Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 августа 2020
В зеркале сатиры

В зеркале сатиры

Музей Победы представляет выставку советских агитационных плакатов
Подготовила Мария Максимова
29.10.2019
В зеркале сатиры

Экспозиция по-настоящему уникальна хотя бы потому, что знаменитые «Окна сатиры РОСТА» и «Окна ТАСС» выставляются очень редко. Не только из-за того, что графику нельзя часто показывать при электрическом свете, просто значительная часть плакатов хранится, увы, не в России. Эта выставка посвящена 100-летию знаменитой серии советских агитационных плакатов.

Первый плакат «Окон РОСТА» был создан в 1919 году советским графиком и карикатуристом Михаилом Черемных. Позднее подключились другие художники и поэты. И среди них – Владимир Маяковский, который был не только автором текстов, но и рисунков: недаром он учился в Училище живописи, ваяния и зодчества.

«Окна сатиры РОСТА» призывали на борьбу с буржуазией, кулаками, белогвардейцами. Печатались на дешевой бумаге, раскрашивались от руки по трафаретам. Плакаты выходили в 1919-1922 годах.

А с началом Великой Отечественной войны стали выходить «Окна ТАСС». Под таким названием выпустили 1289 плакатов. Среди авторов наиболее выделялся коллектив из трех художников – Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова, более известных как Кукрыниксы.

«Во время войны они были в разных местах в эвакуации. И то что каждый из них рисовал – неизменно подписывал «Кукрыниксы». То есть, у них было право подписи от троих», – отмечает Владимир Соколов, художник, сын Н. Соколова.

Кукрыниксы, а также другие художники и поэты помогали Красной Армии не только своим талантом. На одной из фотографий Сергей Михалков, Самуил Маршак и Кукрыниксы позируют на фоне построенного на их средства тяжелого танка «Беспощадный». На его башне изображен уничтоженный орудийным огнем Гитлер. 

«Сегодня «Окна сатиры РОСТА» служат своего рода летописью социальных преобразований, происходивших в нашем государстве на сломе эпох, а также уникальным материалом для изучения современными историками и художниками. Символично и то, что спустя столетие проект «Окна сатиры» объединил ведущие музеи страны», – говорится в приветствии министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского, которое прозвучало на открытии выставки.

Высокую общественную значимость представленных работ отметил на открытии заместитель директора Музея Победы Федор Смуглин:

«Окна РОСТА» – это фактически история советской страны, представленная в особом сатирическом жанре, который сам по себе является уникальным продуктом своего времени. Особую популярность плакаты получили в годы Великой Отечественной войны уже как «Окна ТАСС», став настоящим информационным оружием в борьбе с врагом», – подчеркнул он.

Смуглин выразил уверенность, что представленные экспонаты позволят гостям музея увидеть исторические события в совершенно новом ракурсе.

Яркие сюжеты агитационных плакатов сопровождают хлесткие и остроумные тексты Владимира Маяковского, Самуила Маршака, Василия Лебедева-Кумача, Демьяна Бедного и других.

«Эти работы – фундамент всего дальнейшего агитационного искусства, карикатуры, плаката и шаржа. Тогда, в 1920-х годах, не было полиграфии, не было станков, краски, бумаги. Поэтому художники вспомнили русский лубок, который печатался с липовых досок, но так как резать их было трудоемко, то воспользовались трафаретом. Делались плакаты сразу в 200-300 экземплярах и уже через час-два они висели в витринах магазинов», – рассказал о производстве «Окон РОСТА» карикатурист, академик Российской академии художеств Игорь Смирнов.

Для восприятия информации нельзя мельчить, делать много деталей, всё должно быть ясно и просто, – именно этого принципа придерживались авторы плакатов. По словам художника, до совершенства агитационный минимализм довел Владимир Маяковский, который придерживался тех же принципов ясности и простоты и в своем поэтическом творчестве.

Помимо плакатов времен Гражданской и Великой Отечественной войн на выставке можно увидеть лубочные картинки, рисунки периода Русско-японской и Первой мировой войн. Также на стендах представлены краски, кисти, трафареты и прочие инструменты, которые использовались для создания ярких образцов агитационного искусства. Некоторые экспонаты впервые демонстрируются широкой публике, например, личные вещи Маяковского и Лили Брик.
В создании экспозиции участвовали Музей Победы, Российское военно-историческое общество, Государственный музей В.В. Маяковского, Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации, Государственный архив Российской Федерации, информационное агентство России ТАСС.

Свыше 200 экспонатов рассказывают о силе агитационного искусства.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Elena
31.10.2019 17:36
Интересная выставка, а некоторые плакаты актуальны и сейчас.

Эксклюзив
11.08.2020
Беседа с известным в Латвии оппозиционным политиком и публицистом.
Фоторепортаж
06.08.2020
Подготовила Мария Максимова
В Псково-Печерском монастыре проходит выставка, посвященная архимандриту о. Иоанну (Крестьянкину).


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».