Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 марта 2024
Сквозь 900 блокадных дней

Сквозь 900 блокадных дней

Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей
Подготовила Мария Максимова
20.09.2019
Сквозь 900 блокадных дней

Вопреки опасениям, всего на шестистах квадратных метрах в Соляном переулке ужилось и новое, и старое: блокадников не обидело тотальное «осовременивание», и молодежи здесь не скучно. Каждый квадратный метр в музее, который только ждет своего расширения, на счету, а потому пространство задействовали по максимуму. В экспозиции нашлось место и для новых тем – Советско-финской войны и «Ленинградского дела».

Войдя в музей, сразу попадаешь в атмосферу середины сороковых годов прошлого века – время Победы. У парадной лестницы вас встречают ростовые портреты командующих, а у их ног – низкая треугольная витрина-платформа с трофейными нацистскими знаменами, измятыми вражескими агитплакатами, поверженным немецким оружием. На витрине, символизирующей крах фашистской идеологии – наша пушка-сорокапятка.

– Пушку мы реконструировали, но специально сохранили следы участия в обороне Ленинграда, – отмечает директор музея Елена Лезик.

На стенах – 32 портрета военных руководителей из живописной коллекции, которая хранилась в музее в сороковых годах. Тогда она насчитывала 96 холстов. Сейчас коллекция находится в фондах Музея истории Санкт-Петербурга. Еще двадцать портретов этой же серии украсили новый музейный зал для временных экспозиций.

Подготовить посетителя к основной экспозиции на втором этаже, посвященной цене Победы, помогает вводный зал. В нем расположены мобильные выставочные модули-витрины, наполнение которых можно будет регулярно менять, и константы, главная из которых – «стена-пролог».

На стене, словно составленной из обломков зданий, с помощью цитат, проекций, видео и фото рассказывается о символах блокады. Торцевую стену заняла проекция с главными блокадными цифрами. Для тех, кто уже ознакомился с экспозицией и покидает основной зал, скорбная статистика как бы подводит итог всему увиденному.

В основном зале с лепниной под потолком соседствуют заводские балки, а стены украшают наклонные плоскости и современные резкие формы.

– Попытались соединить все: и классический витринный метод экспонирования, и инсталляции, и мультимедийные технологии, – подчеркивает Лезик.

Погрузиться в атмосферу военного Ленинграда дает возможность «блокадный тоннель» из серии инсталляций, которые переносят вас в обычную жилую блокадную комнату, блокадную булочную, блокадный вокзал, бомбоубежище, цех, комнату НКВД, школьный класс, артистическую гримерную. В инсталляциях задействованы подлинные предметы.

Ее доминантной стала экспозиция «Разорванное кольцо». Войдя внутрь него, оказываешься среди цитат из блокадных дневников и попадаешь под «звуковой душ» из стука метронома, записей ленинградского радио и фрагментов симфонии Шостаковича.

– «Разорванное кольцо» трансформируется в полукруглую сцену, а прилегающее пространство – в зрительный зал. Помимо посадочных мест, стулья-трансформеры легко превратятся и символические снарядные ящики, которые в обычном режиме служат витринами: достаточно закрыть крышку-сидение.

Сориентироваться в экспозиции помогает стеклянная дорожка. Она ведет посетителя «по полю боя» и «Дороге жизни»: под стеклом скрыты земля, усыпанная пулями, воронки от снарядов и даже ладожский лед. То, что оказывается под ногами – перекликается с тематикой соседних витрин.

– Оружие и другие предметы использовали подлинные, но не из музейной коллекции: они здесь, скорее, как атрибутика, антураж, – отмечает Лезик. – Лед Ладоги воссоздали из искусственных материалов. А вот землю привезли с Невского пятачка. Идя по такому «коридору», человек еще больше погружается в тему и уже не просто узнает о блокаде, а ощущает ее.

Сегодня приступили и к созданию сети филиалов музея, которая объединит блокадные памятные места города, страны и, возможно, даже мира. В первую очередь, музейные пространства организуют в главном павильоне Московского парка Победы (бывший кинотеатр «Глобус») и на хлебном заводе «Каравай». Сеть охватит и частные, и общественные проекты. Итогом работ станет целый «архипелаг памяти»!


По материалам СМИ


Эксклюзив
18.03.2024
Максим Столетов
Запад поставляет Киеву тысячи ударных дронов
Фоторепортаж
13.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Ярославле открылся музей СВО


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..