Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 августа 2019
Права человека в осажденной крепости

Права человека в осажденной крепости

Рецензия на очередной выпуск экспертного издания ФИП «Звенья» - «Гуманитарный и правозащитный аспекты неурегулированности приднестровского конфликта»
Мария Светланова
26.10.2007
Права человека в осажденной крепости
Фонд исторической перспективы (ФИП) выпустил очередной номер экспертного издания "Звенья", подготовленный по материалам круглого стола, прошедшего в стенах Фонда 28 марта 2007 года. На этот раз сборник посвящен гуманитарному и правозащитному аспектам неурегулированности приднестровского конфликта.


Напомним, что Фонд регулярно проводит экспертные круглые столы и конференции по наиболее актуальным проблемам международной жизни и общественной ситуации в России, в результате которых готовятся к печати специализированные издания.
Важной особенностью и большим плюсом нынешнего сборника "Звенья" является тот факт, что он аккумулировал в себе точки зрения на проблему непризнанности Приднестровской Молдавской Республики как "внутренних", так и "внешних наблюдателей". Здесь мы можем ознакомиться с доказательной экспертной позицией представителей ПМР и российских политологов-аналитиков. Авторы настоящего сборника осуществляют поистине мозговой штурм, пытаясь в совокупности осмыслить правовой аспект жизнедеятельности государства в условиях непризнанного статуса, социально-экономические реалии и социальную ситуацию в современном Приднестровье, социальные последствия блокады ПМР и т.д.
Во вступительном слове президент ФИП Н.А. Нарочницкая обращает особое внимание на непростую, тупиковую ситуацию, в которой на данном этапе оказались права человека в Приднестровье.
По мнению президента Фонда, необходимо отдавать себе отчет в том, что территория Приднестровья между западным и славянским миром является ключом к восточноевропейскому региону. С этими моментами закономерно связана задача, которую Н.А. Нарочницкая ставит перед экспертным сообществом – "не ожидая, когда этот конфликт начнут урегулировать другие, зная, что он вписан в очень сложный международный контекст, взять инициативу в свои руки. Создать такие дискуссионные площадки, на которых можно было бы не только ставить вопросы и свободно обмениваться мнениями, но и разрабатывать арсенал конкретных рекомендаций для реальных политиков, вооружать методикой, информацией, аргументами работающих в этой сфере приднестровских и российских депутатов. И кто знает, может быть, начав с решения проблем, которые, казалось бы, не влекут за собой немедленных и радикальных юридических следствий, мы тем самым сделаем гораздо больше для продвижения этой темы. И огромная геополитическая, военно-стратегическая и прежде всего – человеческая драма в центре Европы получит наконец разрешение в том направлении, которое предполагает историческая справедливость".
Специальный Представитель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по межпарламентским связям, Генеральный Секретарь Межпарламентской ассамблеи государств-участников Сообщества "За демократию и права народов" Г.С. Маракуца рассматривает экономическую блокаду Приднестровья в аспекте соблюдения норм международного права и гуманитарных норм. По мнению политика, эта блокада представляет собой классический сценарий торгового эмбарго. Поскольку, как отмечает Маракуца, международно-правовых оснований для введения новых таможенных правил, являющихся, по сути, экономическими санкциями, у Украины нет и быть не может, а доводы Молдовы о том, что Приднестровье, пользуясь своими таможенными реквизитами, осуществляет массовый экспорт оружия, контрабанду наркотиков, бесконтрольный и массовый трафик людей, являются намеренной клеветой. Решение данной проблемы Представитель Верховного Совета ПМР видит в возвращении Приднестровья и Молдовы за стол переговоров, что возможно лишь при условии восстановления существовавшего с 1997 года статус-кво в торговле.
Во всех выступлениях представителей руководства ПМР проходит рефреном факт непротиворечия норм, закрепленных в Конституции Приднестровья, нормам международного права.
Так, например, Председатель Комиссии Верховного Совета ПМР по внешней политике и международным связям С.Ф. Чебан полагает важным моментом в развитии Приднестровья как правового государства признание положений различных международных документов рамочными нормами права на территории ПМР: "Это, с одной стороны, дает импульс к развитию приднестровского законодательства, а с другой стороны показывает открытость правового поля Приднестровья для других международных субъектов в условиях невозможности полноправно участвовать в Европейских Конвенциях или Конвенциях ООН".
Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований, специалист по странам СНГ Т.С. Гузенкова представляет в сборнике результаты актуального экспертного исследования, проведенного в Тирасполе в феврале 2007 года, и показывает неоднозначность и проблематичность правозащитного вопроса в Приднестровье. Так, она высказывает опасения относительно того, что правозащитная тематика может стать ещё одним полем битвы, сферой конфликта для участников процесса урегулирования: "В случае перевода проблематики прав человека в ее принятой ныне интерпретации в повестку переговоров возникает риск формирования очередной тупиковой ситуации. Каждая из сторон, скорее всего, будет по-своему интерпретировать правозащитный компонент. Это, в свою очередь, способно создать дополнительный фактор конфронтации". А потому, убеждена эксперт, необходимо вырабатывать иные критерии оценки и подходы в обеспечении прав человека в условиях непризнанности.
Заместитель директора Института стран СНГ В.Л. Жарихин называет приднестровский конфликт первой серьезной трещиной в цивилизационном разломе, переживаемом Европой. Политолог соглашается с выбранным курсом руководства Приднестровья на независимость, который он называет наиболее правильным и рациональным.
Интересную трактовку борьбы за независимость ПМР демонстрирует политолог С.Б. Мирзоев: "Истинная борьба за независимость Приднестровья происходит в сфере идеального, в сфере интерпретаций, путем противопоставления и конкуренции содержательных тезисов и идеологических концепций истории, современности и будущего республики".
В своем видении возможностей решения приднестровского конфликта политолог солидаризируется с Н.А. Нарочницкой, когда говорит о необходимости активно и самостоятельно разрабатывать концепции и бороться за умы всех, кто вовлечен в исторический процесс самоопределения народа ПМР, "переходить к коллективной наступательной деятельности по созданию интерпретаций, смыслов и их распространению". Примечательно, что российские эксперты сходятся во мнении, что России пора проявить политическую волю и выработать собственную стратегию по урегулированию приднестровско-молдавского конфликта. Так и К.Г. Мяло, политолог и публицист, подчеркивает: "Мы должны обязательно столбить альтернативные варианты, предлагать свой формат выхода из клинча, который на сегодняшний день создают два несовместимых принципа: территориальной целостности государств и права наций на самоопределение".
Сотрудник Института славяноведения РАН О.Б. Неменский избирает в своем анализе обсуждаемой проблемы гуманитарный аспект. Любопытным образом историк показывает, что особый характер приднестровско-молдавского конфликта, не учитываемый в планах по его разрешению, складывается в результате принципиального различия в свойствах приднестровской и молдавской идентичностей. Приднестровская идентичность, по словам Неменского, абсолютно вненациональна, интернациональна: "Приднестровье оказалось островком донационального сознания, с обеих сторон окружённым национальными государствами с сильными традициями националистических идеологий". Вследствие этого, политолог в рассматриваемом нами сборнике, с одной стороны, признает ПМР успешно сложившимся государством де-факто, а с другой стороны, видит "слабость, залог хрупкости всей системы" в самой уникальности Приднестровья как принципиально вненационального государства: "Если граждане Приднестровья начнут объединяться по национальному принципу и отстаивать свои этнические интересы, то республика может просто рухнуть".
В ситуации неопределенности статуса Приднестровской Молдавской Республики и все еще далекой завершенности приднестровско-молдавского конфликта данный сборник видится крайне важным и своевременным. Хочется надеяться, что он станет стимулом для дальнейшей активной политической и научной рефлексии и, тем самым, эффективным шагом в направлении урегулирования сложной и неоднозначной ситуации Приднестровья.

Получить сборник можно, связавшись с Центром общественных и издательских программ Фонда исторической перспективы по телефону: (495) 789-80-87 (Мария Светланова).
Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».