Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Царь-освободитель

Царь-освободитель

Уникальная экспозиция в ГИМе посвящена 200-летию со дня рождения императора Александра II (1818–1881)
Подготовила Мария Максимова
22.05.2018
Царь-освободитель

Государственный исторический музей, воздавая должное выдающемуся реформатору, вошедшему в историю в первую очередь благодаря отмене крепостного права в России, открыл масштабный выставочный проект «Александр II Освободитель». Цель проекта – представить основные события четвертьвекового правления императора, а также беспристрастно рассказать о нем как о человеке, чья судьба оказалась столь трагичной. Гибель Александра II, ставшего жертвой зарождавшегося русского терроризма, явилась грозной предвестницей грядущего кровопролитного столкновения власти и общества.

Удивительно точное и тонкое определение загадочной и глубоко трагичной судьбы царя-освободителя дал великий русский историк В.О. Ключевский: «Александру II досталось наследство, обремененное запоздалыми преобразовательными вопросами, давно просроченными обещаниями и недавними тяжкими утратами... императору Александру II пришлось протаскивать свои реформы... Он заметно отличался от своих ближайших предшественников отсутствием наклонности играть царя... по возможности оставался самим собой и в повседневном, и в выходном обращении, говорил как ни попало, первыми подвернувшимися словами, не заботясь о впечатлении, действовал, как находил нужным в данную минуту, не задумываясь много над последствиями. Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался».

Выставка подробно рассказывает обо всех периодах жизни великого императора – с момента рождения до последних часов жизни Александра II после покушения народовольцев. Среди уникальных экспонатов выставки – крест, сделанный из стекла, вылетевшего при взрыве кареты Александра II в день его гибели.

Для Государственного исторического музея этот выставочный проект особенный: Александр II, помимо всего прочего, был еще и основателем ГИМа. О масштабе экспозиции можно судить не столько по количеству экспонатов, сколько по их уникальности: некоторые вещи, такие как, например, походный стул Александра II, сопровождавший его в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, вообще никогда раньше на территории России не выставлялись.

Экспозиция, осмотр которой у въедливого посетителя наверняка займёт не один час, построена по хронологическому принципу. Уже в первом зале посетителя встречают вещи, связанные с рождением наследника царского престола, среди них, например, два детских мундира, переданные на выставку музеем-заповедником «Царское Село». Один из них изготовили, когда Александру II было всего несколько недель: спустя 7 лет именно в этом мундире в день восстания декабристов его вынес на руках император Николай I, чтобы представить своего наследника Лейб-гвардии Сапёрному батальону, который первым явился на защиту Зимнего дворца. Среди наиболее интересных экспонатов также портрет цесаревича Александра Николаевича во младенчестве: неизвестный художник изобразил его на фоне Московского Кремля.

«Эта выставка – дань Москве, потому что Александр II был вторым после Петра Великого императором, кто появился на свет в Москве. Он родился в Николаевском дворце Московского Кремля, который сейчас, к сожалению, уже не существует. Рядом с ним был поставлен один из самых красивых и монументальных памятников Александру II, который был уничтожен после 1917 года», – рассказал на открытии выставки директор ГИМа Алексей Левыкин.

Цесаревич Александр Николаевич был провозглашён наследником императорской короны в 1825 году, сразу после того, как его отец Николай I вступил на престол. Воспитанию мальчика уделяли особое внимание, он получил блестящее домашнее образование. Александр II свободно владел английским, немецким, французским, польским и русским языками – в экспозиции представлены, например, тетради с многочисленными переводами 10-летнего цесаревича. Все это составило прекрасную базу для будущего императора, вошедшего в историю как один из величайших российских реформаторов.

«В перечне достижений Александра II целый список фундаментальных реформ, совершённых им в различных сферах государственного управления, в сферах экономики и общественной жизни нашей страны. Это, конечно же, судебная реформа, которая создала независимый суд, адвокатуру, институт независимой прокуратуры. Это, безусловно, реформа местного самоуправления, так называемая земская реформа, это кардинальная модернизация армии, реформа школьного и университетского образования, построение государственной системы финансов и бюджета. И конечно же, отмена крепостного права», – отметил председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, одним из первых осмотревший экспозицию.

Кроме того, за 25 лет правления Александра II страна пережила небывалый промышленный подъём: достаточно сказать, что объемы выплавки стали и чугуна возросли в 2,5 раза, а протяжённость железных дорог увеличилась в 15 раз. Александра II можно было бы назвать бриллиантом российской государственности, хотя уместнее было бы вспомнить про другой камень – александрит, найденный в день совершеннолетия Александра II на Урале и названный так именно в его честь. С именем Александра II связано немало занимательных человеческих историй: так, например, во время своего путешествия по Европе в 1839 году он едва не влюбился в королеву Великобритании Викторию. Стоит отметить, что чувства эти были взаимными и это очень насторожило императорскую чету в Петербурге: перспектива превращения наследника российского престола в британского принца-консорта совершенно не входила в планы Зимнего дворца. В конечном счёте невесту будущий император нашел себе в Дармштадте – ей стала принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская. На выставке впервые экспонируется всё, что осталось от знаменитого свадебного сервиза супружеской четы, изготовленного на Императорском фарфоровом заводе.

Особое место в экспозиции занимает коронация императора Александра II. Он венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля 8 сентября 1856 года. Посетители могут видеть десятки гравюр с изображением первопрестольной, например, торжественный проезд процессии по Тверской, а также изображения военных манёвров, проходивших в Москве, памятные медали и подлинные ноты марша Иоганна Штрауса, написанного в честь коронации, где композитор именуется на русский манер – просто Иваном.

Среди наиболее интересных экспонатов – детали парадной конной упряжки для коронационного выезда, изготовленной шорной мастерской «Вальтер и Кох», имевшей статус поставщика двора Его Императорского Величества. Конная шестёрка предстает перед посетителями в натуральную величину. Всего было подготовлено 26 таких парадных комплектов, однако до наших дней дошёл только один из них.

Ещё одна интересная глава биографии Александра II, которая в полной мере иллюстрирует его характер, – это Кавказская война. Впервые он выехал на Кавказ по поручению отца в 1850 году, когда участвовал в столкновении с чеченцами. Увидев небольшой вражеский отряд, Александр II, на тот момент еще только наследник престола, устремился за ним в одиночку. Следом за ним наперерез кинулся весь конвой.

«Оружие убитого командира отряда Александру преподнесли в качестве трофея, за этот бой он получил Георгиевский крест. Это был его личный Георгиевский крест, который он во время Русско-турецкой войны после взятия Плевны в 1877 году и пленения Осман-паши снял с себя и отдал не кому-нибудь, а командующему астраханским полком генералу Леониду Ксенофонтовичу Квитницкому», – рассказал куратор выставки Андрей Яновский.

Русско-турецкой войне 1877-1878 годов на выставке посвящён отдельный зал. В этой военной кампании Александр II лично принимал участие. И она стала одной из самых успешных – по итогам войны целый ряд стран Балканского полуострова, включая Болгарию, находившуюся под турками на протяжении почти пяти веков, обрел независимость. Русские войска дошли до самого Константинополя, вынудив турок капитулировать.

Но, пожалуй, самая значимая часть экспозиции, повествует о череде покушений на жизнь императора. За время его правления их было в общей сложности семь. Первое произошло в 1866 году, когда в Летнем саду в государя стрелял дворянин Дмитрий Каракозов. Император чудом избежал смерти – его спас крестьянин Осип Комиссаров. В экспозиции представлен «счастливый мундир» Александра II, в котором он был в день покушения. Именно этот мундир – офицерский сюртук Лейб-гвардии Конного полка – император предпочитал надевать чаще, чем любую другую форму. Затем было покушение деятеля польского освободительного движения Антона Березовского в Париже. После этого в жизни императора наступило некоторое затишье, однако позже последовала целая серия покушений. Террористы пытались взорвать поезд императора, который следовал из Ливадии. Александра II спас опять же счастливый случай: царский поезд в тот раз прошёл первым вместо состава с багажом, который шёл за ним следом. Подпольная террористическая организация «Народная воля» целенаправленно и систематически готовила цареубийство. Террористам удалось пробраться даже в Зимний дворец: революционер Степан Халтурин заложил бомбу в столовой, где должен был обедать император, – сто с лишним килограммов динамита. В результате этого взрыва погибли 11 человек из конвоя императора, однако сам Александр II не пострадал: ожидая гостей, которые задержались из-за снежных заносов, он на обед опоздал. Репродукции с изображением разрушенной желтой столовой Зимнего дворца, а также литографии похорон жертв этого теракта представлены в экспозиции, как и памятная медаль весом 300 граммов чистого золота, которая вручалась лишь самому узкому кругу приближенных императора.

В результате последнего нападения народовольцев в марте 1881 года Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге. Александр II скончался через несколько часов в Зимнем дворце и был погребен в родовой усыпальнице династии Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. На месте гибели Александра II в 1907 году был воздвигнут храм Спаса-на-Крови…


В работе над проектом кроме самого ГИМа принимали участие ведущие музеи страны – Государственный Эрмитаж, музей-заповедник «Царское Село», Егорьевский историко–художественный музей, Государственный архив Российской Федерации и частные коллекционеры.

Экспозиция открыта для посетителей до 15 октября 2018 года.

По материалам СМИ


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..