Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 октября 2021
Фотограф русской старины

Фотограф русской старины

В Москве проходит выставка пионера отечественной фотографии Ивана Барщевского
Подготовила Мария Максимова
25.06.2021
Фотограф русской старины

Экспозиция «Иван Федорович Барщевский. Фотограф русской старины» разместилась в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича (Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское»). Художественно-биографический проект включает в себя мемориальные предметы и старинные фотоаппараты из коллекции Политехнического музея, редкие документы и снимки Ивана Барщевского. В истории отечественного фотоискусства конца XIX в.-начала XXв. едва ли можно найти личность равную ему по вкладу в историко-археологическую науку.

Он родился 16 апреля 1851 года в Лужском уезде Петербургской губернии, провел детство в деревне. В 17 лет отправился на заработки в Петербург, получил работу в мастерской Царскосельской железной дороги, но через два года был вынужден уволиться из-за производственной травмы. В поисках новой работы Барщевский случайно зашел в ателье придворного фотографа Карла Бергамаско, где получил должность ретушера.

В 1887 году с женой Елизаветой Васильевной Барщевский прибыл в Ростов Великий. Красота и величие древних сооружений поразили фотохудожника, и он начал снимать старинные, уже сильно обветшавшие храмы, чтобы запечатлеть их для потомков. Специалисты выделяют ростовский период как знаковый в творчестве фотографа. Так Барщевский первым в российской истории начал создавать документально-художественную фотографическую летопись памятников архитектуры.Делая затем снимки в разных уголках страны, он собирал их в альбомы. Деятельность Барщевского отмечали многие специалисты: он получал награды от Русского технического общества, Археологического общества, Министерства финансов. Фотограф стал действительным членом Императорских и ученых обществ.

К обширным знаниям и богатому опыту Барщевского постоянно обращались знаменитые ученые. Его снимки использовали в научной работе архитектор Владимир Суслов, искусствовед Николай Султанов, историки и археологи Алексей и Прасковья Уваровы, художник и реставратор Игорь Грабарь.

Важным этапом в жизни Барщевского стал и смоленский период, который начался со знакомства с Марией Тенишевой — крупным меценатом, собирательницей древностей, создательницей музея «Русская старина». По поручению Тенишевой фотограф искал и приобретал предметы церковного обихода и изделия народных мастеров, работал в Талашкинских художественных мастерских, составлял опись собранных княгиней изделий.

Обосновавшись в Ярославле, он стал не только ведущим фотографом архитектуры Северной Руси, Ярославля, Ростова Великого, Вологды, но и занялся активной общественной деятельностью. Так, благодаря его фотографиям Ростовского кремля, отражавшем его плачевное состояние, было принято государственное постановление о реставрации памятника. Параллельно фотограф, избранный действительным членом Императорского археологического общества, участвовал в экспедициях проф. Кондакова в Палестину и на Афон. А после переезда в Москву в 1880-х, прославится как один из крупнейших знатоков русских древностей, коллекционером и замечательным фотографом древнерусской архитектуры. Барщевский участвовал в археологических и архитектурных экспедициях по Волге, Русскому Северу, на Кавказе, в Сирии, где сделал не меньше тысячи снимков памятников раннехристианского искусства.

И.Ф. Барщевским был выработан метод съемки памятника архитектуры, которым пользуются фотографы и по сей день.

Мастер снимает здание с различных наиболее выигрышных точек, потом делает съемку частей фасада, интерьера и его деталей, все заканчивается фотографированием декора стен и утвари. Для каждого объекта он находит особую точку съемки, раскрывающую всю красоту и своеобразие постройки.

В 1883 году Иван Федорович Барщевский официально становится фотографом Императорской Академии художеств, и в этом статусе сотрудничает с Московским Археологическим обществом, Императорской археологической комиссией. Его коллегами и друзьями стали крупнейшие исследователи и архитекторы того времени.

Именно его фотографиями был проиллюстрирован первый в нашей истории учебник русской архитектуры академика Андрея Павлинова, который вышел в свет в 1894 г. А в начале XX в. Игорь Грабарь использует фотографии Барщевского в знаменитой «Истории русского искусства». В учебнике Владимира Суслова также есть снимки Барщевского.

С 1899 г. Иван Федорович живет в Смоленске, и возглавляет школу и музей «Русская старина» в Талашкино. После 1917 г. он стал директором историко-этнографического музея в Смоленске, фонд которого защищал от расхищения (за что был уволен и лишен пенсии). Теперь уже Ивана Федоровича защищал Игорь Грабарь…

В 1933 году переезжает в Коломенское, к знаменитому архитектору-реставратору П.Д. Барановскому, и до самой своей кончины в 1948 году работает там хранителем Музея народного творчества. Несмотря на почтенный возраст — 82 года, он вместе с учеными активно исследует и фотографирует памятники архитектуры, а также занимается реставрацией коллекций керамики, слюды, металла...

Собрания российских музеев насчитывают около 3 000 его фотографий. И что удивительно – будучи совсем небогатым человеком, на свои личные деньги Иван Федорович издал около 50 альбомов своих снимков. Благодаря им мы можем сегодня в деталях рассматривать, как выглядели храмы России во второй половине XIX – начале XX вв.

Некоторых из этих памятников архитектуры уже не существует, некоторые изменили свой облик до неузнаваемости.

Недавно была издана новая книга фотографий Барщевского.Любители архитектуры найдут в них множество деталей и потрясающих ракурсов, которые позволили им стать полноценным фотоисточником для историков и искусствоведов.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Aлександр
11.07.2021 14:48
Треморье это возрождение центра силы ВКЛ нравится это кому то или нет
Сирожа Марине
11.07.2021 14:36
/и в простых избах тоже было на что посмотреть, да глазу порадоваться. /

Порадуйтесь лучше на фото Максима Дмитриева. Вот там архитектура - закачаешься! Особенно альбом из Н.Новгорода. А уж как в простых избах глаз радуется - вы не поверите.
Марина_
29.06.2021 19:18
Увидеть глазами фотографа - совсем иное, чем своими, пусть даже очень зоркими - необыкновенные детали открываются. Мда ...Вот это архитектура, которая присутствовала не только в храмах - и в простых избах тоже было на что посмотреть, да глазу порадоваться. А сейчас - стекляшки - зеркальное отражение смотрящего и видящего только себя самого человека. Мне, например, очень неприятно, когда Москву показывают изображением Москвы-Сити - это не Москва, а СИТИ, как не вертите. Сити, которых по всему миру как клонов. Автору - спасибо - порадовали.
Лариса
26.06.2021 19:25
Настоящее окно в минувший мир! Замечательный фотохудожник и отличная статья!
марина
25.06.2021 15:24
Сколько же на Руси забытых гениев своего дела!? Стыдно, что о них узнаешь десятилетия спустя. Спасибо вашему Фонду историческому, Наталье Нарочницкой, что напоминаете о них, а порой и из забвения их извлекаете. Большая заслуга и этой рубрике, ее ведущей Максимовой. Всегда с удовольствием следую ее подсказкам - что где исторического посмотреть.

Эксклюзив
15.10.2021
Валерий Панов
Чем вызвана необходимость амнистии гастарбайтеров-нарушителей?
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.