Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 января 2018
Мир Зинаиды Серебряковой

Мир Зинаиды Серебряковой

В Третьяковской галерее проходит масштабная выставка работ знаменитой художницы
Подготовила Мария Максимова
15.06.2017
Мир Зинаиды Серебряковой

Ретроспектива приурочена к 50-летию со дня смерти художницы и 100-летию Октябрьской революции, повлиявшей на ее судьбу и судьбу ее современников. Сюжеты ее полотен просты и понятны: дети за завтраком, купающиеся в бане или работающие в полях женщины, похожие на снежинок маленькие балерины и много-много автопортретов, в которых нашла отражение вся ее нелегкая жизнь…

Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году и с детства была окружена искусством. Ее дедом был архитектор Николай Бенуа, проектировавший здания в Санкт-Петербурге и Петергофе, отцом — скульптор Евгений Лансере, а дядей — Александр Бенуа, основатель группы «Мир искусства», куда входил и брат художницы — Евгений Лансере.

Детство и юность ее прошли в Петербурге. Но больше всего радости приносили Зинаиде месяцы, проведенные в любимой усадьбе Нескучное (под Харьковом) — рисовать его она готова была бесконечно. Там же, в Нескучном, Зинаида встретила свою судьбу - Бориса Серебрякова.

Свадьба состоялась в 1905 г. В браке, заключенном по большой любви, родилось четверо детей.

В творческом плане тоже все складывалось замечательно - поездки в Париж, популярность картин у широкой публики, признание в Академии художеств. Жизнь складывалась безоблачно и многообещающе.

Успех приходит к Серебряковой уже после первой выставки с ее участием в 1910 году, где художница представила ставший впоследствии знаменитым автопортрет, написанный годом ранее. Годы до революции были для нее периодом расцвета: в это время она пишет автопортреты, сюжеты с крестьянками и купальщицами, работает вместе с Бенуа над эскизами росписей Казанского вокзала.

Идиллия творческого и семейного благополучия кончилась в 1917-м. Революцию Зинаида встретила в своем любимом Нескучном. Поначалу жили как обычно — столичные веяния как всегда долго доходили до провинции, но потом мир словно рухнул. Однажды к ним зашли крестьяне, чтобы предупредить, что скоро их дом будут громить, как и все помещичьи усадьбы в округе. Зинаида, жившая с детьми и престарелой матерью — Борис тогда был в отъезде — перепугавшись, наскоро собрала вещи и отправилась в Харьков. Усадьба вскоре была разгромлена, дом сгорел, а вместе с ним и ее картины, рисунки, книги.

В 1919-м умирает от тифа муж. В такие-то времена остаться одной с четырьмя детьми и больной матерью! В этом году она пишет наполненную драматизмом картину – «Карточный домик», на которой изображены все ее осиротевшие дети.

С детьми в 1920 году она переезжает в Петроград на квартиру своего деда - Николая Бенуа, уплотненную семьями актеров из МХАТа, работает в музее. Однако творчество Серебряковой не пришлось ко двору в постреволюционном Петрограде. Да и ей не было близко столь ценимое в то время «революционное» футуристическое искусство. Вместо этого она продолжает рисовать своих детей, пейзажи, автопортреты. Дочь Серебряковой занималась балетом, отсюда балетная серия художницы.

В 1924 году в США прошла большая выставка работ советских художников, среди которых была и Серебрякова. Две ее картины сразу же купили, и окрыленная успехом Зинаида решилась поехать за границу: думала, там она получит заказы, сможет заработать денег, которые будет присылать в Россию. Получив с помощью Александра Бенуа необходимые документы, в сентябре 1924 года Зинаида, оставив детей на мать, уехала во Францию.

Но скоро она не выдерживает такой разлуки и вызывает из России сначала сына Александра, затем дочь Катю. С двумя остальными детьми – сыном Женей и дочерью Татьяной (Татой), она увидится лишь спустя 36 лет!

Духовно закрепиться на новой почве у Серебряковой не получилось. В письмах брату она раскаивалась, что «заехала так безнадежно далеко от своих...». Хотя по крови Зинаида была француженкой, в Париже она почти ни с кем из местных не общалась — стеснительная и замкнутая по натуре, болезненно ощущала себя чужой. Ее круг общения составляли немногие эмигранты, знакомые ей еще по Петрограду, которых она встречала на выставках или у Александра Бенуа — он уехал из СССР в 1926 году, тоже намеревался когда-нибудь вернуться, но, в конце концов, так и остался за границей.

В 1928 году с помощью барона Броуэра, который очень ценил ее творчество, Зинаида Серебрякова смогла съездить в Северную Африку. Путешествие в Марокко будто воскресило Серебрякову: в ее картины вернулось буйство красок, солнце, давно забытая радость жизни и легкость бытия. Многие из марокканских работ были позже выставлены — пресса отзывалась о них восторженно, называя Серебрякову «мастером европейского значения», «одной из самых замечательных русских художниц эпохи».

А она всей душой стремилась в Россию. Однако долгие хлопоты так ни к чему и не привели. Да и можно только гадать, как сложилась бы ее судьба, вернись она. Ведь той России, которую она знала и любила, и где знали и любили её, уже не было…

В 1966 году в Москве, Ленинграде и Киеве состоялись первые большие выставки произведений Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Отзывы посетителей, признание Советским государством ее заслуг доставили художнице огромную радость. А через год, 19 сентября 1967 года, в возрасте 82 лет, после перенесенного инсульта она скончалась. Ее похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Да, она была француженкой по национальности, но во Франции, в Париже, чувствовала себя русской, ощущала Россию как как Родину. Сегодня ее творчество у нас не забыто, но поскольку картины французского периода художницы принадлежат Фонду Александра Серебрякова (её сына, ставшего впоследствии на Западе успешным художником) и постоянно находятся в Париже, увидеть их в России - большая редкость. Так что, спешите видеть!


По материалам СМИ


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александр
18.06.2017 19:24
Жаль, что до нашей провинции сия выставка не дойдет. Бог в помощь организатором этой выставки.
Ник 45
17.06.2017 11:03
Жаль, что не смогу посетить
ВЕРА
16.06.2017 19:13
Сколько красоты и достоинства в крестьянках, сравнить с фото 20-х и 30х гг, совсем другие лица, нищая одежда...
ник
16.06.2017 17:52
Боже, как радостно, что русский мир, подрастерявшись, начинает собираться! Эта выставка для меня лично, давно проживающему вне России, свидетельство того, что русские своих великих предков никогда не зыбывают.А мы, чтобы не происходило, и на чужбине - мы русские!
Художница эта превосходна, и ее искусство будет жить вечно! Спасибо "Столетию" за память. Доброе дело делаете. Ваши фоторепортажи - это всегда глоток свежего воздуха, особенно в таком сугубо политическом издании.
ГОРБ
15.06.2017 21:23
Спасибо Столетию за этот материал !

Эксклюзив
12.01.2018
Владимир Малышев
Похоже, скоро весь мир будет зависеть от природных ресурсов нашей страны
Фоторепортаж
18.01.2018
Подготовила Мария Максимова
В храме Христа Спасителя представлена экспозиция Рождественских вертепов.