Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Абхазия на перепутье

Абхазия на перепутье

Вероятность применения насилия со стороны Грузии остается достаточно высокой
Морис Бонно
16.03.2010
Абхазия на перепутье

Автор статьи о перспективах развития Абхазии при президенте Сергее Багапше (на фото) - французский дипломат в отставке, бывший член наблюдательной миссии ЕС в Грузии, посещал Абхазию в декабре 2009 г. как представитель Института демократии и сотрудничества (Париж).

I. Выборы президента

18 июня 2009 г. группа докладчиков Парламентской ассамблеи Совета Европы опубликовала прогноз, согласно которому «без присутствия миссии ООН Абхазию подстерегает серьезная опасность стать черной дырой, где исчезают права человека».

Оценка министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамба была, однако, ближе к истине. Как он заметил в интервью, данном агентству «РИА Новости» 12 ноября 2009 г., «выборы – это всегда демонстрация уровня политического развития внутри страны». По его убеждению, в Абхазии гражданское общество достаточно развито и готово к предстоящим президентским выборам. Сам он, по его словам, рассчитывает на то, что выборы пройдут в атмосфере частного соревнования.

Абхазcкая модель демократии – в регионе, где передача власти часто осуществляется путем «цветных революций» (источники финансирования которых крайне подозрительны), антиправительственных восстаний (как, например, в Грузии в 1992 году, когда военный триумвират – переименованный Государственный Совет – предложил встать во главе государства Эдуарду Шеварнадзе) или с помощью «престолонаследия» (как в Азербайджане) – возможно, и не безупречна, однако ей присущи, во всяком случае, на момент декабрьских президентских выборов, следующие характеристики:

- Наличие нескольких отличных друг от друга кандидатов.

За пост президента и вице-президента боролись пять команд:

- Действующий президент Сергей Багапш и премьер-министр Александр Анкваб

- Бывший вице-президент, оставивший свой пост в мае 2009 года, Рауль Хаджимба и Директор Абхазского института гуманитарных исследований Василий Авидзба

- Лидер Партии экономического развития Абхазии Беслан Бутба и бывший министр внутренних дел Асламбей Кчач

- Глава абхазского морского пароходства Заур Ардзинба и экс-глава Очамчырского района Хрипс Джопуа

= Академик Виталий Бганба и историк Давид Дасания

- Различия в политических программах (хотя они и не всегда очевидны)

Что касается внешней политики, все кандидаты единогласно высказались за независимость республики. Слово «Грузия» даже не упоминалось. Договор о дружбе и сотрудничестве с Россией же, напротив, стал предметом дискуссии: некоторые из кандидатов (в особенности г-н Хаджимба) высказывали опасения, что Абхазия может попасть в зависимость от северного соседа, особенно, в том, что касается вопросов безопасности и экономики.

Действующего президента критиковали в первую очередь за его неспособность обеспечить республике быстрый экономический подъем, изменить структуру экономики, унаследованную с советских времен. Одни кандидаты настаивали на необходимости приглашения иностранных экспертов (в частности г-н Бутба), другие требовали радикальной борьбы с коррупцией (как г-н Хаджимба, который также обрушился с критикой на процедуру выдачи абхазских паспортов). Г-н Ардзинба подчеркнул важность развития морского судоходства и сельского хозяйства и выступил против дешевой распродажи земель в республике.

Попытка оппозиции объединиться вокруг единого кандидата летом 2009 года закончилась неудачей. Г-н Хаджимба не смог договориться сперва с г-ном Бутба, а затем и с г-ном Ардзинба, членом той же Партии экономического развития Абхазии, который в конце концов сам решил баллотироваться на пост президента. Однако, все три кандидата все же договорились поддержать друг друга в случае, если один из них пройдет во второй тур голосования (в итоге победитель выборов был определен уже в первом туре – М.Б.).

В переизбрании президента Багапша на второй срок существенную роль сыграли его личные достижения: главным образом тот факт, что ему удалось вновь обрести власть над всей территорией Абхазии, когда в августе 2008 года он вернул под контроль абхазских сил верхнюю часть Кодорского ущелья, не встретив сопротивления.

Избиратели также по достоинству оценили и его успехи во внешней политике – способность добиться международного признания независимости республики. Не остался незамеченным и постепенный экономический рост, и повышение уровня жизни населения.

- Разнообразие средств массовой информации

Даже несмотря на то, что подобные разногласия между кандидатами свидетельствуют об улучшении общественного климата по сравнению с ситуацией десятилетней давности, комментарии в прессе, увы, не стали объективнее. Ни одно СМИ нельзя было назвать нейтральным. Привлечение российских «специалистов», ставшее причиной увольнения нескольких журналистов газеты «Эхо Абхазии», не прибавило очков ее владельцу г-ну Бутба. Редактор издания «Чегемская правда» в свою очередь, пожаловался на давление со стороны властей и на коррумпированность судебных органов.

Однако, что касается подачи информации, принцип равных условий для всех кандидатов все же соблюдался. Телевизионные беседы кандидатов с телезрителями, тем не менее, не могли в полной мере удовлетворить потребностей избирателей, надеявшихся увидеть полноценные дебаты между главными участниками предвыборной гонки. Кандидат Беслан Бутба выразил сожаление, что правительство запрещает вещание находящегося в его собственности телеканала на всей территории республики: он транслируется только в районе Сухуми.

- Введение единого документа для голосования и политика выдачи паспортов

Вопрос о том, какой документ следует использовать для процедуры голосования, вызывал жаркие споры в течение всей предвыборной кампании. На выборах 2004 года избиратели могли предъявлять абхазский паспорт, старый советский паспорт или любой другой документ, удостоверяющий личность. Это привело к многочисленным нарушениям, которые были вовремя обнаружены, что стало причиной беспокойств и отмены результатов голосования.

Прошлым летом в парламенте шли серьезные дебаты по вопросу о выдаче новых абхазских паспортов. Паспорт должен был стать единственным документом, разрешенным к использованию во время процедуры голосования. Вопрос вызывал особенно горячие споры в Гальском районе, где проживает большое количество грузин. Трудноразрешимый конфликт привел к тому, что в сентябре прошлого года со своего поста ушел Секретарь Совета безопасности Абхазии, историк Станислав Лакоба, а президент Багапш принял решение о приостановлении выдачи паспортов в этом районе с 1 октября.

В 2004 году в Гали было зарегистрировано 14 000 избирателей, а в декабре 2009 года – всего 3 523. Чтобы подать заявление на получение абхазского паспорта, необходимо признать себя гражданином Абхазии, а следовательно, разорвать все связи с Грузией (договоренности о двойном гражданстве есть только с Российской Федерацией). Это правило заставило многих грузин отказаться от получения абхазского паспорта. Г-н Хаджимба был главным разжигателем розни в собственных политических целях: в 2004 году основная масса жителей Гали проголосовала за Сергея Багапша, благодаря его репутации защитника прав мингрельского населения региона (его жена – тоже из Гали, к тому же мингрельского происхождения).

Национальный состав населения Абхазии, согласно переписи, таков:

Абхазы – 73 893 человек

Абазины – 2 139 человек

Русские – 17 814 человек

Армяне – 32 288 человек

Грузины – 12 156 человек

Другие национальности – 7 731 человек

Необходимо отметить, что в попытке разрешить конфликт из-за паспортов, Центральная избирательная комиссия, цель которой в первую очередь в том, чтобы должным образом реагировать на обеспокоенность избирателей, пользовалась рекомендациями негосударственных объединений, таких как «Лига избирателей» и «Центр гуманитарных программ». В итоге Комиссия решила, что наличие паспорта должно быть необходимым условием участия в выборах, и установила процедуру: после того, как избиратель опускает бюллетень в урну, на 17-й странице его паспорта ставится соответствующий штамп.

К сожалению, инициатива лидера Партии экономического развития Абхазии, Беслана Бутба, о принятии «кодекса этического поведения», проект которого подготовила для кандидатов Общественная палата совместно с НПО, политическими движениями и журналистами печатных и электронных СМИ, осталась не услышанной из-за нескрываемого нежелания остальных кандидатов подписывать документ, утверждающий среди прочего «верховенство закона и демократических принципов».

Некоторые происшествия, такие как поджог в Гаграх автомобиля, принадлежащего региональному представителю Партии экономического развития Абхазии и склада компании «Араду», владельцем которого являлся г-н Бутба, заставили опасаться, что предвыборная кампания может выйти из под контроля.

Ведя наблюдение за работой избирательных участков в Очамчырском районе, автор не заметил каких-либо нарушений. 88 наблюдателей из 20 стран признали прошедшие выборы прозрачными и демократическими.

НПО «Лига избирателей» объявила, что президентские выборы в Абхазии были проведены в соответствии с международными правилами, а небольшие недочеты никак не повлияли на итоговый результат.

На пресс-конференции 14 декабря Председатель Центральной избирательной комиссии объявил следующие результаты голосования:

Количество зарегистрированных избирателей – 138 447

Число проголосовавших – 101 756

Общая явка – 73%

Количество недействительных бюллетеней – 3 031

Против всех – 1893

Заур Ардзинба – 9 269 (9,14%)

Сергей Багапш – 62 231 (61,16%)

Виталий Бганба – 1 326 (1,30%)

Беслан Бутба – 8 395 (8,25%)

Рауль Хаджимба – 15 584 (15,32%)

Незначительное количество требований обжалования результатов выборов было обусловлено, прежде всего, существенным разрывом между лидером и остальными кандидатами. Единственная серьезная жалоба поступила от кандидата Рауля Хаджимба, утверждавшего, выборы были проведены с «массой нарушений», в том числе с привлечением административного ресурса для обеспечения победы действующего президента. Практику проставления штампов в паспорта критиковали за то, что она могла использоваться в качестве инструмента принуждения тех избирателей, которые не намерены были принимать участия в голосовании: их могли заставлять голосовать за Багапша под угрозой лишения социальных льгот. Ряд жалоб пришел и от ассоциации ветеранов АРУАА, насчитывающей, по ее собственным утверждениям, около 1000 членов, чьи выступления в 2004 году повлекли за собой отмену выборов. Однако весьма вероятно, что подобные заявления были всего лишь попыткой оппозиции подготовить почву для предстоящих весной 2012 года парламентских выборов.

Были среди кандидатов и те, кто сразу же поздравил г-на Багапша с победой, тем самым признав легитимность выборов – это г-н Бганба (13 декабря) и г-н Бутба от имени партии ЭРА (14 декабря).

II. «Абхазия добьется успеха» (Сергей Багапш)

В интервью газете WashingtonTimesот 16 октября 2009 года президент Багапш изложил причины, по которым он полон уверенности в будущем Абхазии:

- «Наша независимость основана на стремлении к справедливости, свободе и демократии для всего абхазского народа»

- «Несмотря на войну и блокаду, мы существуем как независимое государство уже 16 лет. Это большое достижение, на которое упорно не обращают внимания западные друзья Грузии»

- «Мы обладаем значительным потенциалом как нация, имея мощную этническую самобытность и солидные экономические возможности»

- «Наши люди снова улыбаются. Они верят в будущее для себя и своих семей»

- «У нас есть уверенность, потому что закончилась безысходность. Мы можем ждать столько, сколько нужно, чтобы мир взялся за ум»

После вступления в должность 4 февраля Президенту Багапшу придется решать множество серьезных проблем. Однако до парламентских выборов 2012 года он сможет рассчитывать на поддержку большинства депутатов парламента: его сторонники занимают 28 кресел из 35.

- Главный приоритет – укрепление экономики

На пресс-конференции по случаю победы на выборах, президент Багапш объявил об увеличении государственного бюджета (до 3,8 млдр. рублей) и ожидаемом росте налоговых поступлений в бюджет (на 25% по сравнению с 2009 г). Он отметил, что объем государственных инвестиций и расходов на социальные нужды также существенно вырос.

В планах правительства множество инфраструктурных проектов: восстановление железнодорожного и воздушного сообщения с Россией, строительство новой автомобильной трассы в направлении Северного Кавказа, строительство газопровода Туапсе-Сухуми, участие в строительстве олимпийских объектов в Красной Поляне.

Российская компания Роснефть выдала абхазским специалистам франшизу на разработку нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе в Очамчырском районе. Правительство Абхазии намерено приложить все усилия и для развития туристической инфраструктуры в республике. Также, парламенту предстоит решить вопрос о праве собственности на землю для иностранных инвесторов.

- Проблемы демографии и языка

Экономическое развитие и рост заработной платы должны привести к увеличению рождаемости.

Абхазский язык, «песня души», как назвал его литератор Алексей Гогуа, постепенно вытесняется русским.

Президент Багапш считает защиту языка не менее серьезной задачей, чем развитие экономики. Абхазский язык – очень древний. Он относится к Северо-Кавказской языковой семье и не похож на языки южно-кавказского региона.

Различают два основных диалекта абхазского языка: бзыбский, распространенный на Севере Абхазии, и абжуйский, используемый на Юге.

Абхазы до сих пор чтут старинный кодекс абхазских воинов «Апсуара», передаваемый из уст в уста даже в семьях, эмигрировавших в Турцию в конце XIX века (В команде Ататюрка многие ключевые посты занимали Абхазы, в частности – премьер-министр Рауф Орбай. Среди влиятельных персон Сирии и Иордании и сегодня немало абхазов – М.Б.).

- Поиск решения проблемы беженцев

В течение 16 лет после окончания «Отечественной» войны 1992-1993 года в Гальский район смогли вернуться 60 000 человек. По данным статистики на 1 января 2009 года, в Гагрском районе проживает 1 210 грузин, в Гудаутском – 617, в Гулрыпшском – 786, в Очамчырском – 2 271, в Ткуарчалском – 8 033, в Сухумском – более 15 000. Преследование вернувшихся беженцев вызвано в первую очередь отсутствием взаимного доверия между народами. Многим абхазам трудно забыть о военных операциях Грузии против Абхазии 1998-го, 2000-го и 2006-го года. Нельзя не учитывать и опасения абхазов после конфликта августа 2008 г. в Южной Осетии.

В Гали была открыта 21 школа, из которых в 11 преподавание ведется на грузинском языке. Согласно Статье 6 Конституции Республики Абхазия, «Государство гарантирует всем этническим группам, проживающим в Абхазии, их право на свободное использование родного языка». Абхазские власти настаивают на том, что грузинское население никогда не изгоняли из Абхазии: некоторые уходили по собственной воле вслед за грузинской армией. Беженцы должны продолжать беспрепятственно возвращаться домой, несмотря на всю сложность ситуации. Показательны выводы последнего доклада Общественной палаты о том, как абхазский народ смотрит на проблему возвращения грузинских беженцев. Вот, что удалось выяснить:

- Абхазское население с подозрением относится к возвращению грузинских беженцев в свете необходимости заботиться о государственной и региональной безопасности.

- Люди опасаются попыток властей Грузии использовать проблему возвращения грузинских беженцев в качестве инструмента давления на Абхазию

- Отсутствие надежных статистических данных может стать поводом для непомерных требований со стороны Грузии

- Среди возвратившихся беженцев довольно трудно опознать тех, кто воевал на стороне Грузии в 1992-1993гг

- Необходимо избавиться от скрытых обид, двойных стандартов и дифференцированных подходов

- Ожидания, что международные организации (ООН, ЕС, Совет Европы, ОБСЕ) будут принимать более заметное участие в разрешении проблемы, чаще всего не оправдываются.

III. За многостороннюю внешнюю политику

23 ноября 2009 года на церемонии открытия нового участка автомобильной дороги, пересекающей Грузию с востока на запад, президент Михаил Саакашвили заявил: «Эта дорога приведет нас в Сухуми. В конце концов, мы войдем в Сухуми и выгоним оккупантов с территории Грузии. Я в этом абсолютно уверен. Мы добьемся своего, какие бы препятствия не стояли на нашем пути».

В свете подобных заявлений, первой задачей абхазской внешней политики должно стать заключение с Грузией соглашения о неприменении силы и о взаимных гарантиях безопасности. Соглашение о прекращении огня, подписанное в 1994 г. при содействии ООН и России, уже содержит обязательства не использовать оружие. Этот документ доказал свою неспособность защитить Абхазию от новых вторжений и вооруженных столкновений, в частности в Гали в 1998 г. и в Кодорском ущелье в 2001 и 2006 гг.

Называя Абхазию «оккупированной территорией, где автономия растворилась в подчинении Кремлю» (как заявил представитель администрации президента Грузии 10 декабря 2009 г), власти Тбилиси как бы забывают о том, что в прошлом отношения России и Абхазии были далеко не идеальны.

Многие абхазы, с которыми автору удалось побеседовать, до сих пор негодуют, вспоминая о том, как Российская Империя назначила абхазов «виновным населением», а также о блокаде, устроенной ельцинской Россией в 1996 году, когда Москва полностью поддержала территориальную целостность Грузии. До 2000 года абхазским мужчинам в возрасте от 18 до 50 лет было запрещено пересекать границу России. Блокада же со стороны стран СНГ длилась до марта 2008 г.

Подписание 17 сентября 2008 г. Абхазией и Россией Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, позволившее двум странам образовать «стратегический союз» (как заметил министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, добавив, что Абхазия должна «использовать данный судьбой шанс»), изменило ситуацию и в значительной степени способствовало решению проблемы абхазской безопасности. Как следует из Статьи 3 Договора, «договаривающиеся Стороны будут тесно взаимодействовать друг с другом в деле защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности Республики Абхазия и Российской Федерации. Они будут безотлагательно консультироваться между собой каждый раз, когда, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, возникнет угроза нападения на нее, в целях обеспечения совместной обороны, поддержания мира и взаимной безопасности». Россия, единственная из всех стран СНГ, принимала участие в миротворческой деятельности в Абхазии с 1994 г. В Абхазии погибло более сотни российских военных.

Сегодня президент Багапш ставит проблему безопасности на третье место среди своих приоритетов, после вопросов экономики и международного признания независимости республики. Он заявил, что выступает за многостороннюю внешнюю политику. Движение в сторону признания независимости Абхазии должно продолжаться. Дипломатические отношения с ближневосточными государствами (Ливией, Ираном и, в особенности, Турцией) и Латинской Америкой (Эквадор, Перу) продолжают развиваться. При этом нельзя забывать, что конфликт с Грузией не завершен, а недавние заявления Саакашвили заставляют ждать новых провокаций в конце 2010 года или в начале 2011 по окончании периода перевооружения грузинской армии.

Подписание соглашения о неприменении силы могло бы стать первым шагом к созданию эффективной системы безопасности в регионе и обязательным условием для начала нового этапа переговоров о причинах конфликта. Женевские переговоры на сегодняшний день являются единственной площадкой для обсуждения этих вопросов, они имеют ключевое значение для того, чтобы вывести отношения между Грузией и Абхазией за рамки обычной процедуры разрешения и предотвращения конфликтов. Однако основная проблема состоит в том, что ни одна из сторон не может предоставить гарантий соблюдения этого договора.

Европейский Союз, наиболее подходящая для решения подобных вопросов структура, с точки зрения Грузии, мог бы сыграть свою роль в решении проблемы, принимая во внимание тот факт, что многие абхазы считают себя частью Европы и смотрят в ее сторону. Однако присутствие европейских наблюдателей в Абхазии на сегодняшний день неприемлемо, учитывая твердый отказ стран ЕС признать независимость Абхазии и поддержку Евросоюзом линии Тбилиси. Абхазия не очень довольна ни применяемым по отношению к ней термином «де-факто государства, ни слежением с помощью спутников, установленным наблюдательной миссией ЕС (European Union Monitoring Mission). В то же время доклад комиссии по расследованию фактов Комитета по предотвращению пыток Совета Европы, опубликованный в апреле-мае 2009 г. был встречен советником президента Абхазии по вопросам прав человека как «существенный политический шаг вперед».

Брюссель в состоянии свести на нет вероятность применения насилия со стороны Грузии, которая до сих пор остается достаточно высокой. В рамках программы «Восточное партнерство» Европа могла бы оказать помощь в восстановлении территорий, сильнее всего пострадавших в войне 1992-1993 гг., что создало бы более благоприятные условия для возвращения беженцев.

Лучший способ для предотвращения новых конфликтов – это и военная помощь со стороны России, и присутствие миссии ООН (с новым именем и новым мандатом) по обе стороны границы, а также присутствие наблюдателей от ЕС в Грузии.

В рамках соглашения о неприменении силы гарантии безопасности должны обеспечиваться на трех уровнях: местном (двухсторонние соглашения между Абхазией и Грузией) региональном (соглашение при участии России, Турции и Ирана) и международном (соглашение, заключенное на уровне ЕС и ООН). Необходимо также добиваться договоренностей по таким спорным вопросам, как пограничная политика в Гальском районе, использование Ингури ГЭС (которая продолжала работать в течение всего периода конфликта, ни разу не воспользовавшись иностранными кредитами), возобновление железнодорожного и авиационного сообщения между Абхазией и Грузией и проч.

Подобная программа предотвращения конфликтов потребует от всех вовлеченных в нее сторон огромной политической смелости; от международных организаций – беспристрастности и объективности, способности видеть ситуацию не только глазами Тбилиси, отказа от политики двойных стандартов; от обеих сторон конфликта – стремления вернуть взаимное доверие и отказа от соперничества. Поиск взаимно приемлемых механизмов должен привести к созданию новых формул сотрудничества. Эта работу может взять на себя любая держава или организация с добрыми намерениями, например неправительственные исследовательские институты, стремящиеся положить конец изоляции Абхазии, длящейся уже более двух десятилетий, которую так тяжело переживают в республике (хотя и без озлобленности и резких заявлений). Тот факт, что выборы президента Абхазии 12 декабря 2009 г. соответствовали мировым стандартам (что признано на международном уровне) должен стать отправной точкой для начала выполнения вышеописанной программы.

Персоны, с которыми нам удалось встретиться

- Председатель Центральной избирательной комиссии Батал Табагуа

- Лига избирателей, Алкас Тхагушев

- Министр иностранных дел Сергей Шамба

- Кандидаты на пост президента:

- Сергей Багапш

- Виталий Бганба

- Беслан Бутба

- Рауль Хаджимба

- Советник президента по вопросам международной политики Вячеслав Чирикба

- Заместитель Официального представителя президента Надир Битиев

- Руководитель Центра стратегических исследований Абхазии Олег Дамения

- «Центр гуманитарных программ»:

- Исполнительный директор Арда Инал-ипа

- Заместитель директора Лиана Кварчелия

- Диана Керселян

- Посол Российской Федерации Семен Григорьев

- Председатель Госкомитета по репатриации Анзор Мукба

- Представители СМИ:

- Главный редактор газеты «Чегемская правда» Инал Хашиг

- Бывший сотрудник газеты «Эхо Абхазии» Надежда Бенедиктова

- Писатель («патриарх абхазской литературы») Алексей Гогуа

- Историк, бывший Председатель Совета безопасности Станислав Лакоба

- Глава ассоциации ветеранов АРУАА Владимир Смыр

- Руководитель Международного комитета «Красного Креста» Ариан де Робейн

Перевела Дарья Карпухина



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.