Фрески затопленного монастыря

Экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвящена результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.
Троицкий Макарьев монастырь основан преподобным Макарием Калязинским в 1434 году и был одним из самых богатых и почитаемых в России. Его посещали Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович. Фрески Троицкого собора, представленные на выставке, созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным работам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде.
В 1940 году при строительстве Угличского водохранилища, монастырский ансамбль затопили, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры под руководством художника-реставратора П.И. Юкина. Работы велись в январе-феврале 1940 года. При температуре, достигавшей - 32 ℃, со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 кв. м, 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, около 30 – направлены в другие музейные собрания, в том числе, в коллекцию бывшего Строгановского училища.
Экспозиция Музея архитектуры посвящена, с одной стороны, истории разрушенного калязинского Троице-Макарьевского монастыря, с другой – деятельности Музея по спасению и реставрации уникальных росписей. Фрески, выбранные для экспозиции, включают в себя ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей. В частности, демонстрируются ктиторские прижизненные портреты Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие.
В экспозиция также представлены макеты Троицкого собора и монастырской трапезной (автор макетов – архитектор Иван Леонидов), чертежи, фиксирующие постройки монастыря на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры, среди которых дневник с наблюдениями и фотографии. Отдельный раздел выставки рассказывает о научной реставрации фресок, основанной на авторской методике В.П. Бурого и осуществленной в разные годы реставраторами Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова.
Для незрячих и слабовидящих посетителей предусмотрены сборные экскурсии с тифлокомментатором. Выставка адаптирована для людей с нарушением зрения с помощью макетных копий ключевых экспонатов, созданных специально для тактильного ознакомления.
Немного добавлю о Павле Ивановиче - "С марта 1931 по 1933 г. Юкин отбывал ссылку на Севере (в Котласе). Был арестован за участие в новгородском Обществе любителей древности (повод для ареста потрясающий!!!).
По окончании ссылки Павел Иванович продолжил работу по реставрации и укреплению памятников монументальной живописи, реставрации икон. За время работы над памятниками художественной культуры Древней Руси он раскрыл сотни икон и множество фресок, в том числе древнейших. Число укрепленных им памятников не поддается учету. Многие из раскрытых им икон хранятся в собраниях музеев России, например в Третьяковской галере, Новгородском государственном музее-заповеднике и др. Не случайно П.П. Муратов называет Павла Ивановича Юкина превосходным мастером-иконником. По его словам Юкин принадлежал «к драгоценному для нашей культуры цеху» реставраторов и уже в самом начале 1920-х гг. заставил говорить о себе как об одном из числа пяти-шести «совершенно исключительных мастеров», обладавших превосходным прирожденным вкусом." Спасибо "Столетию" за информацию о выставке.