Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Зачем Сеулу американская ПРО?

Зачем Сеулу американская ПРО?

Комментирует политолог Леонид Шипилов
11.07.2016
Зачем Сеулу американская ПРО?

В Южной Корее может быть установлена система THHAD, предназначенная для перехвата баллистических ракет.

Комментирует политолог Леонид Шипилов:

- Минобороны США и Южной Кореи на днях заявили, что «...подтверждают договоренности о размещении американской противоракетной системы THHAD в Южной Корее». В Пхеньяне это решение посчитали почти равнозначным объявлению войны. Несмотря на то, что ранее утверждалось, что система нацелена на перехват только северокорейских ракет, протест против развертывания американской ПРО выразили МИД РФ и Китая.

Во российском внешнеполитическом ведомстве отметили, что решение Южной Кореи разместить систему ПРО THAAD на своей территории «...является просчетом, который не будет способствовать укреплению региональной безопасности. Россия будет учитывать в военном планировании договоренности Вашингтона и Сеула о размещении таких систем». При этом отмечено, что «Россия и Китай выступают с единых позиций по вопросам, связанным с глобальной стратегической стабильностью, включая негативные последствия от создания глобальной ПРО США».

Не менее, если не более резкая реакция была и у Пекина. «Мы настоятельно призываем США и Южную Корею остановить процесс размещения ПРО-системы, - заявил официальный представитель МИД КНР Хун Лэй. - Ее размещение серьезно повлияет на стратегическую безопасность в регионе и нарушит баланс стратегических сил».

Планами по ПРО обеспокоились даже на Тайване, который едва ли можно назвать дружественным по отношению к КНР, а тем более - к КНДР.

В Вашингтоне и Сеуле, как и в Токио, апеллируют к новым испытаниям в КНДР баллистических ракет. Северокорейцы категорическим не согласны.

Некоторые СМИ США, Южной Кореи, КНР и Тайваня задаются вопросом: зачем США провоцируют создание военного союза РФ и Китая с «примкнувшей» к ним КНДР? Отмечается в этой связи, что таким ходом Вашингтон, надавив на Сеул, стремится прервать взаимовыгодные экономические проекты России, Китая, Северной и Южной Кореи. Заодно притормозить, а еще лучше - остановить создание в дальневосточном регионе РФ новых портов, как и индустриальных предприятий, поскольку Москве придется выделять больше средств на укрепление обороноспособности этого региона страны. Схожие меры придется принимать и Пекину в тихоокеанском и северо-восточном регионах КНР, примыкающим к обеим Кореям.

Между тем упомянутые четырехсторонние проекты впервые за последние 60 с лишним лет способствовали бы экономическому сближению Севера и Юга Кореи, не говоря уже о политической разрядке на полуострове. Одновременно Россия существенно укрепила бы свои экономические, да и политические позиции в этом регионе. Речь идет, во-первых, о газопроводе Приморский край (РФ)–КНДР-Южная Корея (или вариант Хабаровский край-Северо-Восток КНР-КНДР-Южная Корея), на строительство которого согласились Сеул и Пхеньян. Но этот проект остается пока без движения из-за санкций ООН, введенных против Северной Кореи с весны 2016-го.  

Во-вторых, это проект реконструкции с российским участием параллельной газопроводу Транскорейской железной дороги и восстановление впервые после 1950 г. прямого железнодорожного сообщения на полуострове. С дальнейшей состыковкой этой магистрали с Транссибом (через северокорейско-российский приграничный участок). Кстати, этот участок между РФ и КНДР действует с 2014 года.

Планировались (по крайней мере, до недавнего времени) параллельная этим «коридорам» линия поставок электроэнергии из соседних районов РФ. Взамен российская сторона получила бы налоговые и другие льготы в северокорейских портах, а также при участии в добыче рудного, химического и иного сырья в КНДР. Теперь осуществление всех взаимовыгодных проектов ставится под вопрос.

Еще в декабре 2013 г. на российско-южнокорейском бизнес-форуме в Москве представители правительства и бизнеса Южной Кореи рассказывали мне, что Сеул выступает за все эти проекты, намерен участвовать в их инвестировании, в поставках оборудования. Но их реализация зависит, прежде всего, от политического климата между Севером и Югом. Кстати, еще в 2011-2014 гг. работала межкорейская рабочая группа по этим проектам.

Итак, размещение ПРО в Южной Корее серьезно повышает напряжение военно-политической обстановки на полуострове, в конечном итоге, чревато крупным конфликтом и, конечно, угрожает безопасности РФ и КНР. Грозит и окончательным срывом наметившегося ранее потепления политического климата между двумя корейскими государствами. В такой ситуации проекты, выгодные и России, едва ли осуществимы в ближайшее время.

На мой взгляд, изменить ситуацию могли бы совместные, причем жесткие контрмеры РФ и Китая в отношении милитаристских планов Вашингтона и Сеула. Такие меры тем более необходимы, поскольку как минимум 20 тыс. военных США остаются в Южной Корее, замечу, еще со времени окончания Корейской войны летом 1953-го. Советские же войска были выведены из КНДР еще в 1948-1949 гг., а китайские - в 1958-1959 годах. В нынешней ситуации главным и единственным выгодополучателем становятся США.   


Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.