Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Дерзновенный проект

Дерзновенный проект

В Музее Москвы открылась выставка, посвященная 100-летию плана ГОЭЛРО
Подготовила Мария Максимова
18.08.2021
Дерзновенный проект

Экспозиция рассказывает о том, как электрификация страны повлияла на советское искусство: кино, архитектуру, музыку, театр, литературу, дизайн, изобразительное искусство. О том, как строительство ГЭС вдохновляло художников и поэтов, откуда пошло выражение «лампочка Ильича», и как Герберт Уэллс невольно помог советской пропаганде.

Решение электрифицировать всю страну, окончательно принятое в 1921 году, повлияло на все стороны жизни в СССР — даже на искусство. Большое внимание кураторы выставки Александра Селиванова и Катерина Телегина уделили произведениям 1920-1930-х годов, вдохновленным темой электричества. В то время оно воспринималось не как что-то обыденное, а как самое настоящее чудо.

Пространство выставки разделено на несколько зон: «Свет», «Ток», «Станции», «Линии», «Город». Каждая из них рассказывает о том, как электрификация повлияла не только на жизнь простых людей, но и на разные виды искусства.

«Тебе светло? Этот свет от электрической станции», — таким сообщением встречает посетителей выставки один из плакатов начала 1920-х годов. План электрификации был утвержден в 1920 году, окончательно принят в 1921-м — после этого события началась массовая информационная кампания, призванная донести до каждого жителя страны его важность. Среди документальных экспонатов того времени, иллюстрирующих этот процесс, — бумажная карта с намеченным планом работы, просветительские брошюры и конспект доклада Глеба Кржижановского о плане ГОЭЛРО 1920 года.

В 1921 году Ленин с Кржижановским представили в Большом театре большую карту электрификации. В нее были встроены лампочки, которые загорались при нажатии кнопки — они символизировали будущие электростанции. Интересный факт: для того чтобы хватило электроэнергии и мощности для такого количества лампочек, пришлось выключить свет в Кремле. Создатели выставки вспомнили об этом эпизоде и сделали похожую подсвеченную карту. На ней также отмечены первые электростанции, которые появились до Великой Отечественной войны.

План электрификации вызвал тогда бурную полемику. Далеко не все верили в то, что смелую идею удастся осуществить. В числе скептиков был и известный английский писатель-фантаст Герберт Уэллс, который в 1920 году побывал в Москве и Петрограде. Автор «Войны миров» и «Машины времени» заявил по этому поводу, что Ленин — утопист.

«Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасли торговля и промышленность?» — вопрошал писатель.

Тем не менее «дерзновенный проект» вскоре был успешно осуществлен. А слова Уэллса позже пригодились советской пропаганде. Их приводили, чтобы подчеркнуть: советская власть доказала, что она способна сделать невозможное.

В популяризации электричества, пропаганде электрификации приняли участие представители творческой элиты страны. Электричество — как великая сила, символ новой страны и нового мира — вдохновляло и художников, и дизайнеров, и поэтов. Владимир Маяковский, например, создавал стихи и рисунки для «Окон РОСТА» — некоторые из них представлены на выставке. Кроме того, в экспозиции есть фотоснимки Александра Родченко, сделанные на электроламповом заводе, а также серия рекламных постеров художницы Ольги Эйгес, посвященная лампочкам. Имеется и живопись — большое соцреалистическое полотно Давида Загоскина «Женский цех завода "Севкабель"», написанное в 1936 году.

Многих вдохновляла личность самого Владимира Ленина. Очень популярны были коллажи, которые создал Эль Лисицкий, — их также можно увидеть в Музее Москвы. Представлена и работа, выполненная художником-авангардистом Сергеем Сенькиным, — он поместил бумажный профиль вождя внутрь лампочки.

Кстати, именно в начале 1920-х появилось выражение «лампочка Ильича», основанное на вполне реальной истории. Однажды крестьяне деревни Кашино прислали Ленину письмо, в котором приглашали его на открытие своей электростанции. Он приехал, а вместе с ним журналисты всех ведущих изданий. Они-то и использовали выражение «лампочка Ильича», когда Ленин собственноручно ее зажег.

Электроламповые заводы и все, что с ними связано, привлекали не только художников. Поэт-конструктивист Илья Сельвинский в 1930 году решил познакомиться с производством и устроился работать на один из таких заводов. Спустя год он опубликовал целую электрозаводскую газету в стихах. На выставке есть и сама газета, и ее макеты с набросками.

Тема электричества волновала и писателя Андрея Платонова. В 1932 году он написал пьесу «Высокое напряжение», которая увидела свет только в 1984-м, — до этого она была запрещена к печати. В центре сюжета — конфликт на электростанции, разгоревшийся между инженерами и приведший к катастрофе. На выставке можно увидеть экземпляр пьесы с печатью «неприемлемо», а рядом с ним — служебную записку политредактора Главного комитета по контролю над зрелищами и репертуаром с пояснением: помимо вызывающего сомнения сюжета, в пьесе «есть ряд моментов чисто технических, производственных, в которых я не разбираюсь».

В отдельном пространстве, скрытом черным занавесом, показывают копии работ (подлинники которых хранятся в польском городе Хелме) художника Климента Редько, который в 1922-м создал живописное направление «электроорганизм». Он превозносил в творчестве строгость, выверенность, отметал все хаотическое. На своих картинах любил изображать лампы, провода и другие элементы явно технической направленности. Еще там можно увидеть эскизы композиций, тексты теории участников «электроорганизма», а также некоторые подлинные работы. Все это экспонируется в таком объеме впервые.

«Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны», — сейчас цитаты из Ленина, как лозунги, равноправно перемежаются цитатами из, скажем, Платонова: «Электричество — легкий, неуловимый дух любви: оно выходит из всего и входит во все, где есть энергия».

Да, на советских масштабных стройках были чудовищные условия и использовался, в том числе, труд зэков; да, многие энергетики были репрессированы, однако в целом был воплощен поистине дерзновенный проект.

…На выставке представлены экспонаты не только из фонда музея — многие из них привезены из Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея В.В. Маяковского, Государственного архива Российской Федерации и др.


По материалам СМИ, в т. ч. портала Мэра Москвы




Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..