Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 декабря 2018
Правильно ли поделили Россию?

Правильно ли поделили Россию?

Комментирует политолог Алексей Балиев
29.01.2010
Правильно ли поделили Россию?

Создание Северо-Кавказского федерального округа активизировало в регионе всплеск сепаратизма.

Комментирует политолог Алексей Балиев:

- Территории и национальные автономии, где проживают родственные черкесам народы, в результате создания нового округа оказались разделенными между Южным Федеральным округом (Адыгея и соседние с ней районы Краснодарского края) и СКФО (Кабарда и Карачаево-Черкесия). Неудивительно, что буквально через несколько дней после официального объявления о преобразовании, в ряде северокавказских республик правоохранительные органы столкнулись с сепаратистскими вылазками экстремистов. На днях в Карачаево-Черкесии была окончательно разгромлена группировка, так называемого, "Амира Большой Черкесии" Руслана Хубиева. Арестованные сепаратисты подтвердили, что вели подготовку антироссийских вооруженных операций.

Стоит отметить, что при всей независимости черкесской идеологии от политической конъюнктуры, ее защитникам чаще всего удается выйти на авансцену именно тогда, когда их цели временно пересекаются с интересами политиков или бизнес- групп. И с этим руководству нового Северо-Кавказского округа тоже еще придется столкнуться.

То, что Республика Адыгея оказалась за бортом нового Северо-Кавказского федерального округа, действительно, может породить огромные проблемы на местном уровне. Более того, решение нашего президента может иметь политические последствия, и не только в Адыгее. Черкесские национальные организации последние полтора-два года неоднократно выдвигали идею создания единого региона в составе России под названием "Черкесия". Собственно говоря, это и есть так называемая "Большая Черкесия", которую тамошние сепаратисты издавна намеревались создать то с помощью Османской империи, то фашистской Германии, то США и "нефтегазовых" монархий Аравии. Она, по замыслу, должна была включать земли, населенные черкесами (адыгами, кабардинцами) в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии.

На Западе сегодня также не исключают, что республики Северного Кавказа могут "вырваться" из состава России. Стратегическая роль этой тенденции для них состоит, прежде всего, в том, что через республики проходят действующие нефте- и газопроводы с Каспия в зарубежную Европу. Причем, европейцы уже дали понять, что проблема стабильности условий транзита энергоносителей имеет для их энергобезопасности приоритетное значение.

Похоже, что нынешние сепаратистские тенденции на Северном Кавказе не что иное, как составные звенья давней комплексной транснациональной политики по развалу Российской империи, СССР а теперь и России.

Рубрику ведет Дарья Муравина

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 23 найденных.
Алекс-балкарец
25.09.2014 15:47
6-7 000 000 адыгов? Не то курите дорогой товарищ! Или геноцид признайте или 6-7 млн адыгов на сегодня. Или трусы наденьте или крест снимите язычник-христианин-мусульманин-атеист вы наш!
Терроризм в ХХ в. начался в Палестине и  Израиле, с красных бригад в Западной Европе. Родиной европейского терроризма еще в 19 в. стали Италия и Россия. В конце 20 века терроризм распространился в исламском мире как реакция на Израиль Афганистан и другие войны. Чечня уже в последнюю очередь.
N242806
13.06.2012 2:07
адыги были самым многочисленным народом кавказа а не какие то там чеченцы. И родина тех 6-7 000 000 адыгов которых живут в Турций это Кавказ. Терроризм это радикальное исламистское движение. И оно не имеет ничего общего с черкесами. Чечня всегда была Исламским гос-ом. Черкесы же были и язычниками, и христианами, и мусульманами, и атеистами. Если человек не тупой то он знает что терроризм появился после Чеченской войны. Пришло оно с арабского мира. Не смешивайте Черкесов и Чеченцев. Это два разных народа у которого есть своя собственная история.
Ислам Баудинов
04.11.2011 20:34
                                                                                      ИСЛАМ БАУДИНОВ

Марк Блиев. Черкесия и черкесы, Чечня и чеченцы, Осетия и осетины… Что дальше?

В 2004 г. вышла в свет монография доктора исторических наук, профессора Северо-Осетинского государственного университета М.М. Блиева  "Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации" (М.: Мысль, 2004. – 877 с.). В 2011 г.  часть этой монографии была выпущена как отдельная книга: «Черкесия и черкесы в Х1Х веке» (М., 2011. – 192 с.). Ни та ни другая  так и  не получили объективной научной оценки, но обоим была обеспечена самая беззастенчивая  реклама. От какой-либо научной дискуссии по поводу своих странных воззрений, несмотря на предложения тех же осетинских коллег Марк отказывается. Хуже нет ситуации, когда не только окружающие, но и сам автор знает, что он лжет.  
Между тем по замыслу автора и первая,  и вторая работа ведут к полному пересмотру научных взглядов на такой крупный исторический феномен, как Кавказская война и на сущность национально-освободительной борьбы горских народов.   Посыл Марка Блиева сводится к простому  умозаключению: дагестанцы, чеченцы и черкесы Северо-Западного Кавказа находились на такой стадии социально-общественного и экономического развития, когда внешние набеги и войны составляли их естественную "природу". Поэтому "оплоту цивилизации" - Российской империи, пришлось оказать сопротивление натиску горских варваров и наказать их. Вследствие чего произошла  Кавказская война в XIX в.,  реинкарнацией которой на рубеже XX - XXI вв. явились две "чеченские" войны. Что же касается массовой  гибели и депортации черкесов (по разным подсчетам от 0,5 до 1 млн. человек) царизмом в 60-х гг. Х1Х в. так это… они того: сами себя высекли из зловредности.
Земледелие и скотоводство, ремесленные занятия и торговля не являлись по Марку Блиеву определяющими в жизни указанных выше горских народов Кавказа, а  только набеги,  грабежи пленопродавство. И ничего не могло изменить эту стадиально-генетическую предрасположенность природных бандитов к насильственному изъятию собственности. И, хотя львиная доля грузинских пленников на рынках Северного Кавказа обеспечивалась усилиями его собратьев осетин, последние как, к примеру, ингуши, балкарцы и кабардинцы( князья которых и занимались-то феодальными набегами) наглухо вычеркнуты из почетного разбойничьего ряда. Порадел!
    Многим в 90-х гг. XX в. захотелось "оттянуться" на "чеченах»;  составной частью чеченофобии стало такое явление как  "зачистка" чеченской истории. Из наиболее известных здесь имен - наш друг Марк Блиев. Первый засыпал своими «справками» о дагестанцах, чеченцах и черкесах, обреченных своей "стадиальностью" на набеги и войны с Россией силовые министерства Российской Федерации: МВД России, МИД России, ФСБ России, Главное разведывательное управление и институты истории РАН.
Старая истина утверждает, если человек ставит перед собой неправые цели, он в обязательном порядке будет вынужден прибегать к неправым средствам и приемам. Особенно это бывает заметно в научных исследованиях. Первая странность, с которой читатель  сталкивается, приступая к изучению объемного труда М. Блиева, заключается в   полном отсутствии историографического анализа проблемы.
Абсолютно необходимый научный анализ трудов предшественников оказался подмененным у М. Блиева в разделе "Вместо введения" несколькими редкими по степени цинизма и невежества фразочками: "В развязанной ими самими (черкесами. – Авт.) войне с Россией они не справились с преодолением собственной разобщенности и, потеряв исторические ориентиры, были вовлечены в массовую эмиграцию."
И это о том бесспорном факте, когда более полумиллиона, а то и болеее  черкесов  к 1864 г. были согнаны русской армией со своих земель на береговую     полосу Черного моря, где они погибли, а оставшую часть умирающими  от голода и болезней, вывезли турки в Малую Азию и на Балканы. Согласно собственным словам, Блиев не забывал при оценке этой трагедии "о важности уберечь факты от "нравственных трактовок" во имя сохранения их собственной исторической сути и исследовательской значимости". Браво! Так расписаться в собственной беспринципности не у всякого духу хватит…
Ну, а теперь давайте последуем совету автора, отбросим и в его отношении "нравственные трактовки" и займемся "бухгалтерией" - посмотрим, как строится доказательная сторона исследования в главе "Чечня" (стр.43-63), которую можно смело назвать иначе: "Чеченская история от Марка Блиева изложенная на языке вражды».
Судите сами: "Отдельно стоит сказать о детерминизме законов развития общества и об отношении их к истории Чечни. Поверхностный взгляд на прошлое создает впечатление о наличии в Чечне "своеобразной" традиционной культуры, где насилия и жестокости занимают свой особый пласт; уже в начале XVII в. русские источники фиксируют набеги чеченцев на русскую границу и конфликты на этой почве с гребенскими казаками. В те давние времена участники набегов из Чечни наряду с огнестрельным оружием пользовались луком и стрелами. На глазах у наших современников чеченцы, вооруженные новейшим стрелковым и зенитным оружием, встретили XXI в., совершая набеги и похищая людей».
Дружище Марк, ну и где же здесь наука и где заурядное свинство? Ничего личного в ваш адрес. Вы просто нас просветите, в какой ипостаси в данном случае вас рассматривать. Согласитесь, что в ваших эскападах легко можно заподозрить не только животную зловредность, но  еще и элементарное незнание предмета постыдное для доктора наук. Во-первых,  XXI век столь оригинально встретили на территории Чеченской Республики, Дагестана, Ингушетии, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарии представители международного террористического интернационала. Во-вторых, чеченцы первыми на территории Российской Федерации в 1993 г. с оружием в руках организованно поднялись на борьбу с диктатом криминального режима, в данном случае в лице генерала Дудаева и, до ввода российских войск в декабре 1994 г. успели отбить 11 карательных экспедиций сепаратистов на города и села Чечни. И в этой войне чеченцам более всего помогала братская Северная Осетия, о чем вам, дорогой Марк, руководители Осетии того времени не оказались видимо расположенными рассказывать.
Что же касается похищений людей в Чечне, в Москве и на Северном Кавказе в целом, и в Северной Осетии в частности в 1996-1999 гг.: Марк, Марк…, чья бы корова мычала!
Теперь давайте вернемся к началу XVII в. в истории Чечни, когда по мнению М.Блиева "русские источники фиксируют набеги чеченцев на русскую границу и конфликты на этой почве с гребенскими казаками".
Но те же казаки Запорожской Сечи, Войска Донского, Гребенского войска, по крайней мере,  в начале XVII в., не занимались производящим хозяйством, а жили дорогой Марк, как раз за счет того, чем вы столь щедро «наградили» других. Вот тут могла бы разгуляться ваша фантазия, ведь здесь имеются  и "мужские братства" и "войсковая община" и классическая "набеговая система" и запрет на такие невинные хозяйственные занятия, как хлебопашество.
И реинкарнацию "разбойничьей" казачьей стихии в XXI в.  мог бы усмотреть пытливый взгляд нашего исследователя, взяв в руки современный справочник казачьих войск  Российской Федерации. А уж, если вдобавок привести цифры о количестве  тяжких уголовных преступлений совершаемых  в Российской Федерации,   о числе профессиональных бандитов в организованных преступных группировках российских городов, о краже и вывозе капиталов в оффшоры и т.д. и т.д. Марк, да тут море разливанное по вашей проблеме. Но, как мы уже поняли, бредить о чем-то другом, кроме как о своих собратьях горцах, дорогому Марку нельзя-с.
Марк, вы сообщили о нападениях чеченцев на русских аж в начале ХУП в. А я хочу пригласить вас в более ранние времена –  середина ХУ1 в. На заре русско-кавказских отношений  в 1562 г. состоялся  поход в осетинские горы воеводы Плещеева и союзника Москвы князя Темрюка, которые  жестоко «воевали Татцкие земли близ Скиньских городков…и взяли  кабаков Мшанских и Сонских сто шестьдесят четыре и людей многих побили и в полон имали". Вы нам объясните, за какие хорошие дела громили осетинские селения русские стрельцы, казаки и  их союзники. Не за чеченцев и не за кого-либо других взялись первыми на Кавказе русские, а почему-то сразу за «неконфликтных» осетин.
Перефразируя вас скажу - наверное в силу своей злой природы Осетия встретила ХХ1 век  грозя  России паленой водкой. Оружие куда страшнее чеченских автоматов, гранатометов и зениток. Марк, Марк, подобные приемы дискуссии для самого автора этих строк совершенно несвойственны и неприемлемы, да простят меня осетинские братья. Но вы Марк своими глупостями  просто достали!
Вам, безусловно, надо больше читать. Начните с чего-нибудь душеспасительного. Исправиться никогда не поздно. К сожалению не все успевают!
Читаем дальше и глазам своим не верим. Напоминаю, речь Марк ведет о чеченцах - самом крупном автохтонном народе Северного Кавказа, занимающем сегодня по численности четвертое место на Кавказе после грузин, азербайджанцев и армян и 4-5 место по численности среди коренных народов  Российской Федерации. Без тени сомнения бедный Марк расписывается в элементарном незнании древней и средневековой истории Чечни. Согласно "преданиям», говорит он, до XVI в. "чеченское племя" обитало где-то там, в горах в верховьях Аргуна и, вообще его появление на Северном Кавказе "позднее явление". Доказательство  - оказывается  "первый чеченский историк" (это этнограф Лаудаев!) не отрицал, что "чеченцы - пришлый на Кавказе народ" (?!)". Ну честное слово оторопь берет.
Все это очень плохо, но дальше еще хуже, так как в ход пошла прямая, явная и подлая ложь: "Работавшие в 70-е годы в Чечне археологические экспедиции, изучавшие досредневековые периоды материальной культуры, не обнаружили памятников, тесно связанных с чеченским этносом...». Здесь лгут даже знаки препинания…
Между тем, одного вашего чеченского собрата по духу - Саламу Дауева, так же как и вы оболгавшего и облившего грязью в своем опусе целые народы, включая осетин, другой чеченский историк печатно заклеймил как "мразь нации!" Дело, видимо, в том, что бывает "герой нации", а бывает и его антипод - "мразь нации".
Вам, уважаемый Марк показалось мало объявить чеченцев вне цивилизации и истории, Вам невыносима сама мысль, что этот народ со времен окончания ледникового периода занимает физическое место на своей земле, ни одна пядь которой не отнята, а тем более не украдена у другого народа!
В современном чеченском обществе, между тем, с глубоким уважением относятся к представителям Осетии, выражающим в своем творчестве общегорские идеалы, настроения и чаяния. Это великий поэт Коста Хетагуров, выдающийся  писатель Чечни осетин Дзахо Гатуев, выдающийся историк Чечни осетин Феликс Тотоев,  замечательный историк современности, единственный представитель историософии в российской историографии, блестящий научный талант – осетин Владимир Дегоев.  Можно во многом с ним не соглашаться, но нельзя не уважать за подлинное и чистое биение мысли, высочайшую философию исторического познания.
Того, чего хотел добиться М.Блиев используя научно выверенные средства, пользуясь законами научного познания, достичь было невозможно. Поэтому наш автор, во-первых, практически отказался от всей огромной историографической базы истории Чечни, а во-вторых, от научности как таковой. Была сделана грубая попытка инсталляции на заданную тему в параметрах черной (скорее даже грязной) пропаганды. Но так как наш бедный Марк специалист в информационной войне никакой (здесь тоже нужны специальные знания и профессиональная сноровка), то получилось ни то, ни се! Ни Богу свечка, ни черту кочерга!
Что же касается прелестей реальной колониальной политики царизма обуславливавшие столь оскорбляющие нежную натуру Блиева горские набеги, предоставим слово… самому М.М. Блиеву, образца 1957 г.  В одной из  своих ранних  статей он приводит интересный документ - жалобу выгнанных на принудительные работы осетин  от 1804 г.: "нас заставили срубать хворост и бросать в эту грязь… в настланном таким образом хворосте завязли ноги казачьей лошади и за это стали бить нас плетью и убили 2 человека.
Пришли 80 солдат и 12 конных казаков, для которых администрация требовала продовольствие от крестьян: в день - на солдат 10 штук скота, на казаков - 2…
    На лошадях и быках от перевоза тяжестей не осталось и кожи, а   платы нам не давали…
Двух женщин запрягли в ярмо и привязали сани, а солдаты сзади подгоняли женщин плетьми".
Это письмо осетинские крестьяне злодейски (ох, этот генотип!) заключили так: "Мы предпочитаем умереть…, чем мучиться,  ждать смерти от плетей и видеть позор наших жен (подч., нами. – Авт.)".  Ну выразились совсем как идеолог кавказского мюридизма Магомед Яраглинский: «Лучше рай на том свете, чем ермоловский ад на этом свете».
И как же отвечали на протест горских крестьян проводники "цивилизаторской" политики в эполетах занимавшиеся на Кавказе согласно декларации арбатского генерала Ю.Балуевского "исключительно… вооруженной защитой" народов региона? Читаем: "у кого есть штыки, тому денег платить не следует. Клянусь богом…, что камня на камне не оставлю…".
Цитирую М.М. Блиева образца 1957 г. дальше: "Сам Александр I вынужден был признать: "Если свойственно горским народам покушаться на всякие хищничества, то с другой стороны, по сведениям, довольно достоверным, нельзя оправдать, кажется, поступков с ними разных чиновников или жителей наших, позволяющих себе нередко отгонять их скот и делать им и другие притеснения, отвлекавшие их от нас и истреблявшие всякую доверенность (подч., нами. – Авт.)".
Не к тому мы приводим эти тексты, чтобы противопоставить М.М. Блиева образца 1957 г. Марку Блиеву образца 2011 г. Концепции, идеи и подходы могут меняться от времени и уровня знаний. Единственное, чего нельзя, так это лгать и вовлекать людей в грязную политизированную ложь. Какие бы не были времена. Марк, мы уверены в том, что вас никто утюгом не прижигал!
Представив современных чеченцев, горных дагестанцев и черкесов прямо и потенциально опасными для цивилизованного мира (в силу своей "природы" и "стадиальности"), Марк Блиев вступил в противоречие не только с истиной, но и с Уголовным кодексом Российской Федерации. Финал более чем закономерный!

Калужанин
07.02.2010 22:56
... Нет слов ... !!!
Прохор Громов
06.02.2010 18:52
     Я угрюмый и упрямый зодчий

     Храма, восстающего во мгле,

     Я возревновал о славе Отчей,

     Как на небесах и на земле.

    

     Сердце будет пламенем палимо

     Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,

     Стены Нового Иерусалима

     На полях моей родной страны.

    

     И тогда повеет ветер странный

     И прольется с неба страшный свет.

     Это Млечный Путь расцвел нежданно

     Садом ослепительных планет.
Калужанин
04.02.2010 0:56
Историку. Я не историк, но у меня тоже сложилось такое же впечатление. Быстрее всего - второе.
west down
01.02.2010 19:06
Горе тем, кто желает и радуется "развалу" страны. Кто помнит, как развалили СССР? И по принципу домино разваливаются другие страны. Сепаратизма в России не будет, ему не место. Людмиле, надеюсь, это понятно.
Калмык
01.02.2010 12:52
Трудно не согласиться с Rem870 и с Людмилой.  Сепаратисты на Кавказе сотрудничают друг с другом и ссорятся друг с другом, если то приказывают заказчики-спонсоры...
    Арестованный "Амир" - наполовину черкес, к слову...
И никто черкесов не "выставляет" сепаратистами, кроме "свободного художника", по-моему. Говорить о "независимой" Черкесии в составе Турции (и сожалеть о потерянной Кабарде...) и... потом кого-то обвинять в выставлении черкесов сепаратистами... Это, конечно, изящно, но не очень-то продуктивно.
  Уже тот факт, что даже такой - не слишком глубоко-аналитичный комментарий вынуждает некоторых адептов сепаратизма "раскрываться" и фактически публично обнажать свои идеи (и не только, видимо, свои...) - Значит, автор точно попал в точку !.. И, значит, новый виток терроризма будет именно на Западе Северного Кавказа! А вот отделять исламистов от сепаратистов - это Вы, батенька, из брошюр политиздата для школьников с ограниченными  умественными возможностями. Но радует то, что Вы хорошо осведомлены о так называемой "разнице". Вероятно, в курсе вы и о  том, что сепаратисты-исламисты (с помощью "зарубежных" денег) частично оплачивают и русскоязычных подонков-шовинистов...
Ну, нельзя же так клевать на живца и "самораскрываться", батенька!..
Историк
01.02.2010 11:12
Статья написана человеком не знающим темы.Или же специально искажающим историю и всё происходящее.
Зоркий
01.02.2010 9:40
Всякая иперская политика подводит в движениях по защите своих интересов в национальных республиках под сепаратизм, национализм и т.п. А ведь никто не отменял право выживать в этом мире. После русско-черкесской войны от феодальной Черкессии осталось около 10% территории, а от численности и того меньше -5%. Так, кто в таком случае националист? Явно не те, здоровая часть, кто стремится, чтобы восторжествовала историческая правда. Создание нового округа без учета национальных интересов людей проживающих там, это очередная большая провакация. Ничего хорошего от этого не будет. Черкессы в основной массе всегда стремились к России, и они не хотят отделится от нее. Но, при этом они хотят воссоздать свою государственность. В этом ничего криминального и националистического не вижу. Очередная дележка края по такому сценарию просто приведет к озлоблению черкесского народа. Может так и задумано?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 23 найденных.

Эксклюзив
09.12.2018
Игорь Друзь
О вредных иллюзиях некоторых российских публицистов и экспертов.
Фоторепортаж
10.12.2018
Подготовила Мария Максимова
В Выставочных залах Сытного двора в Коломенском проходит выставка, посвященная Александру I.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».