Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 марта 2024

Потехи час

В Государственном Историческом музее проходит выставка, посвященная праздникам и уличным развлечениям в России
Подготовила Мария Максимова
10.12.2019
Потехи час

Играет шарманка, ей в такт насвистывают ходулисты, между ними коробейники со сладостями наперевес. Старинные русские забавы… Так в холле музея встречают посетителей выставки «Час потехи».

Царь Алексей Михайлович, отец Петра Великого, сказал в своё время фразу, ставшую крылатой: «Делу время — потехе час!» Именно потехе и решили уделить внимание устроители этой выставки. Четыре сотни экспонатов. От праздничных нарядов середины XVII века до потешных фляг и посуды императорского дома; качели, ящики с секретами, старинный диван, на который можно прилечь, а в интерактивных зонах посмотреть салюты, какие устраивали Петр I, Екатерина Великая. А еще императрица особо любила маскарадные шествия: мудрая владычица была уверена, что «народ, который веселится и пляшет, зла не думает».

За царскими резными маскарадными санями со статуей богини Минервы – вереница самого что ни на есть русского народного транспорта. Зимним забавам отведен целый зал, Тут и праздничные утепленные носки и чулки, и расшитые рукавицы. А вот и гармонь — аккомпанемент народных гуляний в любой сезон.

Ну и как на выставке потех без театра, цирка и различных представлений? На стене — афиши всевозможных мероприятий. Вот императорский театр приглашает всех на ночной карнавал. Обещают не только яркое зрелище, но и лотерею. Главный приз — автомобиль.

А в поделках из дерева, матрешках и лубочной росписи — вся история национальных развлечений. Создатели выставки хотят показать: хмурый русский народ — это ложный стереотип. «Напротив, русские — дружелюбные, улыбчивые, они умеют веселиться, вот мы и постарались это показать», — говорит Алексей Левыкин, директор Государственного Исторического музея.

Конечно, у каждой эпохи были свои приоритеты в досуге. Поначалу народ развлекался представлениями в балаганах, катаясь с гор на санях или же расквашивая друг другу физиономии в кулачных боях. Позже в моду вошли более изысканные развлечения — фейерверки, променады, цирки и кинематограф.

В разделе, посвященном застольям, представлены редчайшие экспонаты — натуральные пряники XIX (!) века, которые служили украшением как крестьянского, так и царского стола. Здесь же можно увидеть изящные атрибуты праздничного чревоугодия — столовые обманки (тарелки, супницы, масленки, выполненные в виде арбузов, кочанов капусты или как грозди винограда), сосуды для вина, браги, а также познакомиться с винной картой трактиров и ресторанов.

Среди экспонатов и праздничная одежда: народный костюм, вещички, которые носили модники XVIII-XIX веков — шубки, манто, бархатные кафтаны, а также «потешные детали» — сумочка-ананас, фляга в виде кукиша, кружка, из которой внезапно выпрыгивает лягушка, фарфоровые огурцы «для закуски».

В России праздничных дней, когда люди разных сословий и достатка одновременно предавались веселью, было немало. Праздники соотносились с православным календарем, впитавшим дохристианские представления о годовом цикле, в котором определяющую роль играла цикличность Солнца и Луны. Интереснейшие экспонаты позволяют представить яркую картину праздничного российского бытия с развлечениями, зрелищами, игрищами. несущими воспоминания о зимних и летних праздниках.

А шкаф «Археология потехи» позволяет видеть артефакты даже Каменного, Бронзового веков, Античности и Средневековья — свидетельства забав в древности. Многие праздники у древних славян были связаны с силой огня: чествования Купалы, Ярилы и др. С принятием христианства огненные игры не прекратились. В правление царя Алексея Михайловича летающие потешные огни оформились уже в специальное огненное представление, а в царствование Петра I фейерверки стали не только развлечением, но и мощным средством пропаганды реформ, нововведенного Нового года, прославлением военных побед, торжеств в императорском доме.

Петр I лично занимался изготовлением «потешных огней»: ракет, звезд, колес, шутих. На протяжении XVIII-XIX веков за устройство фейерверков отвечало артиллерийское ведомство.

Но одним из самых популярных развлечений во все времена были горки. С них катались люди всех сословий. Хотя чужеземцам эти развлечения казались более опасными, чем веселыми: горки строили повсеместно и иногда они доходили высотой до 30 метров.

С них катались на чём угодно: на небольших санках, шкурах, рогожах, расплющенных корзинах, на досках, маневрируя длинной палкой. Смельчаки скатывались лежа на животе на санках лицом вперед. Более состоятельная публика предпочитала «дилижансы» — высокие сани с бархатными скамейками.

В XVIII веке на святочных и масленичных гуляниях императорский двор обычно организовывал костюмированные шествия и катания. Для таких выездов изготавливали специальные экипажи – маскарадные сани, строительство которых поручалось лучшим мастерам и художникам.

Праздничные гуляния занимали в жизни русского народа заметное место. Возводились целые увеселительные городки, включавшие в себя как старые, так и новые народные развлечения и зрелища. Медвежья потеха, раек, «огненные действа», балаган, шарманки, механизированные куклы, панорамы…

Конец XIX века с техническим прогрессом принес новые развлечения — кинематограф и велосипед. Афиши заманивали обывателя на различные увеселительные действа! Тут и сеансы кино, и скачки, и представления цирка — все пытались удивить и поразить своих посетителей.

Напротив одной из афиш стоит личная кинокамера постановщика Петра Мосягина. С 1906 он учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1914-1918 гг. работал на киностудии акционерного общества «Г. Либкен и Ко» в Ярославле, в эти годы он снял более десяти фильмов. Все они, увы, погибли во время пожара на киностудии. А в 1918 году он, как оператор, снял еще более пятидесяти лент…

Выставка продлится до середины марта. Для юных гостей музея будет работать пространство «Детская потеха», где они смогут отдохнуть, поиграть, а также выучить смешные коротенькие стихи, которые когда-то выкрикивали на площадях и улицах их предки.


Подготовила Мария Максимова 




По материалам СМИ


Эксклюзив
18.03.2024
Максим Столетов
Запад поставляет Киеву тысячи ударных дронов
Фоторепортаж
13.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Ярославле открылся музей СВО


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..