Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Пора очистить прокат?

Пора очистить прокат?

Комментирует директор Центра русских исследований Московского гуманитарного университета Андрей Фурсов
16.01.2014
Пора очистить  прокат?

Министр культуры В. Мединский поддержал идею ввести квоты на показ российских фильмов.

Комментирует директор Центра русских исследований Московского гуманитарного университета Андрей Фурсов:

– Вытеснение из проката отечественных фильмов зарубежными и суррогатными российскими кинолентами обернулось тем, что, к сожалению, люди знают о своей стране уже понаслышке. В 1990-е годы они неожиданно оказались в информационном вакууме. Конечно, никто не лишал их права на информацию. Только вот характер её, идеология, национальный подтекст резко изменились. Теперь наши сограждане могли рассматривать на телеэкране бессчётное количество раз мост через реку Гудзон и Брайтон-бич в Нью-Йорке, Калифорнийское побережье и лужайку у Белого дома. Мыльные оперы, месячные и полугодичные сериалы латиноамериканского, американского и европейского производства затмили отечественный кинематограф. А среди кинолент российского производства преобладали боевики. Шёл жестокий передел собственности, и рядовых граждан должны были убаюкивать надуманные сюжеты зарубежной жизни и восторгать крутые приёмы тех, кто эту собственность делил и не позволял это делать другим. Нам навязывали чужую ментальность, пытались переделать генотип, а мы молчали.

Настоящая жизнь русской провинции с её безденежьем, безработицей, борьбой за существование оставалась за кадром. Но ведь национальное кино должно отражать то, чем живёт наш народ.

В прошлом году членами «Единой России» был подготовлен законопроект для внесения в Государственную думу. Он предлагал квоту в 20% на показ российских фильмов в кинотеатрах. И вот эту позицию поддержал министр культуры РФ Владимир Мединский. «Квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь». Он отметил, что защита отечественного кинематографа, информационного, художественного, эстетического пространства является нормой для любого уважающего себя государства. Некоторые из них демонстрируют в этом даже особое усердие. Например, французская организация компьютерной системы совершенно иная, чем англоязычная. Здесь даже слову «компьютер» подобрали аналог.

Квотирование в открытой форме в Соединённых Штатах отсутствует, но Голливуд представляет собой политизированную структуру, которая насквозь пронизывает кинематограф этой страны. Каждый американский фильм, начиная от награждённого премией Оскара и кончая простой комедией, несёт определённую идеологическую нагрузку. Эти кинокартины зачастую утверждают моральное превосходство США над всем остальным миром.

И в Соединённых Штатах, как когда-то в СССР, тоже проходят встречи деятелей искусства. Только не с «трудящимися», а с представителями… госдепартамента и ЦРУ. Как видим, идеологический коридор в американском кинематографе очень узок. За «шаг вправо или влево» по головке не погладят.

Что же может противопоставить в этих условиях российский кинематограф заидеологизированному американскому кино? На мой взгляд, двадцатипроцентная квота на показ российских фильмов в собственном Отечестве – этого мало. Я бы предложил цифру 30%.

Конечно, нельзя отставать от тенденций мирового кинематографа, поэтому успех ряда российских блокбастеров 2013 года можно только приветствовать. Однако хотел бы обратить внимание на одну особенность, от которой нашим некоторым режиссёрам полезно было бы избавиться. А дело вот в чём. Те из них, которые даже готовы делать патриотические фильмы, никак не могут расстаться с клиповым сознанием. Но оно не ориентировано на отражение реальной жизни, а сегодня, как никогда, необходимо её осмысление.

Уверен, российскому кинематографу необходимо утверждать традиционные для нашей страны ценности и, прежде всего, социальную справедливость. Он не должен поливать грязью её историческое прошлое и в то же время не должен его приукрашивать.  



Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..