Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 марта 2024

Поезд Победы

О первой в мире инсталляции, размещенной в движущемся составе
Подготовила Мария Максимова
20.01.2021
Поезд Победы

На сегодняшний день ни в одном музее мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре, как в «Поезде Победы». Но не только скульптурами уникальна выставочная экспозиция, интересно также и ее мультимедийное сопровождение: 50 видеопроекторов, 18 видеостен, 12 тач-столов, которые благодаря световым и звуковым эффектам воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, рисуют картины походной солдатской жизни и тихие воспоминания мирного довоенного времени. Всё это делает экспозицию более проникновенной, а ощущения от увиденного — более острыми.

«Поезд Победы» — уникальный передвижной музей. В пространстве историко-художественной экспозиции запечатлены образы прошлого нашей страны — непарадный портрет великой эпохи в лицах, жестах, мгновениях, аутентичных предметах и подлинных чувствах.

Предвоенные годы — Великая Отечественная — Победа. По  историческому маршруту посетителей проведет девушка Лидия. Лидия не просто аудиогид: это — собирательный образ поколения и в то же время – реальный герой. Ее судьба — это судьба страны. Лидия делится воспоминаниями, семейной историей, опытом преодоления, опытом Победы. В 1941-м ей девятнадцать: она пошла по стопам отца и стала машинистом паровоза, во время войны была машинистом паровозной колонны, перевозила раненых и доставляла оружие и боеприпасы к линии фронта. Ныне она — ветеран-железнодорожник, От её имени ведется повествование в ходе экскурсии.

Музей «Поезд Победы» — это своеобразная машина времени, с помощью которой посетители погружаются в прошлое, и железнодорожный состав несет их по дорогам войны через испытания и потери — к Победе.

Вместе с Лидией (голос ее озвучила актриса Екатерина Гусева), вместе с ее прототипами — нашими предками — мы проходим путь от Гомеля до Москвы, от Сталинграда до Берлина. Мы видим войну глазами свидетелей тех страшных и одновременно героических событий.

Расписание маршрута составлено таким образом, что «Поезд Победы» захватывает всю линию фронта от Архангельска до Крыма и на первой части пути проходит по городам: Санкт-Петербург, Псков, Мурманск, Смоленск, Курск, Тула, Владикавказ, Новороссийск, Керчь, Севастополь. Финальной точкой маршрута станет город-герой Волгоград.

Вторая часть маршрута продолжится по Транссибирской магистрали на Дальний Восток.

В составе «Поезда Победы» двенадцать вагонов, экспозиция расположена в восьми. Каждый вагон посвящен отдельному сюжету. Вначале оказываешься на перроне Витебского вокзала северной столицы, с которого отправляется в путь эшелон. Все заняты своими делами, по вагону разносятся разговоры взрослых и смех ребятни, а за окнами проносятся поля и населенные пункты. И ничего не предвещает наступления страшного события, до которого остаются считанные дни…

Во втором вагоне едут на войну спешно мобилизованные солдаты. На их лицах застыли тревога и беспокойство за судьбу страны, своих родных и близких.

Экспозиция следующих вагонов погружает в реалии военного времени. Здесь можно увидеть обстановку землянок и окопов на передовой, некоторые виды оружия и связи, уставших и раненых солдат, готовых поделиться с товарищем последним куском хлеба. 

Не чужды были в военное время и маленькие бытовые радости. Как баня, например. Существовал специальный банный вагон, обдающий паром и сегодня, лишь переступишь его порог. Конечно, пар не настоящий, но спецэффекты весьма натуралистичны.

А вот ставка маршала К.К. Рокосовского. Великий военачальник примеряет сплетенные из ивовых веток «лыжи», позволявшие русским войскам передвигаться по болотистой местности во время кровопролитных боев на территории Белоруссии.
Поврежденная шальным снарядом крыша вагона с проносящимися по зияющим небесам «мессершмиттами» указывает на опасность очередной атаки с воздуха.

Счастливые лица возвращающихся с фронта бойцов с радостной вестью о Победе видишь в предпоследнем вагоне поезда. Задорные улыбки фотографирующихся и профессиональный прищур фотографа, букеты сирени и полевых цветов, летящие на ходу в окна состава от встречающих, настраивают на мирный лад послевоенной жизни.
Восьмой вагон — пустой. Это «вагон-память», созданный в честь тех, кто не вернулся с войны. Здесь можно присесть на скамью и всмотреться в окна, где вместо пейзажей проплывают портреты погибших и пропавших без вести солдат и офицеров, и мысленно произнести слова благодарности всем тем, кто ценою жизни и здоровья добывал победу для нас с вами.

Когда передвигаешься по музею, встречая взгляды людей из прошлого, замечая каждую деталь под стук колёс движущегося состава, создаётся невероятный эффект присутствия. Главная задача, которую ставили перед собой создатели музея, — погружение в атмосферу военных лет. И это им удалось.

Проект реализован творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги» и общественной организации «Волонтеры Победы»

«Невским баталистом» проведена колоссальная работа: отобраны и реконструированы тысячи исторических фотографий, изготовлены сложные скульптурные группы по уникальной технологии. Для униформы и гражданского костюма использовались оригинальные предметы одежды и снаряжения 1930‒1940-х годов. Кроме того, были сделаны высококачественные музейные копии из аутентичных материалов.

Музыка, написанная специально для каждой зоны музея, и саунд-дизайн дополняют сюжет и погружают нас в атмосферу военного прошлого.

В экспозиции представлены воспоминания участников Великой Отечественной войны. Эти проникновенные живые свидетельства позволяют в полной мере оценить величие подвига, прочувствовать пережитое советским народом, осознать цену, которую пришлось заплатить за мирное небо над нашей головой.


По материалам СМИ


Эксклюзив
18.03.2024
Максим Столетов
Запад поставляет Киеву тысячи ударных дронов
Фоторепортаж
13.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Ярославле открылся музей СВО


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..