Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Столица Ивана Грозного

Столица Ивана Грозного

В этом году исполняется 500 лет со дня основания Александровской Слободы
Мария Максимова
12.04.2013
Столица Ивана Грозного

Заповедник «Александровская Слобода» - Государственный историко-архитектурный и художественный музей, навсегда вошел в российскую историю как знаменитая опричная столица Ивана Грозного.

«Александровская Слобода» (ныне г. Александров, Владимирская обл.)неразрывно связана с первым царём Всея Руси. Лучшими русскими и итальянскими мастерами, строившими Московский Кремль, в ней был возведен для него роскошный дворец. С 11 декабря 1513 года Слобода стала местом регулярного пребывания в ней Государя, его семьи и Государева двора. В ожесточенной борьбе за власть во второй половине XVI века, в становлении русского самодержавия Александровской слободе была отведена особая роль. Царь Иван IV Грозный превратил ее в фактическую столицу государства, из которой завершил объединение страны. Здесь была учреждена опричнина и отсюда совершен поход на вольный Новгород. В Александровском кремле принимались посольства из многих европейских государств: Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой. В его палатах заключались важнейшие политические и торговые договоры. Именно отсюда был предпринят первый "прорыв" России в Европу после многовековой изоляции и умолчания.

С Александровской слободой связаны многие события личной жизни Ивана IV. В ней устраивались смотрины невест для самого царя, а затем и для его сына Ивана, которые заканчивались пышными свадьбами. В Слободе теряются и следы таинственной "либерии" (библиотеки) царя. По воле Грозного Слобода превратилась в крупнейший культурный центр Российского государства. Здесь жили и творили лучшие зодчие, иконописцы, музыканты. При Государевом дворе работала книгописная мастерская, в которой появился на свет Лицевой летописный свод, была создана первая русская консерватория и первая провинциальная печатня.

Александровская слобода играла заметную роль в бурных событиях "Смутного времени" начала XVII века. Здесь находился укрепленный лагерь русских войск под командованием замечательного полководца М.В. Скопина-Шуйского. В середине XVII века, столетие спустя, после бурных событий опричнины, на этом историческом месте был основан Успенский женский монастырь. Первоклассные постройки XVI века стали ядром монастырского комплекса.

Экспозиции «Государев двор в Александровской слободе», «Дворцовые палаты XVI века царя Ивана IV», «Средневековые подвалы», «Сокровища трех веков», «Александровская слобода. Легенды и были» – отражают историю становления единого российского государства, роль Александровской слободы в этом важнейшем процессе, подчеркивают ее значимость для европейской истории и культуры.

Главную экспозицию музея украшает настоящий раритет средневековый техники - хорошо сохранившиеся части старинных башенных колесных часов, механизм которых приводился в действие каменными гирями, а время отбивалось в колокола.

Жизнь в государевом дворе протекала по строго определенному "чину" (распорядку), осуществлявшемуся при помощи часов. В древности часы располагались на Распятской колокольне, а в XVII веке были установлены в колокольне Покровской церкви. Они имели старорусский (византийский) счет времени. Сутки делились на дневные и ночные часы. Продолжительность дня и ночи в течение года менялась. Стрелка в виде луча солнца, закрепленного в верху циферблата, была неподвижной, вращался сам циферблат с церковнославянскими буквами, обозначавшими цифры.

Ещё одна из необычных музейных экспозиций воспроизводит интерьер столовой палаты XVI в. для "малых приемов" иностранных послов, бояр, думных людей, и, возможно, опричной братии.

Небольшая по размеру столовая палата могла служить для малых приемов духовенства, бояр, иноземных гонцов, здесь государь мог жаловать своих приближенных именинными пирогами. Описание внутреннего "хоромного наряда" столовой палаты не сохранилось, известные изображения столовых палат в письменных источниках позволили частично воссоздать интерьер XVI-XVII веков. Главную роль в те времена играли всевозможные покрывала, ковры, ткани, занавеси, которые полностью скрывали стены, потолки, полы, мебель и делали палату похожей на шкатулку. Потолок и стены в каменных палатах обтягивались дорогими тканями, сукном, кожей, покрывались росписью. В средневековой России не было разнообразия цветовой гаммы в искусстве.

Самым любимым и распространенным был красный цвет и все его оттенки (багрец - красный, червчатый - темно-красный, таусиный - синевато-вишневый). Пол также закрывался сукном, а в праздничные дни - коврами. Оконница из кованых прутьев, в которые вставлялись кусочки слюды, изготавливались в виде геометрических фигур, а по краю "опушалась" сукном так же, как и дверь. Никто не имел права покинуть трапезу покуда царь не отпустит, а пиры длились по многу часов. Опьяневших приводили в себя и снова усаживали за стол.

Особый интерес у посетителей всегда вызывает экспозиция - брачное ложе царя и другие предметы экспозиции "Сенник постельный". Сенник, обычно холодный, устраивался на одну ночь, и все его обустройство было проникнуто духом языческой обрядности и христианской символики. Изнутри, по стенам, он обивался тканью, по полу устилался коврами, по углам втыкалось по стреле, на которой вешали по соболю и по калачу. Над дверями и над окнами как изнутри, так и снаружи висели кресты, на стенах - иконы. Центральное место в сеннике занимала высокая резная кровать под балдахином. Постель изготовлялась на 27 ржаных снопах "по обычаю" - как символ плодородия. На снопы стелили ковер, а на ковер перины, застилавшиеся атласной простыней. Около постели располагалась кадь с пшеном, что символизировало изобилие, которого желали жениху с невестой. В кадь ставили две огромные свечи с обручами (вес свечи колебался от 1 до 3 пудов). Они должны были гореть всю ночь и оберегать молодых от порчи. Затем свечи соединяли и относили в церковь. Из мебели в сеннике присутствовали стулья для царя и царицы, лавки по стенам, стол, за которым ели молодые. На блюде на столе лежала "кика" - головной убор замужней женщины. Наутро новобрачные по традиции шли в баню, а вернувшись, ели кашу из горшочков, которые подавали дружка и сваха.

Ну а самой, пожалуй, впечатляющей экспозицией можно по праву назвать подвалы дворцовых палат. Обстановка не изменилась со средних веков. Посетители на себе почувствуют атмосферу того времени, когда за ересь можно было подвергнуться пыткам, угодить в застенок, а то и вовсе лишиться жизни от руки палача. Восковые фигуры Малюты Скуратова с топором и человека, закованного в колодки, дают об этом наглядное представление.

Иван Грозный, самодержец российский - личность неоднозначная. При всей своей противоречивости он имеет ореол демонический, в большей степени рождённый карамзинским летоописанием. И, тем не менее, посетив музей и погрузившись в нравы той эпохи, видишь другого человека, а, сравнив его с государями и князьями, что "правили и володели" землями русскими, не обнаружишь ни особенного жестокосердия, что ему приписывается, ни разнузданного сладострастия. На первый план выходят его образованность и управленческие решения, ведь недаром именно при Иване Грозном приросла Россия Сибирью, а его мудрые решения сказывались на России не одно столетие.  

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.