осетия и Республики Абхазия положило начало стабилизации ситуации на Южном Кавказе, но прочная стабильность в регионе возможна лишь после скорого и окончательного признания независимости Нагорно-Карабахской Республики. В России растет понимание того, что чем сильнее будет единый и неделимый Нагорный Карабах, тем сильнее будет Россия.

Для Восточносредиземноморский Неовизантийской Цивилизации выход из противоречий и конфликтов находится в духовном и организационном единстве.

Перед ВСНВЦ, как и перед всем миром, тоже стоит задача модернизации, но, подчеркнем, на основе традиционной культуры и при сохранении духовного наследия в условиях обезличивающей нации и народы глобализации.

Прежде всего, необходимо разработать модель устойчивого развития Восточносредиземноморского цивилизационного пространства как региона безопасности и сотрудничества. С целью координации внешней, экономической, научной и оборонной политики уже сейчас нужно создавать организационные структуры будущего Восточносредиземноморского Союза

Рубен Заргарян - кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.