«Белая роза»

В Московском выставочном комплексе Исторического музея – музее Отечественной войны 1812 года на Красной Площади – открылась выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы». Проект приурочен к юбилею Александры Федоровны – супруги императора Николая I.
Более 400 уникальных экспонатов впервые покинули историческую экспозицию дворца «Коттедж» (1829), красивейшего сооружения в отдаленном уголке Петергофа, скромного, но любимого монаршей семьей.
Принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, будущая российская императрица, родилась 1 июля 1798 г. в семье прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы. В детстве маленькая Шарлотта любила гулять по саду, благоухающем розами. Юную мечтательницу самые близкие называли «Blanche fleur» (Белая роза), по имени героини популярного в то время рыцарского романа «Волшебное кольцо». Образ прекрасной принцессы Александра Федоровна пронесла через всю жизнь, сохраняя при этом духовную стойкость и силу характера, а роза, как истинно королевский цветок, стала ее талисманом.
Вопреки известному утверждению, счастливо жениться по любви русским монархам все же удавалось: чувственная история взаимоотношений самой красивой пары Европы рассказана через уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, трогательные семейные реликвии, личные вещи членов царской семьи, художественные произведения из Петергофской императорской резиденции.
«Долгожданный показ в Москве коллекции, несомненно, будет интересен любителям истории и ценителям классического европейского искусства. Выставка рассказывает о семье императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, истории их любви и домашних традициях. Часть этих добрых традиций венценосного семейства, как например, устраивать детские рождественские елки и дарить подарки, стали частью и нашей жизни, – сказал на открытии выставки Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного исторического музея.
«Счастливая семья – лучшая популяризация семейных ценностей. Организаторам выставки удалось невероятно талантливо рассказать личную историю семьи императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, – отметила Елена Харламова, директор Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации.
В политической жизни страны Александра Федоровна не оставила заметного следа. Она не стремилась занять престол, не вмешивалась в государственные дела и, по ее собственному признанию, на троне оставалась только «подругой» своего царственного мужа. В то же время, олицетворяя монархическую власть, она во многом определяла ценностные ориентиры подданных. На протяжении многих лет императрица возглавляла управление женскими воспитательными и образовательными учреждениями и тратила больше двух третей своих личных средств на оказание помощи нуждающимся, пожертвования и пособия разным организациям и обществам.
Любящая и любимая жена, мать семерых детей Александра Федоровна утверждала традиционные ценности и подавала современникам пример идеальных семейных отношений. Выбирая изделия отечественных фабрикантов для убранства своих покоев в зимних и летних резиденциях, императрица поощряла развитие русской художественной промышленности.
В экспозиции представлена коллекция произведений искусства, собранная императрицей. С особым вниманием она относилась к работам русских художников (пейзажи О.А. Кипренского, И.А.Айвазовского, жанровый портрет кисти любимого ученика К.П. Брюллова Ф.А. Моллера).
В экспозиции представлены вещи, окружавшие императрицу в их с Николаем I любимой летней резиденции – Петергофе. По воле Николая I в 1820-1840-х гг. здесь был создан дворцово-парковый ансамбль, посвященный любимой супруге, – Александрия с небольшим уютным дворцом «Коттедж».
Это место воспринималось царствовавшей четой не только как декорация для проведения официальных торжественных церемоний, но и как семейная дача, где все устроено согласно их личному вкусу и пожеланиям.
Предметы обстановки этих дворцов и павильонов, личные вещи государыни не только отражают историко-культурные интересы, но позволяют понять ценностные приоритеты Александры Федоровны, что для нее являлось истинным сокровищем.
Во время Великой Отечественной войны эта коллекция была под угрозой уничтожения – захватив «Коттедж», немцы без зазрения совести избавлялись и от интерьера, и от находившихся там исторических ценностей. К счастью, большую часть предметов обихода царской семьи удалось эвакуировать. Так сохранились до наших дней и семейные реликвии, и милые безделицы, напоминавшие императрице об отчем доме.
Выставка продлится до 12 февраля 2024 г.