Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 октября 2021
Непрочитанный Некрасов

Непрочитанный Некрасов

К 200-летию великого русского поэта
Подготовила Мария Максимова
12.07.2021
Непрочитанный Некрасов

Выставка «Некрасов и его современники», открывшаяся в выставочных залах Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля в Трубниковском переулке, 17 – о живом человеке, сомневающемся, в разные моменты принимавшем противоположные решения и жившем как бы в нескольких мирах одновременно. Одной из основных задач устроителей выставки было показать не только отношения Некрасова с современниками, но и по возможности расшифровать эту двоякость поэта, двойственность в его отношении к жизни и творчеству.

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Одним из самых главных и известных произведений писателя стала поэма «Кому на Руси жить хорошо».

…Зал, посвященный поэту времен редакторства в «Современнике": на стенах – портреты соратников по журналу, который Некрасов редактировал, перестраивал, находил новых авторов. Среди них – Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.В. Сухово-Кобылин, А.И. Герцен, Д.В. Григорович, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский. В разные годы идеологами журнала были критики – В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др. Зал напоминает одновременно комнату и редакцию, из которой только что вышли сотрудники. Под стеклом, среди книг и фото, некрасовский, слоновой кости, нож для разрезания бумаги. Кожаный портфельчик Добролюбова. От «трезвенника» Чернышевского – коробка из-под чая для редакционных вечеринок.

Из этих вечеринок с разговорами до бесконечности рождались в голове поэта – сына исправника – сюжеты для «Кому на Руси жить хорошо» и «Железной дороги».

За таким же столом «расписывались пули», играли в вист, да и не только. Певец униженных и обездоленных не отказывал себе в удовольствиях: «азартными» деньгами часто пополнялся и бюджет «Современника».

«Вы, Николай Алексеевич, умеете только разглагольствовать, однако не броситесь из-за меня в воду». Некрасов при этих словах Авдотьи Панаевой бросился из лодки в Волгу ... не умея плавать. Утопавшего еле спасли. Зато доселе недоступная прекрасная Панаева оценила поступок и наградила начинающего и тогда, в 1840-е, мало кому известного поэта, любовью.

Любовная лирика Некрасова миру почти совсем неведома. А между тем он много писал о женщинах. В зале, посвященном им, у поэта много и неоднозначного. Входя в него, видишь еще анфиладу комнат, а перед собой –двухметровое зеркало. Здесь же «поэтический конструктор» – стих Некрасова, который не прочтешь, сам не став некрасовым. Подставляя в пропуски между словами варианты на магнитах, выбираешь, как он, между «резким» и «дерзким», «бестолковым» и «капризным». Наконец, стихотворение, посвященное жене Зине, ухаживавшей за поэтом в предсмертные месяцы – трагическое, выверенное до звука, о любви и долге, о прожитом и несделанном. «Мне борьба мешала быть поэтом / Песни мне мешали быть бойцом…»

На вернисаже много говорилось о том, что Некрасов не прочтен, что из контекста его стихотворений вырваны строки, ставшие лозунгами. И о том, как в разные эпохи его имя то возносили, то низвергали.

Часто просто не понимали, о чем это он. Экспозиция пытается это исправить. Поздняя поэма Некрасова «Современники» проиллюстрирована черными манекенами в мундирах и без. Лирический герой поэмы идет по условным залам общества-ресторана и видит титулованных казнокрадов, финансовых воротил, прибиравших к рукам экономику страны. У манекенов на выставке нет лиц: история не сохраняет в памяти таких «героев».

…Во время работы выставки пройдут лекции и круглые столы с участием историков литературы, кураторские показы и спектакли.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Алекс
31.07.2021 8:08
Главное, что он сказал:"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан"
Пётр - Панджшер
14.07.2021 12:28
Уважаемый, это как же можно не понимать русского языка, чтобы образное слово "не прочитанный" понимать так буквально! Совершенно согласен с москвичкой - текст о ПОЭТЕ действительно хорош: он раскрывает его сущность на таком маленьком пространстве, а как анонс выставки вполне выполняет свою функцию - привлечь внимание к вернисажу. А что касается анализа творчества, то об этом писано-переписано, и это уже совсем иной жанр. Я сам поэт, всегда интересуюсь "великими". С удовольствием сходил бы на Некрасова, если бы жил в Москве.
Панджшер - Москвичке
13.07.2021 3:38
Наоборот, совершенно непонятно в чем же Некрасов не прочтен и в чем двойственность его жизни и творчества. Анонс выставки есть, анализа творчества не вижу.
москвичка
12.07.2021 18:12
Какой прекрасный текст о поэте! Так много сказано о нем в таком коротком материале. Автору репортажа - респект!

Эксклюзив
19.10.2021
Лариса Черкашина
К 210-летию дня пушкинского Лицея.
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.