Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
В зеркале сатиры

В зеркале сатиры

Музей Победы представляет выставку советских агитационных плакатов
Подготовила Мария Максимова
29.10.2019
В зеркале сатиры

Экспозиция по-настоящему уникальна хотя бы потому, что знаменитые «Окна сатиры РОСТА» и «Окна ТАСС» выставляются очень редко. Не только из-за того, что графику нельзя часто показывать при электрическом свете, просто значительная часть плакатов хранится, увы, не в России. Эта выставка посвящена 100-летию знаменитой серии советских агитационных плакатов.

Первый плакат «Окон РОСТА» был создан в 1919 году советским графиком и карикатуристом Михаилом Черемных. Позднее подключились другие художники и поэты. И среди них – Владимир Маяковский, который был не только автором текстов, но и рисунков: недаром он учился в Училище живописи, ваяния и зодчества.

«Окна сатиры РОСТА» призывали на борьбу с буржуазией, кулаками, белогвардейцами. Печатались на дешевой бумаге, раскрашивались от руки по трафаретам. Плакаты выходили в 1919-1922 годах.

А с началом Великой Отечественной войны стали выходить «Окна ТАСС». Под таким названием выпустили 1289 плакатов. Среди авторов наиболее выделялся коллектив из трех художников – Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова, более известных как Кукрыниксы.

«Во время войны они были в разных местах в эвакуации. И то что каждый из них рисовал – неизменно подписывал «Кукрыниксы». То есть, у них было право подписи от троих», – отмечает Владимир Соколов, художник, сын Н. Соколова.

Кукрыниксы, а также другие художники и поэты помогали Красной Армии не только своим талантом. На одной из фотографий Сергей Михалков, Самуил Маршак и Кукрыниксы позируют на фоне построенного на их средства тяжелого танка «Беспощадный». На его башне изображен уничтоженный орудийным огнем Гитлер. 

«Сегодня «Окна сатиры РОСТА» служат своего рода летописью социальных преобразований, происходивших в нашем государстве на сломе эпох, а также уникальным материалом для изучения современными историками и художниками. Символично и то, что спустя столетие проект «Окна сатиры» объединил ведущие музеи страны», – говорится в приветствии министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского, которое прозвучало на открытии выставки.

Высокую общественную значимость представленных работ отметил на открытии заместитель директора Музея Победы Федор Смуглин:

«Окна РОСТА» – это фактически история советской страны, представленная в особом сатирическом жанре, который сам по себе является уникальным продуктом своего времени. Особую популярность плакаты получили в годы Великой Отечественной войны уже как «Окна ТАСС», став настоящим информационным оружием в борьбе с врагом», – подчеркнул он.

Смуглин выразил уверенность, что представленные экспонаты позволят гостям музея увидеть исторические события в совершенно новом ракурсе.

Яркие сюжеты агитационных плакатов сопровождают хлесткие и остроумные тексты Владимира Маяковского, Самуила Маршака, Василия Лебедева-Кумача, Демьяна Бедного и других.

«Эти работы – фундамент всего дальнейшего агитационного искусства, карикатуры, плаката и шаржа. Тогда, в 1920-х годах, не было полиграфии, не было станков, краски, бумаги. Поэтому художники вспомнили русский лубок, который печатался с липовых досок, но так как резать их было трудоемко, то воспользовались трафаретом. Делались плакаты сразу в 200-300 экземплярах и уже через час-два они висели в витринах магазинов», – рассказал о производстве «Окон РОСТА» карикатурист, академик Российской академии художеств Игорь Смирнов.

Для восприятия информации нельзя мельчить, делать много деталей, всё должно быть ясно и просто, – именно этого принципа придерживались авторы плакатов. По словам художника, до совершенства агитационный минимализм довел Владимир Маяковский, который придерживался тех же принципов ясности и простоты и в своем поэтическом творчестве.

Помимо плакатов времен Гражданской и Великой Отечественной войн на выставке можно увидеть лубочные картинки, рисунки периода Русско-японской и Первой мировой войн. Также на стендах представлены краски, кисти, трафареты и прочие инструменты, которые использовались для создания ярких образцов агитационного искусства. Некоторые экспонаты впервые демонстрируются широкой публике, например, личные вещи Маяковского и Лили Брик.
В создании экспозиции участвовали Музей Победы, Российское военно-историческое общество, Государственный музей В.В. Маяковского, Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации, Государственный архив Российской Федерации, информационное агентство России ТАСС.

Свыше 200 экспонатов рассказывают о силе агитационного искусства.


По материалам СМИ


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.