Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 октября 2021
Дерзновенный проект

Дерзновенный проект

В Музее Москвы открылась выставка, посвященная 100-летию плана ГОЭЛРО
Подготовила Мария Максимова
18.08.2021
Дерзновенный проект

Экспозиция рассказывает о том, как электрификация страны повлияла на советское искусство: кино, архитектуру, музыку, театр, литературу, дизайн, изобразительное искусство. О том, как строительство ГЭС вдохновляло художников и поэтов, откуда пошло выражение «лампочка Ильича», и как Герберт Уэллс невольно помог советской пропаганде.

Решение электрифицировать всю страну, окончательно принятое в 1921 году, повлияло на все стороны жизни в СССР — даже на искусство. Большое внимание кураторы выставки Александра Селиванова и Катерина Телегина уделили произведениям 1920-1930-х годов, вдохновленным темой электричества. В то время оно воспринималось не как что-то обыденное, а как самое настоящее чудо.

Пространство выставки разделено на несколько зон: «Свет», «Ток», «Станции», «Линии», «Город». Каждая из них рассказывает о том, как электрификация повлияла не только на жизнь простых людей, но и на разные виды искусства.

«Тебе светло? Этот свет от электрической станции», — таким сообщением встречает посетителей выставки один из плакатов начала 1920-х годов. План электрификации был утвержден в 1920 году, окончательно принят в 1921-м — после этого события началась массовая информационная кампания, призванная донести до каждого жителя страны его важность. Среди документальных экспонатов того времени, иллюстрирующих этот процесс, — бумажная карта с намеченным планом работы, просветительские брошюры и конспект доклада Глеба Кржижановского о плане ГОЭЛРО 1920 года.

В 1921 году Ленин с Кржижановским представили в Большом театре большую карту электрификации. В нее были встроены лампочки, которые загорались при нажатии кнопки — они символизировали будущие электростанции. Интересный факт: для того чтобы хватило электроэнергии и мощности для такого количества лампочек, пришлось выключить свет в Кремле. Создатели выставки вспомнили об этом эпизоде и сделали похожую подсвеченную карту. На ней также отмечены первые электростанции, которые появились до Великой Отечественной войны.

План электрификации вызвал тогда бурную полемику. Далеко не все верили в то, что смелую идею удастся осуществить. В числе скептиков был и известный английский писатель-фантаст Герберт Уэллс, который в 1920 году побывал в Москве и Петрограде. Автор «Войны миров» и «Машины времени» заявил по этому поводу, что Ленин — утопист.

«Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасли торговля и промышленность?» — вопрошал писатель.

Тем не менее «дерзновенный проект» вскоре был успешно осуществлен. А слова Уэллса позже пригодились советской пропаганде. Их приводили, чтобы подчеркнуть: советская власть доказала, что она способна сделать невозможное.

В популяризации электричества, пропаганде электрификации приняли участие представители творческой элиты страны. Электричество — как великая сила, символ новой страны и нового мира — вдохновляло и художников, и дизайнеров, и поэтов. Владимир Маяковский, например, создавал стихи и рисунки для «Окон РОСТА» — некоторые из них представлены на выставке. Кроме того, в экспозиции есть фотоснимки Александра Родченко, сделанные на электроламповом заводе, а также серия рекламных постеров художницы Ольги Эйгес, посвященная лампочкам. Имеется и живопись — большое соцреалистическое полотно Давида Загоскина «Женский цех завода "Севкабель"», написанное в 1936 году.

Многих вдохновляла личность самого Владимира Ленина. Очень популярны были коллажи, которые создал Эль Лисицкий, — их также можно увидеть в Музее Москвы. Представлена и работа, выполненная художником-авангардистом Сергеем Сенькиным, — он поместил бумажный профиль вождя внутрь лампочки.

Кстати, именно в начале 1920-х появилось выражение «лампочка Ильича», основанное на вполне реальной истории. Однажды крестьяне деревни Кашино прислали Ленину письмо, в котором приглашали его на открытие своей электростанции. Он приехал, а вместе с ним журналисты всех ведущих изданий. Они-то и использовали выражение «лампочка Ильича», когда Ленин собственноручно ее зажег.

Электроламповые заводы и все, что с ними связано, привлекали не только художников. Поэт-конструктивист Илья Сельвинский в 1930 году решил познакомиться с производством и устроился работать на один из таких заводов. Спустя год он опубликовал целую электрозаводскую газету в стихах. На выставке есть и сама газета, и ее макеты с набросками.

Тема электричества волновала и писателя Андрея Платонова. В 1932 году он написал пьесу «Высокое напряжение», которая увидела свет только в 1984-м, — до этого она была запрещена к печати. В центре сюжета — конфликт на электростанции, разгоревшийся между инженерами и приведший к катастрофе. На выставке можно увидеть экземпляр пьесы с печатью «неприемлемо», а рядом с ним — служебную записку политредактора Главного комитета по контролю над зрелищами и репертуаром с пояснением: помимо вызывающего сомнения сюжета, в пьесе «есть ряд моментов чисто технических, производственных, в которых я не разбираюсь».

В отдельном пространстве, скрытом черным занавесом, показывают копии работ (подлинники которых хранятся в польском городе Хелме) художника Климента Редько, который в 1922-м создал живописное направление «электроорганизм». Он превозносил в творчестве строгость, выверенность, отметал все хаотическое. На своих картинах любил изображать лампы, провода и другие элементы явно технической направленности. Еще там можно увидеть эскизы композиций, тексты теории участников «электроорганизма», а также некоторые подлинные работы. Все это экспонируется в таком объеме впервые.

«Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны», — сейчас цитаты из Ленина, как лозунги, равноправно перемежаются цитатами из, скажем, Платонова: «Электричество — легкий, неуловимый дух любви: оно выходит из всего и входит во все, где есть энергия».

Да, на советских масштабных стройках были чудовищные условия и использовался, в том числе, труд зэков; да, многие энергетики были репрессированы, однако в целом был воплощен поистине дерзновенный проект.

…На выставке представлены экспонаты не только из фонда музея — многие из них привезены из Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея В.В. Маяковского, Государственного архива Российской Федерации и др.


По материалам СМИ, в т. ч. портала Мэра Москвы




Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Сирожа Ан.Ан
21.08.2021 11:24
/Но кто же автор и разработчик проекта? /

Николай 2?
Сирожа
21.08.2021 11:23
/просветительские брошюры /

Вот за что уважаю большевиков! Что, даже шапочках из фольги никто не носил и опоры ЛЭП не валил?
Серж
19.08.2021 12:34
Очень интересный материал. Вот оно лицо советского прорыва. Так что не надо ля-ля про пагубную смену формаций. Всё шло своим путём.
Ан.Ан.
19.08.2021 6:53
Но кто же автор и разработчик проекта? Об этом никто не говорит.  Должен же быть генеральный конструктор. Или В.И.Ленин не только лампочку Ильича создал а еще и Ленинский план ГОЭЛРО ?

Эксклюзив
15.10.2021
Валерий Панов
Чем вызвана необходимость амнистии гастарбайтеров-нарушителей?
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.