Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 августа 2019
Великий Гелий Коржев

Великий Гелий Коржев

В Третьяковской галерее проходит выставка знаменитого русского художника
Подготовила Мария Максимова
01.05.2016
Великий Гелий Коржев

Особенности эпохи, своеобразие сильного и независимого характера художника, его добровольное затворничество и полный уход от всякой публичности в последние десятилетия жизни не позволяли организовать широкий показ его работ. Так сложилось, что, будучи одним из наиболее известных живописцев 1960–1980-х годов и интенсивно работая вплоть до последних дней жизни, Коржев оказался почти неизвестен нескольким поколениям зрителей и профессионалов.

Идея проведения выставки Коржева жила в галерее многие годы, но только сейчас удалось ее реализовать. В экспозиции произведения, хронологически охватывающие весь творческий путь мастера – с 1943 по 2011 год. Однако во многом экспериментальный выставочный проект представляет собой не традиционную академическую ретроспективу, а личностный взгляд устроителей вернисажа на искусство мастера, направленный на то, чтобы выявить важнейшие смыслы, которые художник сознательно или неосознанно отразил в своих работах, то, что в его творческом кредо близко современному зрителю.

Художник Коржев принадлежит к представителям т.н. «сурового стиля», которое возникло на рубеже 1950-1960 годов. Его картины стали классикой современного искусства. Он чуткий мастер, чувствующий человеческую душу, сострадающий вместе с героями своих картин. Значительным творческим достижением стали его знаменитые работы «Художник», «Уличный певец», «Обреченная», «Влюбленные». Полотна «Проводы», «Мать», «Заслон», «Старые раны» посвящены достоинству и духовной стойкости нашего народа, многотерпению простых людей. 
Не менее важное место в искусстве живописца занимают натюрморты. Его предметы величественны, благодаря четким композиционным построениям, приглушенному благородному колориту, увеличенному масштабу.

Широкую известность художнику принесли в конце 1950–1960-х годов, прежде всего, триптих «Коммунисты» (1957–1960) и серия «Опаленные огнем войны» (1962–1967).
На девятой Всероссийской художественной выставке «Россия», которая состоялась в апреле 1999 года, теперь уже один из прославленных русских художников Гелий Коржев показал две новые работы: «Наезд» или «Катастрофа» (1980—1999) и «Адам Андреевич и Ева Петровна» (1995—1999).

Сегодня картины Гелия Коржева представлены в крупнейших российских музейных собраниях. Такие произведения, как «Поднимающий знамя» (1960) и «Влюбленные» (1959) из собрания Русского музея, прочно закрепились в нашем сознании как правдивые образы революционного и послевоенного времени. «В произведениях Коржева постоянно звучит тема героизма, во многом дискредитированная сусальной трактовкой в работах соцреалистов, но возобновленная у Коржева в ее истинном значении», — пишет известный искусствовед В.С. Манин.

Вопреки мнению целой плеяды именитых искусствоведов, Коржев никогда не считал себя художником сурового стиля. «Наверное, я отношу себя к шестидесятникам. Шестидесятники — это прежде всего люди, вышедшие из пламени войны. Это они несли в себе новое представление о Вселенной, о жизни, об искусстве. Целое поколение пришло с войны со страстной мечтой о мирной жизни, жаждой знаний, тягой к труду. Именно это военное поколение формировало дух эпохи. Речь шла именно о новом, исполненном творческой энергии человеке. Отсюда и наша суровость», — говорил Гелий Михайлович.

Коржев, несмотря на высокие должности (в 1968–1975 возглавлял Союз художников РСФСР), был далек от политики, никогда не был коммунистом. В постперестроечное время он отказался от двух государственных орденов, считая их принятие лицемерием. «Я всегда в жизни исходил из того, что имею право делать то, к чему лежит душа. Это главное право в жизни. Оно не дается свыше и вообще не присуждается кем-то. Его нужно выстрадать своим честным отношением к делу, которому посвятил себя. Думаю, что я его завоевал. И потому всегда и писал только то, что мне хочется. Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свободой писать то, что хочу, и так, как чувствую и могу» — говорит Художник.

Об это свидетельствуют и его произведения из цикла «Тюрлики» («Мутанты»), созданные в 1990-е годы и изображающие фантастических гротескных существ. «Что я хотел выразить “Мутантами”? Трудно сказать. Они понимаются по-разному. Может быть, это было предчувствием грядущих перемен, того, что затем произошло у нас. Так или иначе, это получилось у меня совершенно непреднамеренно, я ничего конкретного не имел в виду. Я остановился в тот момент, когда работы стали политизироваться и терять общий, более глубокий смысл».

Масштабная монографическая выставка последнего великого русского реалиста XX века Гелия Коржева открыта до 14 июня.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».