Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Эпоха великих голландцев

Эпоха великих голландцев

ГМИИ имени А.С. Пушкина впервые в России представляет шедевры Лейденской коллекции
Подготовила Мария Максимова
02.04.2018
Эпоха великих голландцев

Это самое крупное личное собрание голландской живописи XVII века. Ее основал в 2003 году американец Томас Каплан. «Коллекция уникальная. За 15 лет собрать 13 "рембрандтов"! Можно ли себе такое представить?! Это невозможно!», – не удержалась от восторга директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак, открывая выставку.

В Москву привезли 13 полотен великого мастера и еще несколько десятков картин его учеников и художников, которые входили в Лейденскую школу живописи. Именно в честь родного города Рембрандта американский коллекционер Томас Каплан и назвал свою коллекцию. Директор Пушкинского музея Марина Лошак познакомилась с ним на открытии аналогичной выставки в прошлом году в Лувре и предложила привезти ее в Москву.

Всего в собрании Томаса и его жены Дафны 250 картин и рисунков золотого для голландской живописи XVII века. На открытии выставки коллекционер с азартом рассказывал, как он с жадностью приобретал картину за картиной.

«Когда мы начали собирать коллекцию, мы в среднем покупали по одной картине в неделю, и так продолжалось 5 лет. Конечно, Екатерина II приобрела бы такую коллекцию, как наша, за один день», – улыбается коллекционер.

Томас Каплан, который помимо прочего является владельцем частной коллекции военных самолетов (не игрушечных, настоящих), говорил о картинах Рембрандта так вдохновенно, как будто каждую из них художник писал по его заказу.

«Французский философ Андре Мальро однажды сказал, что Рембрандт был первым художником, который своей живописью прикоснулся к душам людей. Собирать его полотна – это не привилегия, это возможность отдать должное великому художнику. Я благодарю Россию за то, что она позволила представить нашу коллекцию в двух государственных музеях – Пушкинском и Эрмитаже», – подчеркнул коллекционер.

Среди шедевров, которые увидит посетитель выставки, есть и одна картина Яна Вермеера Делфтского. Это «Девушка за вёрджинелом» – единственная работа зрелого периода творчества великого мастера, которая находится в частной коллекции. В мире известно всего тридцать шесть его произведений. В собраниях российских музеев творений мастера вообще нет. Так что у нашего ценителя искусств появилась уникальная возможность увидеть одно из них. Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера – «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.

Бонусом для всех, кто придет на выставку, станет и небольшая картина, не имеющая отношения к голландской живописи. Но это жемчужина всей Лейденской коллекции. На первый взгляд, ничего особенного: карандашный рисунок головы медведя. Но весь фокус в том, кто автор. Это Леонардо да Винчи!

Всего в представленной экспозиции «Эпоха Рембрандта и Вермеера» в Пушкинском – 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России, – восемьдесят картин и два рисунка.

Выставка рассказывает об истоках творчества Рембрандта, о его отношениях с соперниками и соратниками (так, экспозиция включает работы его учителя Питера Ластмана, друга и коллеги Яна Ливенса, с которым он делил в Лейдене одну мастерскую), а также о тех живописных традициях, что сложились в Голландии и внесли огромный вклад в развитие всего мирового искусства. Выставка отражает и глубокий интерес, наблюдающийся в России на протяжении вот уже более трехсот лет к голландскому искусству.

Страстно влюбленные в творения Рембрандта и мастеров его времени (отсюда название – Лейденская коллекция) супруги Каплан благодаря неустанным поискам за сравнительно короткий срок стали обладателями удивительного по художественной значимости собрания произведений голландской живописи. Томас и Дафна приобрели практически все аутентичные работы Рембрандта, которые изредка появлялись на международном антикварном рынке в последние 15 лет. И не только Рембрандта, но и многих его современников. В наше время, когда творения гениев классического искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и известными частными собраниями, имеющими глубокие исторические корни, супруги Каплан предприняли и успешно осуществили, казалось бы, несбыточный проект. Они собрали «с нуля» представительную и разнообразную по тематике коллекцию картин великих художников и многочисленных камерных произведений лейденских мастеров – представителей так называемой тонкой живописи (fijnschilderei). Лейденская коллекция, ядро которой составляет собрание работ Рембрандта, по своим масштабу и насыщенности уступает разве что ведущим национальным музеям мира. Выставка в Москве – часть ее мирового турне. Она уже побывала в Париже и Шанхае. После Пушкинского и Эрмитажа, куда выставка переедет в середине лета, собрание отправится в Абу-Даби.

По материалам СМИ


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..