Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 марта 2019
Под знаком Николая II

Под знаком Николая II

В Историческом музее открыта выставка, посвященная последнему российскому императору и его семье
Подготовила Мария Максимова
27.12.2018
Под знаком Николая II

2018 год прошел под знаком 150-летия со дня рождения и 100-летия со дня гибели последнего российского императора Николая II (1868-1918). Подготовленная Историческим музеем экспозиция «Николай II. Семья и престол» носит исключительно документальный характер и предоставляет возможность посетителям выставки «взглянуть» на жизнь российского монарха и его семьи через объектив фотокамеры.

Как известно, император и члены его семьи испытывали совершенно особые чувства к искусству светописи: все они имели фотокамеры и с увлечением снимали друг друга и приближенных лиц (к сожалению, в собрании музея сохранилось всего лишь несколько фотографий, исполненных самими членами царской семьи). Николая II почти всегда сопровождали профессиональные фотографы, фиксировавшие чуть ли не каждый день его 23‐летнего правления (основная заслуга принадлежала владельцу ателье «К.Е. фон Ган и Кº» придворному фотографу А.К. Ягельскому). Из коллекции музея представлено более 750 снимков из жизни последнего российского императора и более 500 предметов.

Экспозиция делится на разделы: семейный, официальный и мемориальный. Первые разделы свидетельствуют о Николае II как главе семьи и правителе огромной империи. Здесь около 300 снимков, исполненных в 1870‐е-середине 1910‐х годов ведущими отечественными и иностранными мастерами светописи К.К. Буллой, С.Л. Левицкими, А.И. Савельевым, Ф.П. Орловым, М.И. Грибовым, А.А. Оцупом, К.А. Фишером, ателье «Буассонна и Эгглер», «К.Е. фон Ган и К°», «J. Russell & Sons», «W. & D. Downey». Также экспонируются автографы и письма Николая II, ценные документы, такие, как Манифест о рождении великого князя Николая Александровича, меню обеда по случаю совершеннолетия цесаревича Николая Александровича, Объявление о коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны...

Особый акцент сделан на фигуре цесаревича Алексея Николаевича, единственного сына Николая II, трагическая судьба которого наложила отпечаток на жизнь всей императорской семьи.

В официальном разделе экспозиции размещены фотографии, запечатлевшие Николая II во время встреч с главами иностранных государств (английским королем Эдуардом VII, германским императором Вильгельмом II, сиамским королем Рама V, французскими президентами Арманом Фальером и Феликсом Фором), во время торжеств по случаю 200‐летия Санкт‐Петербурга и 100‐летия Отечественной войны 1812 года, во время открытия грандиозных памятников и освящения храмов, проведения полковых праздников и парадов, а также в годы Первой мировой войны. Центральное место отведено показу двух важнейших династических событий, в которых самое непосредственное участие принимал Николай II –коронации (1896 год) и 300‐летию дома Романовых (1913 год).

Впервые широкой публике представлен большой парадный портрет Николая II, исполненный знаменитым художником Л.С. Бакстом в 1895 году в Париже. Произведение никогда ранее не экспонировалось, и было специально отреставрировано к выставке. В экспозиции также представлены живописные портреты Николая II и Александры Федоровны работы Г.М. Манизера и А.В. Маковского, серия акварелей Н.Н. Каразина, Н.С. Матвеева и А.И. Шарлеманя.

Из мемориальных вещей можно увидеть мундиры Николая II и цесаревича Алексея; императорское пасхальное яйцо «Созвездие цесаревича», исполненное фирмой «Фаберже» для подарка Александре Федоровне на Пасху 1917 года, но так и не врученное императрице; рисунки Николая II, Александры Федоровны и их детей, а также бронзовая рамка с акварельным портретом цесаревича Алексея и подлинным локоном его волос. Этот артефакт передан в послевоенное время Белградским музеем.

Завершает экспозицию небольшой зал, напоминающий подвал или склеп, где расположены 7 стел. На них – фотографические портреты императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея Николаевича, великой княжны Ольги Николаевны, великой княжны Татьяны Николаевны, великой княжны Марии Николаевны и великой княжны Анастасии Николаевны, расстрелянных в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года…

По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 38 найденных.
Россиянин
26.02.2019 3:11
ВЕРА
01.02.2019 16:15

Вы так близки, что не поняли - России просто-напросто антантовскую лапшу на уши вешали?
ВЕРА
25.02.2019 16:43
ХУД, с большевицкой лапшой на ушах пора расстаться. Не стоит демонстрировать!
худ
24.02.2019 21:27
Боже мой-какие наивные РИ в то время была никто и звали её никак-промышленность близко к нулю-грамотность населения-15проц-лапти и соха-всё достижения РИ !!!
ВЕРА ОРТу
01.02.2019 16:52
Эта же карта 1902 года уже мало чем отличается от привычных карт жд сети европейской части СССР. Почти все основные линии, действующие и поныне, уже проведены, а Москва уже - главнейший узел всех железных дорог России.
Еще тут видно как строят Киево-Ковельскую и дорогу от Петербурга строго на юг, на Витебск и Жлобин, давшую жизнь питерскому Витебскому вокзалу. Строят также дорогу от столицы империи на Вологду, Вятку и Пермь, ставшую в будущем северной ветвью Транссиба.
А ещё Северная железная дорога наконец пришла к Ледовитому океану, пока только в порт Архангельск. В Мурманск железка прийдет перед самой революцией.
Поволжье получило связь с портом Новороссийск (дорога от Царицына, через Тихорецкую и Екатеринодар), а жд сеть будущей Украины, а тогда Малороссии уже достаточно густая. Киев по крайней мере уже железнодорожный узел с четырьмя направлениями (пятое добавится только в 1987 году).
Начали строить железную дорогу от Оренбурга в Среднюю Азию, мимо Аральского моря на Ташкент, неся плоды современной цивилизации этим территориям, только недавно вошедших в состав империи.
Всё это строилось при трёх Российских государях - Александре II, Александре III и Николае II. По моему мнению эти карты достаточно наглядно показывают тот гигантский экономический рывок, который наша страна совершила в последние пять десятилетий перед 1917 годом.
В начале XX века Россия обладала внушительной по тем временам железнодорожной сетью — 70 тыс. км (в 1913 г. — 71,7 тыс. км), что поставило ее в ряд развитых государств. Сегодня в РФ длина ж.д. 87157 км. Ну и где ваше в 4 раза?
ВЕРА
01.02.2019 16:15
в феврале 1917 года в Петрограде состоялась конференция стран Антанты на которой помимо планов на 1917 год обсуждали и размеры "пирога" для каждой из стран победительниц после разгрома Тройственного союза в Великой войне. В том что победа не за горами кстати никто не сомневался.
Нас прежде всего интересует что должна была получить Российская Империя.
Итак, не считая многомиллионных контрибуций золотом территориально наша страна должна была получить:
1. Россия должна была округлить свои польские владения за счет установления новой прусско-российской границы по Одеру — Нейсе. Т. е. России отходила Восточная Пруссия, Западная Пруссия, Позен, Померания, Силезия и Восточный Бранденбург.
2.В результате Первой Мировой войны к России от Австро-Венгрии переходили Галиция и Словакия, а также полный контроль над Балканами.
3. Проливы Босфор и Дарданеллы вместе с Константинополем. В итоге Россия выходит к Средиземному морю
4. От Османской империи в пользу России отторгалась Западная Армения вместе с Эрзурумом. Кстати, она уже была занята русскими войсками во главе с Юденичем к лету 1916 г.
5. Россия получала северную часть Ирана. В Персии уже давно стояли казачьи части
6. И на сладкое - под российский протекторат должна была попасть часть Палестины с Иерусалимом. это Святая земля. Контроль над Иерусалимом и Константинополем делает российского самодержца номером первым среди христианских монархов.
К сожалению всего этого не случилось. Позорное предательство февралистов и кровавое безумие октября не позволили расправить крылья Российскому орлу. Вместо победы мы получили Брестский мир. Мир который даже автор его (Ульянов-Ленин) называл "похабным".
Если результаты Брестского мира перевести на язык цифр, то это будет выглядеть так: от России была отторгнута территория площадью 780 тыс. кв. км с населением 56 млн. человек (треть населения Российской империи), на которой находились до революции 27% с/х. земли, 26 % всей ж/д. сети,33% текст.пром-ти,73% железа и стали...
ort- Вера
01.02.2019 11:56
ВЕРА
01.02.2019 0:04 При этом сверхскоростное строительство дороги (от утверждения плана в январе 1915-го до соединения путей в октябре 1916-го и запуска в начале 1917-го) связано было с невероятными трудностями — она протянулась на тысячу километров по карельской тайге и тундре и была на тот момент самой северной железной дорогой в мире////
----------------

Ах- какая бы для Вас была классная тема "убийственного труда советских рабов"- ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО СИЕ ПРОИСХОДИЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ ! Да, как говорится;" Не всё коту (или кошке)- масленица".

Вам осталось понять самую малость. Монархия- не означает всевластие Императора, даже если он устремлён к благим свершениям. Самодержавная монархия- это такой строй, при котором страной управляют дворяне. А , например, буржуазная республика- это такой строй, при котором страной управляют буржуи. Один человек вообще не может управлять миллионами и вникать во все их дела.
Да, дворяне правили Россией со времён Ивана Грозного, до времён Николая 2-го. И много чего сделали, а не только "строили русскую Арктику". НО после распада СССР, в котором к началу 60-х годов железных дорог построили в 4 раза больше, чем в РИ и регулярно сравнивались по всем поводам с 1913 годом - довольно глупо всё сводить к "строительству". В Древнем Египте- тоже немало строили.
И что теперь ? "Вперёд - в Древний Египет ?"
ВЕРА
01.02.2019 0:04
"Начнем с решающего вклада императора в строительство российского незамерзающего порта — Романова-на-Мурмане — и неразрывно связанной с ним Мурманской железной дороги. И порт и дорога были любимым детищем императора, который отлично осознавал принципиальную важность для России единственных ворот в Арктику, открытых круглогодично и не зависящих от находящихся в чужих руках проливов. При этом сверхскоростное строительство дороги (от утверждения плана в январе 1915-го до соединения путей в октябре 1916-го и запуска в начале 1917-го) связано было с невероятными трудностями — она протянулась на тысячу километров по карельской тайге и тундре и была на тот момент самой северной железной дорогой в мире. Из-за свержения императора дорога практически не успела выполнить свою важнейшую функцию в Первой мировой войне: обеспечивать бесперебойную связь с союзниками и доставку вооружений и стратегических материалов. Зато именно эту роль она сыграла во Второй мировой войне. СССР еще больше, чем царская Россия, зависел от поддержки союзников — арктические конвои перебрасывали на Восточный фронт грузовики, самолеты, пуговицы для формы, консервы, на советские заводы шли редкие цветные металлы. И большую часть года эти конвои шли на Мурманск. Собственно, вся современная русская Арктика опирается на построенную царскими усилиями в кратчайшие сроки железную дорогу. Собственно, вся современная русская Арктика опирается на построенную царскими усилиями в кратчайшие сроки железную дорогу. Строго говоря, об этом знал каждый советский школьник из популярнейшей книги «Два капитана», но как-то так получалось, что арктические экспедиции отдельно, а самодержавный царь — отдельно. Между тем все основные русские экспедиции в арктические моря проходили при поддержке и покровительстве Николая II. В 1897 году император одобрил финансирование первого русского ледокола «Ермак» Уже в 1899-м «Ермак» был спущен на воду." - Е.Холмогоров
ВЕРА Сироже
29.01.2019 23:01
Читайте внимательно прежде чем что-то анализировать!
Сирожа
29.01.2019 16:06
А это вы к чему? И при чем тут чиновники? "Элитные слои империи" только чиновниками ограничивались, коих было не мало к слову? Так вы еще позабыли о туче лоботрясов, которые вообще нигде не числились и не работали. Смотрите дворянство, помещиков... У Рубакина - наглядно очень.
И почему вы так хитро считаете? В России, значит, были "лишь доли %". А "доли%" это конкретно сколько? А почему в Англии, Франции и Германии вы считаете уже в миллионах, а не в процентах?
Впрочем, давайте следующую цитату. На вопросы вы не можете ответить.

\Служилый слой при этом был и самым образованным слоем \
А вот тут не спорю. Именно поэтому в Англии, Франции и Германии их было больше.
ВЕРА Сироже
28.01.2019 18:06
"Судя по многочисленным дискуссиям в интернете, представления об исторической России (от «низового» общественного мнения до среды провластных идеологов) и в настоящее время недалеко ушли от навязывавшихся в советское время штампов (что, в общем, понятно, менять их было некому и незачем). То, что реалии начала ХХ века известны при этом хуже всего, не должно вызывать удивления, поскольку, говоря о предреволюционном времени, оперировать реалиями XVIII — начала XIX вв. — вполне привычное дело. Это касается в общем-то всех областей русской жизни. Если же взять такой ее аспект, как состав, качественный уровень и имущественное положение элитных слоев империи, то тут представления сводятся примерно к тому, что Россией (причем говорится это с интонацией «в отличие от других стран») управлял огромный по численности и состоявший из богатых дворян-помещиков слой невежественных и коррумпированных чиновников, которые не пускали в свою среду образованных «разночинцев» и вообще представителей «народа», а основу бытия определяли «сословные привилегии» (хорошо или плохо, например, что чиновников на самом деле было очень мало, доля представителей низших сословий среди студентов была одной из самых высоких в Европе, связь управленческого слоя с недвижимостью минимальной и т. д. — вопросы спорные) В 1913 году даже вместе с неранговыми канцеляристами чиновников насчитывалось 252,9 тыс. Эта группа составляла лишь доли %в населении страны. На 1000 человек населения -С.Волков приходилось в 1913 г. — 1,6.чиновников. Между тем во Франции уже в середине XIX в. госслужащих было 0,5 млн, в Англии к 1914 г. (при втрое-вчетверо меньшем населении) — 779 тыс., в США в 1900 г. (при в 1,5 раза меньшем населении) — 1,275 млн, наконец, в Германии в 1918 г. (при в 2,5 раза меньшем населении) — 1,5 млн. Служилый слой при этом был и самым образованным слоем в стране. Не только до 90% деятелей российской науки и культуры происходило из этой среды, но и подавляющее большинство их сами были чиновниками."-С.В
Отображены комментарии с 1 по 10 из 38 найденных.

Эксклюзив
21.03.2019
Красным и белым пора примириться, считает известный предприниматель и кинопродюсер.
Фоторепортаж
21.03.2019
Подготовила Мария Максимова
Пятилетие в родной гавани крымчане отметили с размахом.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».