Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 сентября 2019
АТЭС: избирательная интеграция

АТЭС: избирательная интеграция

Полноправным членом организации СССР стал в 1991 году, а Россия - лишь в 1998-м
Алексей Чичкин
07.09.2012
             АТЭС: избирательная интеграция

Во Владивостоке открылся форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В его рамках начинается и Деловой саммит глав государств и правительств стран-участниц АТЭС. Эти события имеют стратегическое значение для России, так как дальневосточный, а в более широком контексте – азиатско-тихоокеанский вектор торговой и инвестиционной политики РФ становится основным. Во всяком случае, объемы торговли и инвестиционного обмена России со странами этого региона растут более быстрыми темпами чем со странами других регионов.

Как следствие, намечено, например, создать в 2013-2016 гг. зоны свободной торговли России с Новой Зеландией, Вьетнамом, Монголией и с такой межправительственной организацией стран Юго-Восточной Азии, как АСЕАН.

Но это – лишь одна сторона тенденции.

С другой стороны, далеко не все страны и территории региона привлечены в АТЭС, и его расширения пока не планируется.

Саммит во Владивостоке тоже не предусматривает приема новых участников, хотя соответствующие заявления поданы, например, правительствами Монголии и Индии. Предварительные переговоры с США, Японией, Австралией и Канадой по вступлению в АТЭС проводили страны тихоокеанского побережья Центральной Америки, Эквадор, Колумбия, Фиджи. Не предвидится пока включения в эту структуру и Франции, притом что она владеет почти половиной тихоокеанских островов (в статусе заморских территорий и департаментов).

Дело в том, что Вашингтон, Токио, Оттава и Канберра обладают наибольшим политическим и административным влиянием в АТЭС. Собственно, по их инициативе и совместному проекту и была создана эта организация в 1989 году. И провозглашена, отмечу, в австралийской столице Канберре. Вполне очевидно, что создание такого объединения планировалось в качестве своего рода «противовеса», прежде всего, Китаю и СССР. В этом смысле показателен такой факт: в 1989 году в АТЭС вошли США, Канада, Австралия, Япония и их союзники – Новая Зеландия и Южная Корея. Среди «первенцев» оказались и другие страны Юго-Восточной Азии, но без «непроамериканских» Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.

Вьетнам был принят в АТЭС только в 1998 году – через восемь лет после подачи заявки. А Камбоджа с Лаосом до сих пор вне АТЭС, хотя по этому вопросу их правительства запрашивали официальное мнение Китая, Австралии, Японии, Канады и Новой Зеландии еще в конце 1990-х и в начале 2000-х. Пекин одобрил вступление Пномпеня и Вьентьяна в АТЭС, другие государства четких официальных ответов не дали и пока не дают.

Что касается самого Китая, то он подал заявку в 1989-м, но приняли его в АТЭС только в 1991 году.

И при условии, что Пекин не будет возражать против самостоятельного членства в этом блоке Тайваня (самопровозглашенной в 1950 году Китайской Республики на Тайване) и Гонконга (особого административного района КНР), которые были приняты в АТЭС тоже в 1991 году. Кстати, на тех же условиях КНР, Тайвань и Гонконг участвуют во Всемирной торговой организации, Международном валютном фонде.

СССР тоже не планировался в числе первых участников АТЭС. Хотя советские МИД и Минвнешторг в 1988-1989 гг. запрашивали США, Австралию, Канаду и Японию относительно организации соответствующих переговоров. Оттава высказала положительное мнение, Вашингтон, Канберра и Токио согласились только на предварительные консультации. В результате СССР приняли в АТЭС… в 1991году, когда Советский Союз перестал быть влиятельной державой в Тихоокеанском регионе. Но сегодня более интересно другое: «четверка» организаторов АТЭС добилась того, что после развала СССР Россия не стала его полноправной правопреемницей в этой организации, оставаясь там ассоциированным наблюдателем. Лишь в 1998 году Россию приняли в эту структуру. Одновременно с Перу и Вьетнамом. Вместе с тем, например, Мексика, Чили и даже Папуа-Новая Гвинея стали полноправными участницами АТЭС в 1993-1994 годах.

По настоянию той же «четверки» в 1998-м был введен 10-летний мораторий на расширение АТЭС. Но и по его окончании многие страны и территории региона не привлекаются к участию в этом экономическом форуме.

Например, Вашингтон и его союзники изначально были против членства Франции в АТЭС. А проистекает это из давней американско-британской стратегии вытеснения Франции из азиатско-тихоокеанского региона.

Еще в середине 1940-х Рузвельт, Черчилль и тогдашний глава Китая Чан Кайши однозначно высказывались за «удаление» Франции не только из Индокитая и с Тихого океана, но также из Западной и Северной Африки. И, естественно, встречали противодействие со стороны Франции.

Так, в середине 1960-х, во время войны США против Северного Вьетнама, президент Франции Шарль де Голль в ходе официальных визитов в Камбоджу и Северный Вьетнам высказывался не только против этой войны, но и за создание именно азиатско-тихоокеанской экономико-политической организации, то есть без участия США и других американских стран, зато с участием СССР, КНР и Тайваня. Этот проект резко осуждали в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Южной Корее и особенно в США. Вдобавок ко всему в марте 1966 года де Голль сообщил президенту США Л. Джонсону и проинформировал другие страны НАТО о том, что Франция прекращает участие в военной структуре этого блоке и впредь не будет предоставлять свои вооруженные силы в его распоряжение. К осени 1967-го эти решения были реализованы. Такая внешнеполитическая деятельность не могла не усиливать антифранцузское направление азиатско-тихоокеанской политики США и их региональных союзников.

В последующие десятилетия Франция, хотя и возобновила свое участие в военной структуре НАТО, однако укрепляла свои экономико-политические позиции в Индокитае и в КНР, активно развивала отношения с СССР. К тому же, Франция сохранила и сохраняет в своем составе обширные островные территории на Тихом океане (и в других регионах мира). Вопреки, заметим, поддержке там местных сепаратистов со стороны тех же США, Австралии, Новой Зеландии.

Понятно, такая линия Парижа в регионе вызывала и вызывает неприятие у инициаторов создания АТЭС. Тем более что позиции Франции и поныне укрепляются в ее бывших протекторах в Индокитае (Вьетнам, Лаос, Камбоджа). А социально-экономическое развитие «тихоокеанской» Франции куда более успешное, чем ряда стран-членов АТЭС. Плюс к тому, в этом же регионе Франции сохраняет и свои военные базы.

В ходе моей недавней встречи в Москве с министром торговли Новой Зеландии Тимом Гросером я спросил о том, планируется ли вовлекать «тихоокеанскую» Францию к участию в АТЭС. Этот вопрос, как мне показалось, вызвал у министра некоторое неудовольствие. Он ответил, что «здесь нет чего-либо определенного. Вообще, на Тихом океане так много французских островов, что можно потеряться и потерять время». Оценка, думаю, весьма характерная. Отметим также и тот факт, что французские территории в Южной и Центральной Америке до сих пор не включены в зоны свободной торговли, инициированные США и Великобританией в 1980–1990 годах, вместе с тем, британские острова в том же регионе участвуют в этих зонах. Понятно: чтобы не быть униженной, Франция не подавала официальной заявки на участие в АТЭС.

Выходящие к Тихому океану Колумбия, Эквадор и страны Центральной Америки тоже, повторим, остаются за пределами АТЭС.

Хотя, к слову, проекты межокеанского судоходного канала в Никарагуа, а также в Гондурасе, Гватемале и Коста-Рике непосредственно касаются экономических тенденций в Тихоокеанском бассейне.

Наряду с этими государствами не привлечены в АТЭС и почти все островные страны Тихого океана. Как и Макао – соседний с Гонконгом специальный административный район КНР, а также Республика Восточный Тимор (расположенная между Индонезией и Австралией). Вне АТЭС и Британская тихоокеанская территория (острова Питкэрн). А состоявшаяся в конце августа заявка Северной Кореи на участие в саммите во Владивостоке только в качестве делегации-гостя была в целом негативно воспринята в США, Японии и Австралии. Притом что КНДР участвует во многих региональных проектах, например, российско-транскорейских газопровода, железной дороги, в Программе развития района (зоны) Туманган, включающей приграничные районы РФ, КНР и КНДР.

В этой связи ряд СМИ высказывают мнения о том, что, во-первых, общерегиональная экономическая интеграция рискует оказаться дискриминационной. А во-вторых, - что США и их союзники не хотят усиливать «европейский вектор» в АТЭС.

Как следствие, страны и территории, которым отказывают в участии в АТЭС, уже объединяются в иные структуры.

В частности, с 2000 года действует, причем с участием Франции, Форум тихоокеанских островов. Намечено сформировать Ассоциацию центральноамериканских стран бассейна Тихого океана.

Тем временем, Франция выступает за развитие двухсторонних связей ее тихоокеанского региона с Россией. В недавней беседе со мной посол Франции в РФ де Глиниасти отметил, что «департаменты и заморские территории Франции привлекают все больше и больше российских туристов, в частности, острова Французской Полинезии (одна из трех тихоокеанских территорий Франции. - А.Ч.). Но нам хотелось бы расширить сотрудничество и в других областях: заморские территории Франции богаты рыбными и сельскохозяйственными ресурсами и располагают огромным биологическим разнообразием, которое еще не до конца изучено. Мы с удовольствием приглашаем российских инвесторов и ученых к сотрудничеству с этими регионами Франции».

Таким образом, в Азиатско-Тихоокеанском регионе вполне могут усиливаться, если уже не усиливаются, межгосударственные противоречия. И, как следствие, - создаваться взаимно конкурирующие объединения.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

гражданин
26.09.2012 19:51
Интриги, сплетни, противостояния...
Неужели это и есть - "международное сотрудничество" в действии?
А что так - привести какие нибудь цифры "выгодности": состояния, вступления, членства и т.д. в том или ином... международном объединении?

Может и кусать локти - не стоит вовсе?
Алексей Алексеев
07.09.2012 16:26
Ещё в 1964-м появился так называемый АЗПАК - политический блок США, Японии, Южной Кореи и Тайваня. Затем, в связи с "заигрыванием" их с КНР, блок как бы отошёл в тень. А в нач. 80-х появилась америк. идея его расширения - до АТЭС. Но, т.к. не хотели участия крупных держав, - ждали их ослабления- т.е. развития кризиса в КНР (Таньаньмэнь) и СССР (перестройка). Потому и приняли КНР в 1991-м (в расчете на тогдашние советские тенденции и в Китае),  СССР - тоже в 1991-м.
    Мао и Ким Ир Сен в 1950-1960-х предлагали создать альтернативу - блок тихоокеанских соцстран, что перекликалось со схожей региональной идеей де Голля 60-х годов. Сталин и Чойбалсан в 1952 г. идею одобрили, но вскоре их "ушли из жизни". Затем резко ухудшились советско-китайские (и -северокорейские)отношения, потом отставка де Голля, быстрая кончина его преемника - Помпиду, "заигрывание" Запада с Китаем...  
Арс-13
07.09.2012 13:35
Вице-премьер РФ Игорь Шувалов на днях выступил фактически  против проекта США - "Транстихоокеанской" зоны свободной торговли" с 2013 года. С участием США, Канады, Австралии, Чили, Мексики, Перу, Южной Кореи, Вьетнама, Сингапура. В ту же зону США планируют включить Колумбию, Тайвань, Таиланд, Филиппины и Новую Зеландию.
Т.е., Россия с Китаем (и мн. др. странами региона) - ВНЕ интеграции, которую форсируют США.  

Эксклюзив
12.09.2019
Славенко Терзич
Слово посла Сербии в Российской Федерации.
Фоторепортаж
12.09.2019
Подготовила Мария Максимова
В Москве проходит выставка, посвященная реставрации в Музеях Московского Кремля.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».