Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Юсуповы возвращаются

Юсуповы возвращаются

В Мультимедиа Арт Музее Москва проходит выставка «Фотоальбом князей Юсуповых»
Подготовила Мария Максимова
21.05.2019
Юсуповы возвращаются

В экспозиции, открытой в столетний юбилей создания в Государственном музее –усадьба «Архангельское», представлена часть уникального семейного фотоархива князей Юсуповых, а также результаты научного исследования этой коллекции. В проект вошло более 150 экспонатов: фотоальбомы и фотографии, выполненные в различных техниках.

Древний и знатный род князей Юсуповых принадлежал к высшему слою российской аристократии. В течение двух столетий его представители занимали высокие государственные и придворные должности и входили в число самых богатых семейств империи. Их портретировали такие знаменитые художники, как В.А. Серов, К.Е. Маковский, И.Б. Лампи, Г. Фюгер, Ф. Фламенг, Р. де Сан-Галло, а их дворцы и усадьбы строили и реставрировали великие архитекторы Дж. Кваренги, О. Бове, И. Монигетти, Н.П. Краснов, Н.В. Султанов.

География представленных на фотографиях владений князей Юсуповых обширна: дворцы в Москве (в Большом Харитоньевском переулке), Санкт-Петербурге (на набережной реки Мойки и Литейном проспекте), в Царском и в Красном Селе, Кореизе, Париже (вилла в Парк де Пренс), Нижней Бретани (замок Кериоле) и др. Однако, самым любимым имением Юсуповых было подмосковное Архангельское, название которому дал построенный здесь в XVII веке храм Михаила Архангела.

Коллекция фотографий в Архангельском – лишь фрагмент значительного собрания князей Юсуповых, графов Сумароковых-Эльстонов, которое, как и весь огромный архив этого семейства, оказалось рассредоточенным по крупнейшим музейным и архивным хранилищам страны.

В коллекции представлены практически все сложившиеся к 1900-м годам жанры фотоискусства: портрет, видовые и жанровые фотографии. Большинство снимков сделано крупнейшими фотохудожниками второй половины ХIХ – начала ХХ века: отцом и сыном Левицкими, П. Надаром, А. Деньеюуром, А. Пазетти, К. Бергамаско, П. Павловым, Д. Асикритовым, Л. Гриллих, К. Марвиль, Э. Прикамом и другими.

В экспозицию вошли фотографии 1860-1910-х годов, сделанные до отъезда семьи Юсуповых в эмиграцию.

Что касается Архитектурно-паркового ансамбля усадьбы в Архангельском, напомним, сложился он еще в XVIII веке при князьях Голицыных, а с 1810 года, когда владельцами стали князья Юсуповы, имение начало обустраиваться и стало местом демонстрации художественных коллекций. В своем подмосковном имении Юсуповы проводили летние месяцы, часто принимая родственников, друзей, представителей творческой элиты. Объектив фиксировал их светскую жизнь, приемы, балы, хозяйство, прогулки и сельские праздники. Усадьбу называли «русским Версалем». Среди гостей часто бывали и царственные особы.
Одно из событий 1896 года было связано с приездом в Архангельское императора Николая II после его коронации. По случаю чего в усадьбу был приглашен румынский оркестр.

Вообще же, как уже было сказано выше, Юсуповы владели домами, дворцами, загородными резиденциями не только в России, но и во Франции. Часто они даже не бывали в своих имениях. Сколько их было – точно не знают даже музейщики. Но очевидно другое, во всех этих дома, дворцах, были произведения искусства. Коллекцию Юсуповых часто сравнивали с Эрмитажной. Кстати, шедевры во Дворце на Мойке, в домах на Литейном, в Царском Селе закупал Николай Борисович Юсупов, который формировал коллекцию Эрмитажа для Екатерины II. Сохранилось 400 картин из юсуповской коллекции. Среди них – пять портретов кисти Серова. На фотографии, представленной на выставке, художник пишет портрет Феликса Юсупова. После революции, когда семья эмигрирует, они заберут этот портрет с собой. После смерти сына, Феликса Феликсовича, младшего Феликса, потомки выставляют на аукцион эту картину, и ее покупают Галина Вишневская с Мстиславом Ростроповичем.

На этих фотографиях – Зинаида Юсупова. Первая красавица Петербурга, единственная наследница огромного состояния. Она прекрасно танцевала, знала несколько языков. Мать Николая и Феликса Юсуповых дружила с княгиней Елизаветой Федоровной, основательницей Марфо-Мариинской обители. Сама была меценатом. Это она пожертвовала пятьдесят тысяч рублей Ивану Цветаеву на создание Музея изящных искусств, на эти деньги был построен Римский зал. Все свое недвижимое имущество, всю коллекцию декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, все архивы Юсуповы завещали государству Российскому.

Всего в фондах «Архангельского» – больше полутора тысяч фотографий из семейного архива Юсуповых. А еще редкие дагерротипы. Где можно детально рассмотреть каждый уголок усадьбы, которую так любили ее владельцы, и которая на днях была торжественно открыта для посетителей после долгосрочной реставрации. 

По материалам СМИ


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.