Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024

Ах, Эрмитаж…

Самому крупному государственному музею России – 250 лет
Подготовила Мария Максимова
17.12.2014
Ах, Эрмитаж…

Эрмитаж сегодня – это целый музейный комплекс из 5 зданий, располагающихся на набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Сердце Эрмитажа - Зимний дворец, построенный Растрелли в середине XVIII века. Коллекция насчитывает примерно три миллиона экспонатов. Это уникальное хранилище российского национального достояния.

А начиналась история музея с небольшой коллекции, которая собиралась известной ценительницей прекрасного Екатериной II. Приобретенные ею произведения искусства изначально занимали небольшое помещение во дворце. Дворцовый флигель стали называть Малый Эрмитаж (от фр. – уединенное, закрытое место). С каждым годом количество экспонатов увеличивалось, и в 1852 году для уже внушительной коллекции был создан Императорский Эрмитаж, открывший свои двери для всех желающих.

К нынешнему юбилею в Гербовом и Пикетном залах Зимнего дворца открылась выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени». На ней представлено около 260 памятников, прошедших реставрацию в Отделе научной реставрации и консервации музея. Экспонаты раскрывают всю полноту деятельности художников-реставраторов музея. Каждый раздел выставки дополняется тематически связанным с ним видеофильмом, показывающим, в каком состоянии была картина или скульптура до реставрации и как с процессом восстановления она оживала.

Целый ряд произведений, реставрация которых была недавно завершена в Эрмитаже, уже находится в залах музея. Среди них: «Бегство в Египет» – шедевр раннего Тициана, «Благовещение» Джованни Батиста Чимы да Конельяно, икона неизвестного художника Сиенской школы начала XV века – «Мадонна с младенцем на троне и ангелами. Сцены из жития Мадонны и Христа» (в клеймах), статуя Афины Римской II века и многие другие.

Открывает экспозицию триптих кисти Гуго ван дер Гуса (1435/1440-1482) «Поклонение волхвов» – жемчужина собрания нидерландской живописи Эрмитажа, более пяти лет находившаяся на реставрации в Лаборатории научной реставрации станковой живописи. Благодаря труду реставраторов перед нами предстают также шедевры западноевропейских мастеров: «Мадонна делле Грацие» Лоренцо Лотто (1542), «Портрет молодого человека в черном костюме с кружевным воротником» кисти Рембрандта (1634), «Площадь Согласия (Граф Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)» Эдгара Дега (1876), являющаяся важнейшей вехой во французской живописи XIX века, «Бассейн в гареме» Жан-Леона Жерома. Восхищают своим великолепием иконы. Среди них «Богоматерь с Младенцем Элеуса» (Средиземноморье. Середина XV в.), «Положение во гроб» (Критская школа. Конец XVI – нач. XVII в).

В Лаборатории научной реставрации темперной живописи осуществляется реставрация памятников западноевропейской средневековой и древнерусской живописи на деревянной основе. Среди обретших новую жизнь ценнейшие русские иконы и произведения итальянских мастеров разных школ: «Мадонна Смирения» Пьетро да Кордова (XIV в., Тосканская школа), «Распятие с Мадонной, святыми Иоанном, Иеронимом, Франциском и Марией Магдалиной», Марко Палмеццано (XVI в., Школа Романьи).

Фрагменты высокохудожественной стенной росписи – «Сцена охоты» (VI в.), древнеегипетский расписной картонаж говорят о работе реставраторов Лаборатории научной реставрации монументальной живописи.

Малахитовая чаша (Петергофская гранильная фабрика, 1850 г.), показанная на выставке - пример уникальной масштабной реставрации, проведенной в Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня. В этом же разделе выставки можно увидеть великолепные произведения античных мастеров, возрожденные реставраторами музея: «Мальчик с кувшином», «Голова Афродиты».

За период существования Лаборатории научной реставрации графики прошли реставрацию и консервацию около 25 тысяч произведений различных техник, книг и документов из фондов и Архива Эрмитажа. Среди них уникальный исторический памятник рубежа XIX–XX веков – панорама из девяти рулонов (общей длиной около 900 метров) П.Я. Пясецкого «"Великий Сибирский путь. Транссибирская железнодорожная магистраль (1894–1899 гг.)"», на выставке представлен третий рулон – «Дупленская–Обь». Особое внимание уделено древнерусским рукописным текстам, грамотам, среди которых жалованная грамота 1665 года царя Алексея Михайловича.

Лаборатория научной реставрации тканей вернула к жизни целый ряд шедевров, среди них: «Костюм парадный императора Петра Великого», в котором он присутствовал на коронации Екатерины I, более 260 лет находившийся в постоянном экспонировании на восковой фигуре Петра I, платье из шелкового муара с кружевом, принадлежавшее императрице Марии Федоровне, маскарадный костюм княгини З.Н. Юсуповой. Деятельность самой молодой реставрационной лаборатории научной реставрации фотоматериалов (создана в 2011 году) представлена работами начала XX века и образцами современной фотографии.

Выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени» рассказывает о том, насколько изменились за последние годы возможности реставраторов. При нынешних технологиях они способны вернуть к жизни предмет, который практически превратился в прах. И при этом имена этих уникальных мастеров всегда остаются за кадром...

По материалам СМИ


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.