Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 ноября 2020
Опередившие время

Опередившие время

В Музее Москвы открылась выставка, посвященная 100-летию ВХУТЕМАСа
Подготовила Мария Максимова
17.11.2020
Опередившие время

В этом году отмечается вековой юбилей Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) — творческого института, который просуществовал десять лет, но навсегда вошел в историю мирового искусства.

«Я художник, окончил ВХУТЕМАС, а вы мой помощник. Если вы думаете, что это не так, то скорее бегите назад, на берег», — инструктирует Кису Остап Бендер в «Двенадцати стульях». Великий комбинатор выдал себя за выпускника Высших художественно-технических мастерских, чтобы пробраться на переполненный агитпароход. В 1927 году, когда происходит действие романа, такое образование открывало многие двери. А уже в 30-е, после разгона мастерских, лучше было об этом не упоминать.

«Это явление вычеркнули из истории и опять заговорили о нем только во времена оттепели. ВХУТЕМАС открыли заново», — напоминает Лариса Иванова-Веэн, директор музея МАРХИ и научный консультант выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда».

Учили молодежь знаменитые художники Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Казимир Малевич, Алексей Щусев, Владимир Татлин, Варвара Попова, Александр Родченко и многие другие. Перед тем как выбрать мастерскую, студенты около двух лет ходили на дисциплины основного отделения: «Цвет», «Графика», «Объем» и «Пространство». Затем будущие художники распределялись по факультетам: полиграфический, текстильный, скульптурный, живописный, керамический, металло- и деревообрабатывающий. Для каждого в экспозиции сегодня выделен зал. Мастерские можно было менять, так что многие выпускники ВХУТЕМАСа становились универсалами.

Студенты могли выбирать преподавателей и активно участвовать в составлении учебной программы. В атмосфере свободы в одних мастерских развивался авангард, в других — неоклассика.

«ВХУТЕМАС становится тем питательным бульоном, в котором формировалась новая культура и новое искусство. Потому что бок о бок работали абсолютно разные художественные объединения, группировки», — говорит куратор выставки Александра Селиванова.

Так, факультет архитектуры начинался с неоклассиков — было создано первое академическое отделение. Это дипломные работы учеников Ивана Жолтовского — классическая архитектурная композиция. Но позже на факультете появились и мастерские авангардистов. В экспозиции представлен макет – диплом Георгия Крутикова, ученика Николая Ладовского. Проект «Летающий город» — о том, как будут выглядеть жилые кварталы на… околоземной орбите.

За границей ВХУТЕМАС быстро оценили. В 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже мастерские прогремели мощно: были представлены и павильоном, и отдельными экспозициями. Вклад ВХУТЕМАСа в мировую историю очень высоко оценил основатель и первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) Альфред Барр.

Кураторский коллектив под руководством Александры Селивановой проделал огромную работу, собрав редчайшие архивы — то, что чудом уцелело на чердаках и антресолях. Часть экспонатов предоставили Третьяковская галерея, ГМИИ имени Пушкина, Исторический музей, Музей архитектуры имени Щусева и другие.

«Во время подготовки выставки, перефразируя Гоголя, мы шутили, что все вышли из ВХУТЕМАСа. По крайней мере, наши партнеры — МАРХИ, Полиграфический институт и Строгановка, ставшие прямыми наследниками мастерских, с этим точно согласятся», — подчеркнула на открытии директор Музея Москвы Анна Трапкова. И добавила: «Хотелось бы, чтобы экспозиция стала не итогом, а началом изучения этого во многом недооцененного феномена, существенно отразившегося на нынешних образовательных программах наших ведущих художественных вузов», — отметила А. Трапкова. Все факультеты ВХУТЕМАСа стали впоследствии отдельными вузами. И эта выставка — не только наглядный рассказ о том, как был устроен ВХУТЕМАС, но и пример фундаментального образования, которое родило мастеров, опередивших время.

По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Иван
18.11.2020 14:45
Классно! Искусство на все времена! Оно всегда будет современно, а потому и интересно. Приятно, что "Столетие" это понимает и отмечает.

Эксклюзив
23.11.2020
Святослав Князев
Киевский режим становится всё более людоедским.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».