Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

29 апреля 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Международный суд ООН в Гааге отказался признать Россию «пособницей терроризма».
20.04

Вытеснить Россию с газового рынка не удается, пришли к выводу на форуме «Нефтегазовый диалог».
14.04

Американская агрессия против Сирии качественно меняет ситуацию на Ближнем Востоке.
07.04

Эксперты анализируют стратегию новой американской администрации в регионе.
06.04

Имперский замок в Калининграде восстанавливать не будут.
29.03

Минфин и налоговое ведомство не оставляют идеи введения налога с продаж.
27.03

Эксперты обсуждают результаты социологического опроса «Влияние российской пропаганды на общественную мысль Украины».
17.03

Президент России и премьер-министр Израиля обсудили ситуацию в Сирии.
13.03

Министерство финансов выделяет 70 с лишним миллиардов рублей на покупку валюты в период с 7 марта по 6 апреля.
09.03

Глава МИД Великобритании впервые за последние пять лет посетит Россию.
06.03

Мир продолжает обсуждать гибель старшего брата лидера КНДР.
27.02

Председатель КНР Си Цзиньпин на днях провел телефонный разговор с президентом США.
17.02

Разобравшись с коллекторами, Госсовет готовится «отрегулировать» и микрофинансовые кредитные организации.
14.02

Эксперты обсуждают новые планы урегулирования ситуации в регионе.
07.02

Калининградская область уже в текущем году получит собственную систему газоснабжения.
02.02


Факты и комментарии

Как аукнется России «пекинская» политика Трампа?

Комментирует политолог Виктор Пироженко
17.02.2017
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Как аукнется России «пекинская» политика Трампа?

Председатель КНР Си Цзиньпин на днях провел телефонный разговор с президентом США.

Комментирует политолог Виктор Пироженко:

– В ходе разговора двух лидеров президент США согласился с прежней поддержкой Вашингтоном принципа «одного Китая». Си Цзиньпин, в свою очередь, заявил, что «высоко ценит слова Д. Трампа о приверженности американского правительства политике "одного Китая", и отметил, что этот принцип служит политической основой китайско-американских отношений».

Смягчение Трампом тональности в отношении Тайваня стало достаточно неожиданным, так как последовало после серии действий, подчёркнуто игнорирующих обеспокоенность Пекина в этом вопросе. Примечательно также, что смена тональности произошла на фоне первого повышения США тарифов на ввоз продукции из Китая.

Таким образом, Трамп жёсткой риторикой и намёками на пересмотр принципа «одного Китая» создал предмет для торга в отношениях с Пекином по интересующим США экономическим вопросам.  

При администрации Обамы главная проблема в отношениях США и Китая состояла в стремлении Вашингтона установить геополитический контроль над прилегающим к Китаю регионом. Но непосредственно американо-китайские отношения при Обаме, как и ранее, сводились в основном к торгово-экономическим вопросам и оставались в целом устойчивыми и сбалансироваными.

При администрации Трампа противоречия между двумя государствами, скорее всего, переместятся именно в область торгово-экономических отношений. Предмет торга между Вашингтоном и Пекином, вероятно, будет выглядеть так: согласие с принципом «одного Китая», со стороны США, и неусиление военного присутствия в прилегающих морях – в обмен на принятие Пекином протекционистских мер США в торгово-экономических отношениях с Китаем.

Потеря китайскими товарами части рынка США вследствие повышения ввозных тарифов – это лишь часть проблемы. Китайский капитал также может быть вытеснен из США возвращающимися из КНР американскими промышленными компаниями.

Подсчёты экспертов показывают, что американский рынок прямых инвестиций для китайских компаний имеет на данный момент существенно большее значение, чем китайский рынок прямых инвестиций для американских компаний. Следовательно, успех в возвращении промышленных производств в США, в том числе из КНР, нанесёт Китаю ощутимый урон и, кроме того, вполне способен заместить уход китайских товаров с американского рынка.

При этом повышение тарифов на китайские товары, как и иные протекционистские меры Вашингтона – это только последствия и издержки стратегического курса администрации Трампа по реиндустриализации США. Для Трампа деиндустриализация США на фоне усиления промышленно-технологического развития стран Азии и, в первую очередь, Китая – это уже вопрос национальной безопасности. Впечатляющим примером угрожающих последствий деиндустриализации стало банкротство в 2013 году и запустение крупнейшего в прошлом индустриального центра США – «столицы» американского автопрома – Детройта.

Поэтому торговый протекционизм как стратегический курс администрации Трампа – вопрос для Вашингтона решённый. Пекину, видимо, будет предложено обсуждать лишь степень издержек от реализации внутриамериканского курса и меры по их смягчению.

Официальный Пекин пытается понизить напряжённость в китайско-американских отношениях призывами к деловому обсуждению проблем. Но руководство КНР, скорее всего, понимает, что протекционизм США, в той или иной форме, придётся принять. Поэтому, проблема для Пекина только в том, как минимизировать потери на американском рынке, а не в том, как их предотвратить совсем.

Торговый конфликт США с Китаем сулит России как выгоду, так и определённые риски.

Свободный китайский капитал может быть успешно привлечён на российский рынок (и шире – на рынок ЕАЭС) прямых иностранных инвестиций и эффективно поработать на ускорение промышленного роста как в России, так и в интеграционном объединении в целом.

Но протекционизм Трампа в отношении не только китайских, но европейских товаров вытеснит из США значительную часть чувствительного экспорта ЕС. Цепочка дальнейших последствий легко прослеживается на примере немецких легковых машин, на которые Трамп также намеревается ввести заградительные пошлины. Немцы вынуждены будут расширить продажи машин внутри Германии и ЕС, вытесняя, в свою очередь, различными способами продукцию китайских автопроизводителей, которая уже заняла существенную долю на европейском рынке. То тже будет происходить и с иной китайской продукцией на рынке ЕС.

Поэтому, во-первых, китайские производители вряд ли смогут компенсировать потери рынка США за счёт расширения присутствия на рынке ЕС. Они попытаются сделать это за счёт увеличения экспорта в страны Юго-Восточной Азии и в ЕАЭС. Во-вторых, проект «Шёлковый путь», который задуман Пекином при иных мировых торговых тенденциях, в первую очередь, для расширения экспорта в ЕС (а это основной рынок сбыта китайской продукции, наряду с американским), в условиях реального в будущем свёртывания торговли КНР с Европой, в значительной степени, лишается для Пекина своего смысла и стимула к развитию. Соответственно, страны ЕАЭС, связавшие свой экономический рост с этим проектом, могут недополучить ожидавшуюся прибыль.

В условиях предстоящего пересмотра правил мировой торговли в сторону нарастания защитных мер, сопряжение интересов ЕАЭС и проекта «Шёлковый путь» может стать несколько затруднительным.

Свёртывание Китаем торговли с США и ЕС может переориентировать «Шёлковый путь» на расширение присутствия китайских товаров и инвестиций на рынке ЕАЭС, которое и сейчас уже весьма масштабное в среднеазиатских республиках.

В принципе, привлечение китайских инвестиций в обновление и развитие транспортной инфраструктуры членов интеграционного объединения имеет вполне самостоятельное значение для экономического развития стран ЕАЭС. Но, видимо, большие объёмы инвестиций и торговли Китая с некоторыми членами ЕАЭС выстраивают торгово-экономическую специализацию этих стран исходя из интересов Китая, а не из потребности взаимодополнения экономик стран евразийского интеграционного объединения. Предстоит понять, как устранить имеющиеся здесь риски.   

Совершенно очевидно, что нельзя ставить решение проблемы экономического роста России в зависимость от геополитических и инфраструктурных проектов других стран, даже если это проекты стратегических партнёров.

Это тем более важно в условиях курса на импортозамещение и в целом – на сохранение самодостаточного и устойчивого роста российской экономики.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.




Комментарии


Реалист.Украина
18.02.2017 9:03

Похоже, что никак. А вот особо успешным тыряльщикам, похоже на то, что будет очень долго икаться.

Дмитрий Изборский
21.02.2017 12:22

Все молятся на "экономический рост", "инвестиции" - заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет.

Особое мнение
22.02.2017 3:50

Мир вступил в критическую точку смены старой империалистической общественно-экономическ формации на новую социально ориентированную. Лидеры большинства стран мира (включая Россию) - это лидеры старой эпохи и они неспособны соответствовать времени и общественным потребностям. Сейчас наступил момент максимальной турбулентности в общественном сознании народов. Прошедший красную черту дисбаланс между 10% сверхбогатых, 30% живущих за чертой бедности и 50% имеющих нестабильный доход, давно вывел из равновесия общественное благополучие и мирное существование внутри общества и выплескивается в кризис международных отношений. В этих, казалось бы, хаотических условиях, произойдет не одна быстрая смена власти в странах мира, так как народы выходят из спячки и остановить их ничто не сможет, пока очередные лидеры не будут соответствовать народным требованиям и требованиям новой общественно-экономической формации.
Поэтому, мы и видим шарахание лидеров стран, привыкших жить по законам своей стаи ( где лидер США), от непонимания, что происходит. Узколобое мышление, завернутое в денежные купюры, не дает им понять ни время, ни свои народы.
СССР опередил время на столетие, но человеческий фактор (эгоизм, личное благополучие, власть, вседозволенность), пришел в противоречие с концепцией развития нового общества, где торжествует социальное равенство всех. Именно поэтому стало возможным совершение государственного переворота в СССР, развал страны, приход Ельцина и его последователей. Но теперь время Макара Нагульнова пришло, хотят этого лидеры стран или нет. Колесо истории нельзя остановить.

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Харьковский срез

Как живет сегодня старинный русский город, некогда первая столица УССР.

Двенадцать

В Литературном музее проходит выставка «Русские писатели как зеркало революции 1917 года».

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Аналитический портал о Балтийском регионе Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта