Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 сентября 2019
Заповедный край

Заповедный край

В Государственном историческом музее проходит выставка «Русский Север»
Подготовила Мария Максимова
06.02.2019
Заповедный край

На севере европейской части страны, включая земли современных Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, республик Карелия и Коми, на протяжении столетий складывался уникальный бытовой уклад, особенная, ни с чем не сравнимая атмосфера, в которой получили свое развитие необыкновенные русские народные художественные ремесла.

Этот край всегда славился прежде всего искусством резьбы и росписи по дереву: деревянная посуда, мебель, украшения дома с изображениями коней и птиц, львов и грифонов, птицы Сирин и русалок, разнообразными жанровыми композициями раскрашивались яркими сказочными цветами... Все это многообразие представлено на выставке. Здесь же – деревянные ковши, скопкари, короба, солоницы, берестяные изделия, прялки, а также предметы одного из крупнейших центров росписи XIX века, который находился в районе Пермогорья на Северной Двине.

Среди изделий северодвинских мастеров особо выделяется прялка середины XIX века Якова Ярыгина, где по светлому, почти белому фону яркими красками искусно изображены жанровые сценки – девичьи посиделки за прялками и гармонист; женщина за шитьем; тройка, запряженная в возок с ездоками; чаепитие за круглым столиком с самоваром и чайником. А рядом – изображение льва и единорога и любимых мастером птиц на фоне пышного растительного орнамента – «травки».

Народный костюм – наиболее яркий и самобытный элемент любой культуры. Исторически сложилось так, что только на Русском Севере до поздних времен сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи – традиционный сарафанный комплекс, состоящий из сарафана, рубахи, фартука и пояса, дополнениями служили различные украшения. А самой драгоценной частью костюма были головные уборы, особенно свадебные. На выставке демонстрируются женские костюмы и головные уборы Олонецкой, Каргопольской, Архангельской губерний XVIII-середины XIX вв.

Искусство Русского Севера существовало и развивалось в тесной связи с Церковью. На выставке можно увидеть точнейший резной список образа Николая Можайского, упоминаемый в летописи, и скульптуру святой Параскевы Пятницы, экспонируются иконы XVI-XVIII вв. и деревянный крест-голгофа, а также традиционная для старообрядческого искусства резная икона.

На северной иконописи с XIV-XV вв., отразилось влияние Новгорода, позднее – Ростова Великого, Владимира, Москвы. А с XVI в. стали формироваться местные художественные традиции, крупными центрами иконописания становились монастыри, такие, как Соловецкий и Антониево-Сийский.

Центром «северной черни» – своеобразной гравюры на металле – был Великий Устюг. Среди серебряных предметов великоустюжских мастеров были распространены ларцы, табакерки, шкатулки, посуда. В этих изделиях, так же, как и в других народных промыслах, прослеживается влияние различных стилей, характерных вообще для искусства XVIII-XIX вв.

Например, пасторальные сцены и пейзажи, заимствованные, по-видимому, из модной книжной иллюстрации того времени, и творчески переработанные местными мастерами. На выставке можно видеть серебряный позолоченный поднос 1837 года, на дне которого – вид Вологодского кафедрального собора и надпись: «Губернский город Вологда М: Иванч Зуевъ». По краю подноса мастер Зуев расположил черневые гирлянды из листьев и цветов, а по углам – корзины с цветами.

Русский Север славится не только своими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства, но и памятниками древнерусской письменности. Красота художественного оформления рукописных книг, миниатюры, инициалы превращают многие памятники письменности в настоящие произведения искусства. Неразрывно с Русским Севером связано имя знаменитого русского художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя И.Я. Билибина. Некоторые привезённые им из путешествий на Север традиционные вышивки демонстрируются впервые.

По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Людмила
12.02.2019 13:27
Близка к Русскому Северу и Тверская область со своей неповторимой деревянной архитектурой в Кимрах, например. И Север Ярославской области. Можно, я думаю, сделать материал о Сольвычегодске, об исключительных его эмалях, об изумительной архитектуре Великого Устюга. Иллюстрации и статья хорошие, но хотелось бы. чтобы эта тема была продолжена.
Ирху
12.02.2019 9:24
Есть, на что посмотреть!
Бодя
08.02.2019 2:58
Ах, какие вещи! Глаз не оторвать! Красиво жили люди, вдохновенно!

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».