Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
«Перезагрузка» под вопросом

«Перезагрузка» под вопросом

Разногласия во взглядах по ЕвроПРО Москвы и Вашингтона в перспективе способны принять весьма опасный оборот
Артем Ивановский
16.05.2011
 «Перезагрузка» под вопросом

Россия и США не могут достичь копромисса в вопросе о Европейской системе противоракетной обороны (ЕвроПРО). Об этом 13 мая заявил в Алма-Ате министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. «Пока дело идет туго»,- признал он.

Американская сторона, декларируя свою заинтересованность в равноправном участии России в проекте создания европейского противоракетного щита, предпринимает явно односторонние шаги по получению дополнительных стратегических преимуществ в Восточной Европе.

Как известно, 3 мая США объявили о предстоящем размещении элементов систем противоракетной обороны на территории Румынии. Примечательно, что это событие произошло на следующий день после начала российско-американских переговоров по ЕвроПРО в Брюсселе. Впрочем, президент Румынии Траян Басеску поспешил заявить, что «договор с США по противоракетной обороне не направлен против России». Однако в этой связи следует учитывать точку зрения, высказанную румынским президентом полгода назад. Напомним, что 30 ноября 2010 года Басеску заявил о своем недоверии к России из-за присутствия российских войск рядом с румынской границей. «Мы не чувствуем себя в безопасности, так как российские войска развернуты вдоль нашей северной границы - в Приднестровье. Нас совсем не устраивает и факт продления Россией договора о базировании ее флота в Севастополе», - заявил тогда Басеску в интервью румынской газете Romania Libera. Так США получили формальный предлог для развертывания систем ПРО в Румынии. Следует отметить еще одну существенную деталь: в марте 2008 года именно Румыния инициировала предложение создать альтернативную американской европейскую систему противоракетной обороны. Тогдашний глава румынского военного ведомства Теодор Малескану выразил готовность своей страны разместить на ее территории элементы будущей ЕвроПРО. Более того, о поддержке этой румынской инициативы заявили Болгария и Греция. Поэтому для США вопрос скорейшего включения Румынии в собственную систему противоракетной обороны имел очевидно приоритетное значение.

Однако наиболее значимые мотивы поспешных действий Соединенных Штатов по вовлечению новых восточноевропейских государств в орбиту своего военного присутствия связаны, судя по всему, с предстоящим очередным раундом российско-американских переговоров по ЕвроПРО.

9 июня состоится заседание министров обороны РФ и НАТО в Брюсселе, на котором российскую делегацию возглавит Анатолий Сердюков.

На этом заседании речь пойдет об утверждении политических принципов сотрудничества по ПРО. Как подчеркнул в своем заявлении спецпредставитель Президента России по ПРО Дмитрий Рогозин: «Любая система, которая создается для обеспечения большей безопасности, не должна порождать в ходе своего создания дополнительных угроз. Сейчас в рамках Совета Россия-НАТО идет работа по выработке политических принципов сотрудничества. Думаю, что эти политические принципы будут отражены в документе, который предлагается принимать 9 июня на встрече министров обороны Совета Россия-НАТО». С учетом этого обстоятельства становится понятным стремление американской стороны обеспечить себе максимально выгодные стратегические позиции в Восточной Европе до достижения каких-либо фактических договоренностей с Россией. Такого рода превентивные шаги могут предоставить США дополнительные рычаги воздействия на точку зрения российской стороны в ходе предстоящих переговоров. Именно поэтому 4 мая МИД РФ заявил о крайней обеспокоенности России фактом договоренности между США и Румынией по ПРО: «Российская сторона самым внимательным образом следит за развитием ситуации с учетом того, что планируемая система ПРО, по нашим оценкам, может создавать в будущем риски для российских стратегических сил ядерного сдерживания. Практические шаги по созданию европейского сегмента глобальной ПРО США предпринимаются вне зависимости от российско-американского диалога по противоракетной проблематике, начатого по решению президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы, равно как и от работы над проектом возможной ЕвроПРО, осуществляемой в соответствии с договоренностями Лиссабонского саммита Совета Россия-НАТО».

Необходимо понимать, что односторонние действия США по форсированию размещения систем ПРО в Восточной Европе могут иметь крайне негативные последствия. Об этом в интервью российским журналистам заявил заместитель председателя комитета Государственной Думы по обороне Михаил Бабич: «Размещение системы ПРО в Европе не должно происходить без синхронизации российских возможностей совместного размещения ПРО. Мы считаем, что строительство системы ПРО в Европе в одностороннем порядке противоречит нашим интересам. Польша, Чехия и Румыния практически равно удалены от наших границ, и системы ПРО, установленные на их территориях, имеют схожие технические возможности, что должно повлечь адекватные меры с нашей стороны».

Кроме того, М. Бабич не исключил, что с размещением ПРО в Румынии России придется вернуться к вопросу дополнительного развертывания ударных сил в районах дислокации этих элементов ПРО, а также пересмотреть дислокацию российских группировок войск в европейской части России.

Излишне говорить о том, что в случае реализации этого пессимистического сценария политика «перезагрузки» окажется под вопросом, и президент России может, скажем, пересмотреть свое решение об отмене развертывания ракетных комплексов «Тополь-М» в Калининградской области. Очевидно, что ни Россия, ни США не заинтересованы в столь резком «охлаждении» отношений. А это означает, что в вопросе о ЕвроПРО необходимо достигнуть компромисса.

Очередной попыткой найти такой компромисс стали проходившие 2-5 мая в Брюсселе российско-американские переговоры. В канун их старта, 29 апреля, позицию России изложил для масс-медиа командующий Космическими войсками РФ генерал-лейтенант Олег Остапенко. Он отметил, что в рамках разрабатываемого проекта ЕвроПРО Россия готова обеспечить противоракетное прикрытие Восточной Европы, а также акваторий Черного, Балтийского и Баренцевого морей. «Предлагается закрепить за НАТО и Россией определенные участки территории. На этой территории каждая сторона принимала бы на себя обязательство обнаруживать и уничтожать атакующие баллистические ракеты. Решение о применении средств ПРО должно приниматься по общим правилам, в рамках единого информационного пространства», – подчеркнул генерал Остапенко. Однако в Брюсселе эти российские предложения стали камнем преткновения. 4 мая глава Военного комитета НАТО адмирал Джампаоло Ди Паоло заявил о «серьезных трудностях» на переговорах между Россией и НАТО. Впрочем, он добавил, что надежда на компромисс сохраняется: «Есть трудности и различия в подходах, но есть общий здравый смысл: если системы противоракетной обороны будут работать совместно, это будет во благо обеих сторон». В тот же день окончательная ясность в ситуацию была внесена начальником Генерального штаба Вооруженных сил РФ Николаем Макаровым, который заявил: «Россия будет требовать от НАТО гарантий того, что европейская система противоракетной обороны не будет угрожать российскому ядерному потенциалу». 6 мая сомнений в неудачном исходе переговоров уже не осталось. Дмитрий Рогозин в интервью телеканалу Russia Today заявил:

«Уже к 2020 году США смогут, в случае ухудшения отношений двух стран, поставить под контроль значительную часть стратегического потенциала России. При этом нам говорят, что это не против нас, но американские партнеры соглашаются, что наши вопросы к ним абсолютно логичны».

Таким образом, фундаментальные разногласия во взглядах Москвы и Вашингтона не только сохранились, но и в перспективе способны принять весьма опасный оборот.

В чем же суть расхождений российской и американской точек зрения по вопросу о ЕвроПРО? Прежде всего, на ходе переговоров сказывается сохраняющееся взаимное недоверие. Американская пресса открыто пишет о недоверии к России со стороны США и других стран-членов НАТО. «В США полагают, что Россия не далее как этой весной передислоцировала тактические ядерные боеголовки малого радиуса действия на объекты по соседству с членами НАТО» - под таким заголовком недавно вышла статья во влиятельном издании «The Wall Street Journal». В этой статье приводится мнение ряда высокопоставленных чиновников Госдепа о том, что подобные шаги России «идут вразрез с обещаниями отвести тактическое ядерное оружие от пограничных застав и сократить его количество, которые Москва давала, начиная с 1991 года». Свою лепту в эту кампанию внес обозреватель «New York Times» Джон Винокур: «Россия в своей официальной доктрине продолжает квалифицировать НАТО как главную внешнюю угрозу». А ведь эти издания являются в США рупором тех политических сил, которые явно заинтересованы в срыве договоренностей и по ПРО, и по СНВ и всей политики «перезагрузки» в целом.

Помимо появления ПРО США в Румынии усилению разногласий Москвы и Вашингтона способствуют также американские противоракеты в Польше и Чехии. Как известно, департамент информации и печати МИД РФ неоднократно заявлял, что размещение американских ракет Patriot на территории Польши не способствует доверию. Приведем небольшой фрагмент одного из таких заявлений: «Мы не понимаем логики и направленности сотрудничества США и Польши в этой сфере. С сожалением отмечаем, что наши вопросы к польской и американской сторонам остались без ответа, равно как и наши аргументы в пользу переноса района временного развёртывания ракет подальше от российских границ». При этом польский министр обороны Богдан Клих ограничился объяснением, что в Польше для американской ПРО «просто лучшие условия». Понятно, что российскую сторону столь «исчерпывающие» разъяснения не устраивают.

Однако главным источником противоречий остается вопрос о договоренности насчет гарантий отсутствия потенциальной угрозы со стороны ПРО США российскому ядерному потенциалу.

Открыто скептически к перспективам заключения такого соглашения относится министр обороны США Роберт Гейтс. Он еще в марте заявил, что Америка готова дать не юридически обязывающие гарантии, а лишь политические заверения о ненаправленности создаваемых элементов ПРО против России.

Поэтому ясно, что скорого прогресса в вопросе о ЕвроПРО ожидать не следует.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.