Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 января 2022
И это всё о нас…

И это всё о нас…

В Государственном историческом музее открылась выставка «Российская империя»
Подготовила Мария Максимова
07.12.2021
И это всё о нас…

Экспозиция посвящена 300-летию образования одной из самых могущественных держав мира.  Она отражает не только величественную сторону российских монархов, но и жизнь простого народа.

Посетители увидят фотографии, оружие, в том числе — Суворова, исторические документы, избирательную урну с самых первых в истории выборов в Государственную Думу. Здесь же — вещи прославленных полководцев, мундир полковника лейб-гвардии Преображенского полка, принадлежавший Петру I , детская сабля царевича Алексея, а также вещи знаменитых писателей — Тургенева, Гоголя, Толстого, — химика Менделеева, декабристов Рылеева, Бестужева, вождя революции Ленина. Представлены и портреты, созданные великими мастерами, среди которых Маковский, Серов и Репин, предметы декоративно-прикладного искусства,  скульптуры...

Но главный экспонат экспозиции всё же — реплика Большой Императорской короны. Этот раритет специально привезли из Гохрана России на время, пока будет проходить выставка. Сама корона находится в Кремле, в Алмазном фонде, и по закону не может покидать место постоянного хранения. При создании реплики использовали больше 11 тысяч бриллиантов. Это копия с той самой короны, которая была заказана для Екатерины II и для которой она отдала свои бриллианты. При этом попросила, чтобы корона весила не больше пяти фунтов, то есть примерно два килограмма.

В общей сложности в залах представлены более 400 уникальных экспонатов, многие широкой публике показывают впервые.

Напомним, отчет императорского правления в России начался с 22 октября 1721 года, когда после победы в Северной войне Пётр I был объявлен Императором Всероссийским.

Именно в тот день по случаю заключения Ништадтского мира, в Свято-Троицком соборе Санкт-Петербурга от «общего всех верных подданных лица» царю Петру Алексеевичу поднесли титул «император».

Архитектурное решение выставки — под стать теме. Стены выкрашены в разные оттенки серого — в цвет пудостского камня, из которого строился Петербург, новая столица империи, заложенная первым императором. Витрины окаймляет золотой цвет, символ величия самодержавия. Картины, карты и иные экспонаты устроились на стенах по принципу шпалерной развески, которая была принята во дворцах, а свободные места заняты бегущими строками с цитатами из документов и актов. Здесь же представлены карты петровских времён и более поздние, фиксирующие прирост территории России. Один из важнейших и редких экспонатов — карта Азовского моря 1701 года, где Петр I впервые назван императором.

Однако путь к тому знаковому событию начался намного раньше — с азовских походов молодого царя и взятия города, который некогда назывался Азак и считался границей между Европой и Азией. Его даже называли волшебным градом.

Тем символичнее тот факт, что карта 1701 года исполнена в мифологическом ключе и украшена почти сказочным рисунком, где Петр предстает императором подобно Августу, а текст содержит цитаты из Вергилия.

Нисколько не умаляя значения личности нашего первого в истории императора, организаторы выставки решили всё же не сосредотачиваться много на его фигуре, да и вообще, отказаться от традиции привычного создания экспозиции по хронологическому принципу, поступательного движения по царствованиям — сочли, что об этом можно и  в учебнике истории прочитать. Их главная задача была — показать многогранный и многоликий образ одной из самых могущественных держав мира. Дать крупными мазками то, что характеризует нас. Дать возможность молодым людям оторваться от компьютера и книги, прийти на эту выставку и совершить удивительное, увлекательное интерактивное путешествие по истории России.

Один из любопытнейших разделов — интерьерные комплексы. Они знакомят с обстановкой московского дома князей Юсуповых — одной из самых знаменитых дворянских династий императорской России; гостиной издателя Сытина, комнатой сормовского рабочего, ставшего прототипом героя романа «Мать». Дополняют экспозицию костюмы разных сословий.

Вместе с величественными и большими в буквальном смысле артефактами есть на выставке и скромные экспонаты — только не в историческом плане. Например, обручальные кольца Ленина и Крупской. Это единственный экспонат, который можно потрогать руками и ничего с ним не случится. Все остальное — под стеклом. В экспозиции вообще немало артефактов, посвященных антагонистам Российской империи — то есть тем, кто с ней боролся. Таким образом кураторы хотели подчеркнуть, что в истории великой державы были самые разные времена.

В центре экспозиции — аккурат напротив Большой императорской короны — лежит огромный поржавевший обломок фок-мачты броненосца «Князь Потемкин-Таврический», который стал одним из главных символов краха империи.

Символично, что прямо за ним виднеется большой портрет Емельяна Пугачева. В истории Российской империи действительно были разные страницы — были триумфы и поражения, были моменты силы и слабости, были расцвет и закат. Обо всем этом и рассказывает историческая выставка.

На открытии Сергей Нарышкин сказал: «Империя просуществовала два века и после этого сама ушла в историю, уступив место другим формам отечественной государственности. Но надо сказать, что эти два века имперской истории России занимают особое место и имеют огромное значение с точки зрения дальнейшего укрепления российского государства и формирования национального самосознания». 



По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Маша
09.12.2021 11:51
Большое спасибо!
Александр из Од
09.12.2021 7:35
Величие Империи определяется не регалиями и даже не военными победами, а гармоничным взаимодействием Царя и Церкви. Проще говоря - Симфонии Властей. А вот с этим в России были проблемы.
Марина_
07.12.2021 10:48
Спасибо, Мария!

Эксклюзив
24.01.2022
Наталья Корнильева
Записки очевидца. Полтава, 2014 г.
Фоторепортаж
28.01.2022
Подготовила Мария Максимова
В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения писателя.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.