Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 декабря 2020
Почему разбился «СухойСуперДжет-100»?

Почему разбился «СухойСуперДжет-100»?

Комментирует военный обозреватель Сергей Михайлов
11.05.2012
Почему разбился «СухойСуперДжет-100»?

Авиакатастрофа в Индонезии: первые версии.

Комментирует военный обозреватель Сергей Михайлов:

- Авиалайнер «СухойСуперДжет-100» разбился в ходе первого своего демонстрационного тура по странам Азии. Обломки самолета были найдены в районе горы Салак, на борту было 48 человек. По данным на 11 мая, выживших нет...

Катастрофа «СуперДжета», увы, была ожидаема. Как ни прискорбно об этом говорить, но практически все российские журналисты, занимающиеся авиационной тематикой, и многие солидные авиаэксперты говорили о неминуемом падении этого самолета. Однако никто не ожидал, что это произойдет так быстро и так символично – в рамках рекламной акции. Это действительно роковой знак судьбы, от которой не уйдешь. Слишком перехвалена была машина еще до того, как поднялась в воздух. А ведь все должно было быть иначе.

В Советском Союзе успели спроектировать, а в новой России - построить и испытать новый региональный самолет Ту-334. Все девяностые годы он был непременным участником авиасалонов МАКС. Было даже принято правительственное постановление о начале его серийного производства. В подмосковных Луховицах построили специальный сборочный цех под эту машину. Но деньги почему-то кончились, и прекрасный лайнер, прошедший все государственные испытания и готовый к серийному выпуску, так и остался фактически в единичном экземпляре.

А то, что нашим конструкторам удалось создать действительно прекрасный и очень надежный пассажирский самолет, говорили все летчики-испытатели, летавшие на Ту-334. По их словам, лайнер был очень устойчивым в воздухе, прекрасно управляемым на всех режимах полета, а высокое расположение двигателей в хвостовой части позволяло эксплуатировать самолет на всех отечественных аэродромах. Если бы все шло, как и планировалось изначально, то сегодня по России мы бы летали в основном на Ту-334, а не на иностранном старье и столь же древних Ту-134.

Как ни странно, именно прекрасная адаптированность этого лайнера к условиям России позволила его недругам не пустить Ту-334 в небо. Дело в том, что практически вся его внутренняя начинка, в том числе авионика и двигатели, была отечественного производства. На этом основании утверждалось, что с таким «содержимым» Ту-334 не удастся получить международные сертификаты летной годности. А перспективу будто бы имеют только те самолеты, которые, прежде всего, будут приобретаться иностранными авиакомпаниями, а не внутренними авиаперевозчиками. Поэтому-то, мол, надо делать новый самолет с глубокой кооперацией с западным авиастроением, что позволит без проблем получить сертификат и так же без проблем продавать его в массовом количестве.

Одним из главных идеологов создания нового пассажирского самолета с нуля был тогдашний глава холдинга «Сухой» Михаил Погосян, ныне возглавляющий Объединенную авиастроительную корпорацию. В 2000-м на фирме, всегда занимавшейся проектированием боевых самолетов, создали новое подразделение, ГСС – «Гражданские самолеты Сухого». Впервые для проектирования нового лайнера, опять же с нуля, собрали конструкторский коллектив. Было заявлено, что опытные профессионалы фирм «Ильюшина» и «Туполева» слишком обременены прошлыми стереотипами, поэтому революционную машину, близкую к западным стандартам, не смогут создать в принципе. Набрали молодежь, хорошо разбирающуюся в компьютерной технике и знающую английский. Пригласили кого-то из других авиационных КБ. К проектированию нового российского самолета привлекли даже американскую корпорацию «Боинг». И работа закипела!

Первоначально проект нового отечественного самолета назвали по-английски, но скромно: RRJ – «РашнРиджионалДжет», то есть «Российский региональный самолет». При этом все три слова почему-то писали слитно, выделяя каждое прописными буквами. Проект оценили достаточно скромно, в 120 миллионов долларов. В 2006-м будущий лайнер, который существовал лишь в цифровых чертежах, назвали суперсамолетом. Слова «российский региональный» заменили на «СухойСупер». Соответственно, английскую аббревиатуру RRJ поменяли на SSJ. Словосочетание стали писать то раздельно, то слитно, мешая русские и английские слова: «СухойСуперДжет–100».

Многократно сообщалось, что в проект закладываются лучшие достижения мирового авиапрома. В итоге созданный суперлайнер на 80 процентов оказался укомплектован импортным оборудованием. А стоимость реализации проекта создания «российского» регионального самолета с нуля, как сообщили журналисты, превысила три миллиарда долларов.

Весь ход работ по созданию «СуперДжета» активно освещался и, как принято говорить, пиарился. Особое внимание уделялось вопросам безопасности. Представители ГСС уверенно заявляли, что их детище станет самым безопасным и самым надежным гражданским самолетом в мире. Предусматривался целый ряд мер по предотвращению захвата лайнера террористами. Компьютер, управляющий полетом, будто бы был способен сам исправлять все ошибки пилотов, особенно при взлете и заходе на посадку. Самолет будто бы даже умышленно невозможно было свалить в штопор – компьютер не позволял.

Однако шли годы, продолжали летать, полностью выработав ресурс, Ту-134 и Як-42, а наш «супер» где-то застрял. «Аэрофлот», который обязали приобрести несколько «суперов» и оплатить покупку заранее, даже пригрозил судебными исками за срыв сроков поставок. В прессу стали просачиваться сведения о том, что не все гладко с реализацией амбициозного проекта, многое в нем не стыкуется, постоянно вылезают какие-то «косяки». Тем не менее, «СухойСуперДжет» продавливался всей мощью административного ресурса. В 2010-м высшему руководству страны доложили, что впервые за всю историю отечественного авиастроения самолет спроектирован «в цифре», то есть при помощи компьютерных программ и технологий, без привычных когда-то ватманских листов. Одно это почему-то должно было означать, что действительно создан самый лучший в мире авиалайнер.

Сейчас несколько «СуперДжетов» работают в «Аэрофлоте» и «Армавиа». По словам эксплуатантов, с самолетами постоянно возникают проблемы. К тому же машины оказались более тяжелыми, чем заявлялось первоначально, причем на три с половиной тонны. Соответственно, расход топлива стал на 11 процентов выше, чем рекламировалось. А ведь именно экономичность подавалась как одна из самых привлекательных сторон самолета. Да и общая продажная цена, опять же по данным журналистов, поднялась с первоначальных 23 миллионов долларов почти до 40.

Тем не менее, «СухойСуперДжет-100» в начале этого года получил международный сертификат летной годности, открывающий ему доступ на мировой рынок гражданских самолетов. Только кто его покупать будет, пусть он трижды «супер»? Мир региональных самолетов тесен, и в нем все давно поделено известными игроками, в среду которых, расталкивая конкурентов локтями, активно влезает Китай. А для России «российский региональный», как он первоначально назывался, оказался почти не приспособлен. Подавляющее большинство местных аэродромов качеством своих ВПП не отвечают взыскательным требованиям «СуперДжета». А ведь миллиарды вложены, серийный выпуск подготовлен – надо что-то делать.

И тут началась масштабная рекламная кампания. Конец апреля – начало мая отметились природными капризами почти во всем мире. Тем не менее, «СухойСуперДжет-100» отправили в демонстрационный тур по многим странам. Лайнер успели показать в Казахстане, Пакистане, Мьянме - бывшей Бирме, должны были слетать во Вьетнам и Лаос…

Уже известно, что 9 мая погода в Джакарте была переменчивой, дождливой, с низкой облачностью. Но был приказ: летать при любых условиях! А может, специально хотели продемонстрировать сверхнадежность и сверхуправляемость «суперсамолета», который в любом тумане и даже среди гор сам найдет верную воздушную дорогу и благополучно приземлится, всем стихиям назло. Все закончилось трагедией.

Ну и где же оказалось «суперкомпьютерное обеспечение»? Почему автоматика лайнера дала добро на снижение самолета в совершенно критических по видимости условиях и навела его точно в гору? Ведь, по идее, компьютер должен был в реальном режиме отслеживать метеоусловия, считывать рельеф местности – цифровая карта вшита в его программу, высоту и скорость полета. Где все эти навороты?

Почему не сработала аварийная сигнализация, стоящая на всех современных лайнерах и подающая сигнал SOS на спутниковые навигационные системы в случае крушения? Эта международная система спасения на суше, в воздухе и на воде была принята в эксплуатацию еще в ХХ веке, она позволяет сразу определить координаты места катастрофы. Мобильные телефоны погибших пассажиров остались в рабочем состоянии, а система аварийной сигнализации, способная выдержать неимоверные нагрузки, замолчала.

Не будет странным, если катастрофу спишут на человеческий фактор, как сейчас уже намекают. Мол, пилоты, понадеялись на свой профессионализм и совершили трагическую ошибку, а сам самолет технически великолепен. В средства массовой информации эта версия уже вброшена. Но дело-то в том, что в «СухомСуперДжете», что опять же всегда подчеркивалось, пилот играет второстепенную роль оператора бортовой ЭВМ. Самолетом управляет компьютер, который не должен позволить пилоту, будь он ас или новичок, совершить человеческую ошибку. Интересно, какая фирма поставляет ГСС компьютеры и программное обеспечение для их «СуперДжетов»? Уж не «Боинг» ли?

Кто теперь захочет покупать самолет, с которым не справились в рядовом демонстрационном полете даже летчики-испытатели? Разве что «Аэрофлот», которому это просто прикажут сделать.

Не исключено, что проект «СуперДжет» закроют, и начнут новый – «МС-21», при реализации которого, быть может, удастся избежать провалов с созданием первого в России и первого в цифре простого по самой своей идее регионального самолета. С простым не справились, так создадим большой магистральный самолет XXI века, который действительно станет лучшим в мире. Надо начинать учиться на ошибках. И, может быть, имеет смысл начать выпуск действительно надежного Ту-334?

Взлет отечественного суперсамолета с иностранной начинкой был долгим и дорогим, а его полет оказался коротким и трагическим… 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 32 найденных.
Гость
04.12.2012 23:28
Разбор подобных откровений на superjet.wikidot.com
Анохин Михаил
22.05.2012 20:35
Очевидно же, что самолет разбился поскольку ни чего не видел впереди себя. Приборы, лакаторы были близоруки и не адаптированы к гористой местности.
Евгений
20.05.2012 10:01
В другой статье -
http://amurpress.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7480

- я прочитал, что высота Салак - 2,211 тыс. метров, а пилоты запросили разрешение на снижение до 1,829 тыс. метров. Зачем? Пилоты-самоубийцы, или электроника сама все сделала без указаний пилотов?
алая заря
17.05.2012 9:54
это полная потеря лица Германа Грефа - главного организатора этого проекта  в ущерб ТУ и ИЛ.
Вальдемар
15.05.2012 3:03
Коллеги! не для того американские империалисты вкладывали деньги в развал нашей авиации и, в частности, самолетостроение, чтобы наши самолеты хорошо летали и продавались за границу! Они же должны вернуть своё - и за откаты нашим чиновникам и за их же авиастарье, которое наши чиновники заставляют нас покупать, и т.д. и т.п. Хуже всего, что так дело обстоит во всех областях нашей экономики и во главе армии, уничтожающей наше государство стоит ненасытное войско чиновничьего воровского быдла, у которого понятие Родины отсутствует полностью...Отменить мораторий на расстрел!
Смирнов Валерий Валентинович
14.05.2012 23:30
ОДИЧКА РОССИЙСКОМУ АВИАПРОМУ
    
(Смирнов В.В.)


И что сегодня с авиацией в России?..
Так в мировом авиапроме все Россия не у дел!
Быть может, катаклизмы иль разгул стихии?..
Да, вроде, нет!.. Тогда откуда этот беспредел?..

Природа, вроде, не мешала развиваться,
Ресурсы все стране на откуп отдала…
А людям оставалось удивляться:
Страна богатая,.. а с авиацией – беда!

Какая, собственно, беда? И по каким аспектам?
Ведь безопасность с эффективностью растет!
Снижается и шум, и выброс вредных компонентов!
И лишних денег перевозчик, вроде, не дерет!

Повысились комфорт и сервис при полете!
Эрбас и Боинг в этом мастера…
Эмбраер с Бомбардье не отстают – они в одной колоде…
Вот только россияне что-то варят там из топора!

Ах, да! Ведь рынок – все в одной упряжке…
И господдержка обоснованно запрещена.
Вступили в ВТО… и в бой, как раньше – с шашкой!
Нам важен сам процесс, а результат нам на хрена?!

Зачем нам Ту-шки, Як-и, Миг-и, Ил-ы?
Ан-тоновки сегодня – тоже ни к чему!
Один Су-хой ОАК растет на всех могилах!
А то, что без плодов цветет – так дела нету никому!

К чему плоды искать на Су-хостое?
Плоды в страну ведь можно и чужие поставлять!
А почву поливать и удобрять в режиме сытого застоя
Столь хлопотно и дорого, что лучше просто дурака валять!

Зачем Отечеству капризная наука?
Когда у добрых иностранцев достиженья есть!
А углеводороды – очень выгодная штука!
Потенциал поставок для Отечества – не счесть!

А «Витязям», «Стрижам» зачем аэродромы?
Неэффективно это с точки зренья МВА!
Лишь два полета над Кремлем – все остальное время – дома!
Поля для гольфа и склады окупятся скорей!

Еще не так давно студенты в единеньи замирали,
Следя за мощным устремленьем самолета ввысь…
Сейчас… хоть у ракеты все разгонные ступени и отпали,
Расчетной высоты не достигает мысль!

И не в чем тут винить таланты молодые,
Они растут в стране бабла и лжи!
Кумирами становятся лишь олигархи нефтяные,
А молодым ребятам нужно заработать и прожить!

Прожить всю жизнь с романтикой Газпрома,
Где, как и что… но подороже накрутив,
Срубить бабла и убежать, так не услышав рокот космодрома,
Так ни одной космической звезды не покорив…


Но все это нытье и разговоры в пользу бедных.
А где же дельные советы, где же конструктив?
Не всем нужна оценка результатов бледных.
Давайте уж по экспозиции настроим объектив!

Ну, кто же против? Можно и по делу!
Но только нужно не с бабла начать!
Оценим все реальные возможности, научные заделы,
Ведь сделать самолет не то же самое, что нефть и газ качать!

Признаем честно, объективно и на уровне Стратегий,
Державность в авиастроении утрачена пока.
При мировых подходах без учета привилегий
Пяти процентов мирового рынка не достичь и правда тут видна!    

А коли так, не грех бы было вспомнить
Про сложность климата и про просторы всей страны.
Потребность в авиации такой страны лишь импортом заполнить…
Ну, не получится… не Австрия, не Бельгия же мы!

Не будем долго говорить про безопасность,
Про транспортную безопасность всей страны.
С ОрВД, с аэропортами – нужная лишь ясность,
Иначе даже с сетью Интернета мы обречены!

Не стоит по глобальному национальному вопросу
Прислушиваться к внешним рыночным условиям игры.
Иначе, как и царская Россия, уподобимся колоссу
На глиняных ногах – державность только до поры!

Сотрудничество и кооперация важны во всех проектах.
Но только так, чтобы не проиграли мы…
Сейчас же, весь авиапром при всех его прожектах
Недалеко ушел от кризисной сумы!

Тогда, как говорил Козьма Прутков, давайте зрить лишь в корень!
Оставив временно державные амбиции свои.
Признаем, что фундаментальная наука – не в фаворе,
Отраслевая – также с нею по пути!

А без науки нет научного системного задела,
Нет перспективного мышленья, нет мечты.
Все проработки прошлого уж истощились до предела
И база для экспериментов устарела от судьбы.

Судьба ее доподлинно известна,
За двадцать лет одни насмешки из казны.
Зато правителям весьма Олимпиада интересна
Как-будто только в спорте безопасность и престиж для всей страны!

Признать пора уж без обмана, без пиарной лжи
Что c самолетной классикой больших проблем уж нет ни в мире, ни в России,
Что в жесткой конкуренции нет места для МС, тем паче с SSJ,
Лишь прорывной летательный продукт для нас спасенье и мессИя!

А как прорваться без исследований, кадров и финансов?
И так прорваться, чтоб не как свищи в трубе!
Быть может уж пора без жадности и экономии наукою заняться?
Создать пиар, поднять престиж, зарплату, как себе?!

Быть может, вот тогда талантливые молодые люди,
Закончив МИРЭА, МВТУ, МАИ, МАТИ, ФИЗТЕХ,
Реализуют свой потенциал и в авиакосмической науке!
Рассчитывая на высокое достоинство и на оцененный Отечеством успех?!

Быть может, вот тогда чиновники займутся делом?
Не те чиновники, которые по блату иль купили чин!
А те специалисты, что душой болеют!
Не за процесс – за результат! Они поддержат праведный почин!

Другого нет пути - пути, чтоб с ясной и надежной перспективой.
Тут, как в военном деле – лучше армию кормить свою!
Нам нужно, чтобы триколор светился на отеческих машинах.
И также гордо в мирном небе, как на военных истребителях в бою!
Инженер
14.05.2012 20:46
Крестьянину и тем, кто ничего не понял и требует немедленного ответа от автора: почему же упал самолет. Если не отвечает - значит ничего не знает. А он действительно ничего не знает. Как не знает сейчас никто, почему самолет ударился в гору. Расследование-то только началось, "черные ящики" не известно в каком состоянии. А в том, что "суперджет", который все время хочется назвать "супержопом", должен был разбиться неминуемо, уверены почти все, знакомые с миром авиастроения не понаслышке. Самолет лепили из чего, придется. Не исключено, что в целях экономии половину микросхем и программного обеспечния закупили как контрафактные. Не летайте самолетами АЭРОФЛОТА, если в рейсе стоит этот самый "супер"!
Konstantin2
14.05.2012 17:43
В Советском Союзе делали самолеты несколько конструкторских бюро. Были самолеты и ИЛы, и Ту, и АНы, и ЯКи. Они конкурировали между собой и, как следствие, - в Союзе были прекрасные самолеты. В России сделали ставку только на один самолет - результат на лицо. Вывод - нельзя экономить на разработчиках, ничего страшного нет, если одну и ту же работу дать нескольким исполнителям и потом оценить, кто лучше сделал. В Союзе так поступали постоянно, а в несчастной России разрабатывать дают только одному и не самому лучшему, и по  банальному "блату" или за взятки. А по поводу американской продукции - будь то программное обеспечение или какая-нибудь установка, имел счастье оценить  сделанное в СССР и такое же американское. Американца делали картинку, но с громадным количеством избыточных, необязательных функций. Почему - тоже понятно, надо было с потребителя содрать максимально. Наши были намного проще, зато то, что от них требовалось, выполняли превосходно. И с точки зрения разумности - наши были лучше.
Роман
14.05.2012 16:27
Читаеш и удивляешся ...
Всегда кто-то виноват ... у нас всё супер:
спутники вражеские мешали, оборудование на 80% импортное подвело, диверсии, террористы, мобильные телефоны влюченные, стюардеса красивой попой отвлекла, диспечеры тайные враги России ...
Что тут оправдывать, и за чем ? в следуюещем самолете можеш быть ты, или твои близкие !!! Или "патриотизм" превыше всего ?!?
vko_nn
14.05.2012 13:45
Я что вообще хорошего сделано в стране за последние 12 лет? Это не голодные 90-е годы. Кроме "потоков" и вспомнить нечего. И сравните 12 лет с 1949 по 1961.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 32 найденных.

Эксклюзив
30.11.2020
Татьяна Ольхова
В год 75-летия Победы в Орле появились «коллекционные» марки с изображением… А. Гитлера.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».