Пушкин. 225
Выставочный проект «Пушкин.225» — один из масштабных проектов, объединивших вместе крупные федеральные и региональные музеи, библиотеки, архивы, творческие объединения.
44 участников представили свои бесценные артефакты, среди них: Государственный Эрмитаж и музеи Московского Кремля, Пушкинский музей и Русский музей, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Институт русской литературы Пушкинский Дом РАН, Музей-заповедник А.С. Пушкина "Болдино", Пушкинский Заповедник в Михайловском и многие другие.
В самом названии выставки «Пушкин» отражена основная задача проекта: показать многообразие восприятия Пушкина — человека, творца, автора, героя литературных, театральных, живописных произведений.
На выставке-блокбастере «Пушкин.225» представлено более 1700 экспонатов и все мифы о поэте. Добавленная цифра 225 не только обозначает юбилей поэта, но и определяет временные границы проекта. В музее показывают жизнь и творчество поэта на протяжении более, чем двух столетий, от 1799 до наших дней.
Выставка состоит из четырех разделов. В первом, «Поэт и его эпоха. Реликвии», можно видеть подлинные вещи Пушкина и его окружения — кресло из Михайловского, цилиндр, подаренный Пушкиным Вяземскому, личные вещи — печатка, жилет, футляр к ножу для бумаги и визитная карточка 1830-х годов. Но самый бесценный экспонат — брачные венцы Пушкина и Гончаровой, украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Рядом — скромное по нынешним временам золотое колечко с бирюзой — подарок Александра Сергеевича Наталье Николаевне на годовщину помолвки.
В этом же разделе можно увидеть настоящие автографы поэта, которые долгое время не выставлялись, а также весьма потрепанное перо, которым он писал. Надо сказать, что рукописи, которые мы видим в музеях — это в 99% случаев копии, так как бумага требует архивного хранения, но выставленных на обозрение на этот раз страниц действительно касалась рука Александра Сергеевича.
Здесь же бархатный жилет в затейливых ромбиках, принадлежащий автору «Евгения Онегина». Модная вещица и по нашим, современным, меркам.
Целый зал посвящен «Донжуанскому списку» Пушкина — именно так принято называть значительный перечень женщин, которых поэт любил в разные годы. Так, Пушкин однажды признался в письме к Вере Вяземской, что Наталья Николаевна была его «сто тринадцатой любовью».
О финансовой стороне жизни поэта, можно сказать, что большой прибыли писательство, не приносило. В какой-то момент Пушкин даже сам занимался изданием своих книг, крутился, как мог и даже однажды вновь вернулся на госслужбу. Но были у него и слабости. Однажды Пушкин «полу-продал, полу-проиграл» рукопись своих стихотворений, подготовленную к печати. Потом, конечно, раскаивался и пытался вернуть. Случай этот не единственный, настолько страсть поэта к играм в карты была сильна.
В разделе — «Поэт в зеркале эпох», представлены материалы, которые были созданы после смерти Пушкина: работы художников, исторические мемории, связанные с юбилеями поэта, начиная с 1880 года, когда был установлен первый памятник поэту в Москве, и до наших дней. Здесь много портретов, например, можно увидеть работу Кустодиева «Пушкин на набережной Невы». Или бархатно-шелковый костюм Дон Жуана для постановки оперы «Каменный гость».
Счёт подлинников предметов живописи, связанных с поэтом, его друзьями, многочисленными возлюбленными и героями произведений идет на десятки — особенно широко представлен Бенуа, также Левитан, Репин, Васнецов, Петров-Водкин, Константин Коровин, даже типичные герои Васи Ложкина на картине 2024 года дружно поднимают кружки «За Пушкина».
Залы мезонина посвящены разделу «"Руслан и Людмила". Читаем и играем». Интерактивная экспозиция по поэме-сказке, шуточной и ироничной, адресована детской аудитории. Подлинные экспонаты здесь соседствуют с репликами и копиями оригиналов. Так, можно хорошенько изучить очень детальный макет Лукоморья и даже пощупать бороду Черномора.
Пожалуй, с таким размахом чествования в последний раз Москва могла похвастаться только в 1937 году, в столетие со дня смерти Пушкина. О выпавшем на правление Сталина юбилее рассказывают плакат с улыбающимся мальчиком и девочкой, читающими солидный том с Пушкиным-ребенком на обложке, пригласительный билет номер 1 на торжественное заседание в Большом театре, выписанное на имя Александра Щербакова, первого секретаря Московского обкома ВКП (б), а также решение СНК РСФСР о преобразовании Всесоюзной пушкинской выставки в музей с личной подписью Крупской.
Если идти далее по хронологии, то следует упомянуть о фронтовой пушкиниане, то есть о фото московского памятника Пушкину на фоне аэростата (декабрь 1941 года), фото вида Пушкинской площади с советским танком на первом плане, о собрании сочинений, пробитом осколком немецкого снаряда летом 1943-го на Синявинских болотах под Ленинградом.
Тема «Пушкин и война» естественным образом переходит в тему «Пушкин и спецоперация»: оказывается, есть современные войсковые нашивки/шевроны с изображением поэта и подписью «защитим!».
Или с тем же авторским портретом и несколько искаженными цитатами: «Бог в помощь вам, друзья мои» (из стихотворения 1827 года, в оригинале «Бог в помочь») и «Братья вы мои родные» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», в первоисточнике «братцы»).