Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Ювелир Императорского двора

Ювелир Императорского двора

В Эрмитаже проходит выставка изделий фирмы Карла Фаберже
Подготовила Мария Максимова
03.12.2020
Ювелир Императорского двора

90 экспонатов – знаменитые на весь мир эмалированные драгоценные яйца, богато инкрустированные костюмы, изысканные аксессуары, ювелирные изделия и прочие элементы поистине царской роскоши, созданные более ста лет назад, выставлены в Гербовом зале Зимнего дворца.

В главном музее страны с гордостью напоминают: Фаберже стал тем, кем он стал, благодаря Эрмитажу. В Галерее драгоценностей молодой мастер много лет трудился реставратором. Причем абсолютно безвозмездно. Мог ли он тогда предвидеть, что от хозяев сокровищницы мирового искусства впоследствии получит тысячи заказов на астрономические суммы?!

История знаменитых яиц Фаберже началась с заказа, который сделал ювелиру Александр III: император хотел преподнести супруге Марии Федоровне подарок к Рождеству — так появилась «Курочка» из цветного золота, которая «пряталась» в эмалированном яйце и таила в себе копию императорской короны с бриллиантами и цепочку с рубиновым кулоном.

А вот розовое яйцо с петушком к Романовым отношения не имеет. Его изначальные приобретатели — Ротшильды. Чтобы сделать это яйцо, Фаберже специально исследовал часы-павлин: ему нужно было понять, как работают механизмы. В результате в подарке Ротшильдам поселился цветной петушок, который каждый час вылетал, хлопал крыльями, кукарекал и снова прятался. Покрыто это яйцо уникальной розовой эмалью. К слову, мастера фабрики Фаберже очень хорошо изучили этот материал и вывели до пятисот его оттенков.

Не так давно, в честь 250-летия Эрмитажа, президент России В.В. Путин передал музею два шедевра работы мастера — «Каминные часы», созданные по случаю 25-летия бракосочетания Александра III и Марии Фёдоровны и эти «Часы-яйцо Ротшильда».

Центральный экспонат выставки — миниатюрная копия Императорских регалий. Разрешение на ее создание давал лично Николай II. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже это изделие произвело настоящий фурор. Фаберже получил золотую медаль, орден Почетного легиона и статус одного из лучших ювелиров в мире. В одной только короне каким-то немыслимым образом удалось разместить почти полторы тысячи маленьких бриллиантиков и 245 алмазов-роз!

У Фаберже работали лучшие мастера своего времени, умевшие буквально всё. Это были высококлассные ювелиры, камнерезы, эмальеры, серебряники, рисовальщики. Даже обычные утилитарные предметы они превращали в произведения искусства. Сохранять и развивать такое предприятие Карлу Фаберже помогали его личные качества организатора, он умело решал коммерческие задачи, создавая вещи для среднего класса, но мировую известность принесли ему императорские заказы.

…Петер Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге в 1846 году. С 1866 года, на протяжении 15 лет посещал Галерею драгоценностей Императорского Эрмитажа, изучая и реставрируя ювелирные изделия старых мастеров. С 1874 года он начал поставлять Кабинету его императорского величества изделия, изготовленные в собственной мастерской, в 1885 году Фаберже получил звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества», а затем ‒ титул придворного ювелира Императорского двора. В 1902 году Императорский Эрмитаж способствовал устройству первой персональной выставки ювелира, которая была открыта в течение двух дней во дворце барона фон Дервиза на Английской набережной. Это был триумф Карла Фаберже! Покровительницей выставки стала императрица Александра Федоровна.

Начавшаяся Первая мировая война сократила производство (накануне 1914 года в мастерских Фаберже работало около 600 человек!), но фирма приспособила свои мастерские к нуждам военного времени и стала выпускать продукцию, предназначенную для фронта, оснащала медицинским оборудованием Лазарет имени наследника Цесаревича Алексея в Зимнем дворце. Среди подобных предметов – кастрюля и емкость для стерилизации с монограммами императрицы Александры Федоровны и великих княжон Ольги и Татьяны, которые служили сестрами милосердия в госпитале, развернутом в парадных залах Зимнего дворца. Тут же таз с надписью «Полевой военно-санитарный поезд № 142 имени Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны», походный самовар с монограммами императора Николая II и наследника цесаревича Алексея.

…Потом революция. И в 1918 году Карл Фаберже навсегда уезжает из России.

В 1993 году в Георгиевском зале Зимнего дворца была представлена выставка «Фаберже — придворный ювелир», прошедшая потом в Париже и в Лондоне. Позже в Эрмитаже состоялись серии выставок, посвященных коллекциям Фаберже, а в 2014 году в Главном штабе Государственного Эрмитажа открылись Залы памяти Карла Фаберже.

В нынешней экспозиции воссоздается атмосфера эпохи конца XIX ‒ начала XX века, предметы быта и интерьера, которые некогда располагались в жилых помещениях императорских резиденций, изделия, предназначавшиеся для дипломатических подарков, живописные портреты августейших особ, костюмы и платья, личные вещи членов императорской семьи. Целая витрина отведена головным украшениями. Эти драгоценные изделия Карл Фаберже создавал специально для русских императриц.

Карл Фаберже заставил современников ценить в своих работах в первую очередь творческую составляющую: мастерство создателей, уникальность технологии и замысла, а уже потом замечать ценность самого материала. Рамки, часы, электрические звонки, набалдашники тростей и зонтов, чернильные приборы и многие другие бытовые предметы в руках ювелиров Фаберже приобретали вид законченного художественного произведения.

Выставки изделий мастерской Фаберже проходят в Эрмитаже с 1993 года, но впервые в экспозиции такого масштаба участвуют не только государственные, но и частные музеи. Так, из частного Музея Фаберже в Баден-Бадене в Санкт-Петербург привезли ряд предметов, которые покинули Зимний дворец сотню лет назад. Среди них — диадемы двух императриц, Марии Федоровны и Александры Федоровны. До 1930-х годов они были частью огромного собрания царских драгоценностей, которое вывез из России Арманд Хаммер.

На выставке представлены также экспонаты из Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея заповедника «Павловск», Русского национального музея (Москва), Музея христианской культуры (Санкт-Петербург).


По материалам СМИ


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.