Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 апреля 2024
Опередившие время

Опередившие время

В Музее Москвы открылась выставка, посвященная 100-летию ВХУТЕМАСа
Подготовила Мария Максимова
17.11.2020
Опередившие время

В этом году отмечается вековой юбилей Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) — творческого института, который просуществовал десять лет, но навсегда вошел в историю мирового искусства.

«Я художник, окончил ВХУТЕМАС, а вы мой помощник. Если вы думаете, что это не так, то скорее бегите назад, на берег», — инструктирует Кису Остап Бендер в «Двенадцати стульях». Великий комбинатор выдал себя за выпускника Высших художественно-технических мастерских, чтобы пробраться на переполненный агитпароход. В 1927 году, когда происходит действие романа, такое образование открывало многие двери. А уже в 30-е, после разгона мастерских, лучше было об этом не упоминать.

«Это явление вычеркнули из истории и опять заговорили о нем только во времена оттепели. ВХУТЕМАС открыли заново», — напоминает Лариса Иванова-Веэн, директор музея МАРХИ и научный консультант выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда».

Учили молодежь знаменитые художники Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Казимир Малевич, Алексей Щусев, Владимир Татлин, Варвара Попова, Александр Родченко и многие другие. Перед тем как выбрать мастерскую, студенты около двух лет ходили на дисциплины основного отделения: «Цвет», «Графика», «Объем» и «Пространство». Затем будущие художники распределялись по факультетам: полиграфический, текстильный, скульптурный, живописный, керамический, металло- и деревообрабатывающий. Для каждого в экспозиции сегодня выделен зал. Мастерские можно было менять, так что многие выпускники ВХУТЕМАСа становились универсалами.

Студенты могли выбирать преподавателей и активно участвовать в составлении учебной программы. В атмосфере свободы в одних мастерских развивался авангард, в других — неоклассика.

«ВХУТЕМАС становится тем питательным бульоном, в котором формировалась новая культура и новое искусство. Потому что бок о бок работали абсолютно разные художественные объединения, группировки», — говорит куратор выставки Александра Селиванова.

Так, факультет архитектуры начинался с неоклассиков — было создано первое академическое отделение. Это дипломные работы учеников Ивана Жолтовского — классическая архитектурная композиция. Но позже на факультете появились и мастерские авангардистов. В экспозиции представлен макет – диплом Георгия Крутикова, ученика Николая Ладовского. Проект «Летающий город» — о том, как будут выглядеть жилые кварталы на… околоземной орбите.

За границей ВХУТЕМАС быстро оценили. В 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже мастерские прогремели мощно: были представлены и павильоном, и отдельными экспозициями. Вклад ВХУТЕМАСа в мировую историю очень высоко оценил основатель и первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) Альфред Барр.

Кураторский коллектив под руководством Александры Селивановой проделал огромную работу, собрав редчайшие архивы — то, что чудом уцелело на чердаках и антресолях. Часть экспонатов предоставили Третьяковская галерея, ГМИИ имени Пушкина, Исторический музей, Музей архитектуры имени Щусева и другие.

«Во время подготовки выставки, перефразируя Гоголя, мы шутили, что все вышли из ВХУТЕМАСа. По крайней мере, наши партнеры — МАРХИ, Полиграфический институт и Строгановка, ставшие прямыми наследниками мастерских, с этим точно согласятся», — подчеркнула на открытии директор Музея Москвы Анна Трапкова. И добавила: «Хотелось бы, чтобы экспозиция стала не итогом, а началом изучения этого во многом недооцененного феномена, существенно отразившегося на нынешних образовательных программах наших ведущих художественных вузов», — отметила А. Трапкова. Все факультеты ВХУТЕМАСа стали впоследствии отдельными вузами. И эта выставка — не только наглядный рассказ о том, как был устроен ВХУТЕМАС, но и пример фундаментального образования, которое родило мастеров, опередивших время.

По материалам СМИ


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..