Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 августа 2020
Качиньский пошел против Евросоюза?

Качиньский пошел против Евросоюза?

Комментирует Олег Неменский, историк, политолог, сотрудник Института славяноведения РАН
11.04.2008
Качиньский пошел против Евросоюза?

Президент Польши заявил, что Польша не снимет вето по новому соглашению о сотрудничестве ЕС и России до тех пор, пока Грузию и Украину не допустят к плану по присоединению к НАТО.  

Комментирует Олег Неменский, историк, политолог, сотрудник Института славяноведения РАН:  

- Угроза Леха Качиньского пролонгировать польское вето на переговоры России и Евросоюза о новом базовом соглашении была рассчитана более всего на медиа-эффект и её вряд ли стоит рассматривать как новый фактор в российско-европейских отношениях. Та причина, которую обозначил президент Польши, уже по своим формальным характеристикам не может служить официальным поводом для удержания вето. Как бы ни оценивать роль России в том, что на Бухарестском саммите Украине и Грузии было отказано в подписании плана действий по членству в НАТО, это в любом случае проблемы такой организации, как НАТО, а не такой организации, как ЕС. Неудивительно поэтому, что спустя определённое время слова Качиньского были де-факто им же самим опровергнуты.  

Однако слова эти не были оговоркой, и тот медийный эффект, ради которого они были сказаны, уже во многом себя оправдал. У Качиньского было две цели, одна – связанная с политической борьбой внутри Польши, другая – внешнеполитическая, но относящаяся не к России и не к Западу. Касательно внутренних дел, главной проблемой Леха и Ярослава Качиньских является необходимость совмещать сотрудничество с правящей либеральной партией «Гражданская платформа» с подготовкой к будущим выборам. Надо отметить, что правительство Дональда Туска довольно успешно, и это особенно заметно на фоне крайне малопопулярного предшествующего правительства Ярослава Качиньского. Для того чтобы сохранить лицо консервативной партии «Право и Справедливость», президенту необходимо подчёркивать расхождения с нею в ряде общественно значимых вопросов, и внешняя политика здесь – это номер один. Особенно болезненно в Польше всегда воспринимаются отношения с Россией. У очень многих поляков относительное примирение правительства Туска с Москвой вызывает болезненные ассоциации с «Польшей, стоящей на коленях». И здесь Качиньские предстают в образе «защитников польской чести» – а это очень выгодная позиция, позволяющая часто ограничиваться только дерзкими заявлениями в адрес России.  

Есть и другой аспект, для нас в России, наверное, гораздо более важный. Польша постепенно усиливает своё политическое присутствие на постсоветском пространстве. Здесь она является проводником, с одной стороны, политики Евросоюза, с другой стороны – интересов США. Идея будущего лидерства Варшавы в отношении стран СНГ, уходящих из-под сферы приоритетного влияния Москвы, требует проведения серьёзной информационной политики по формированию соответствующего имиджа Польши. Заявление Качиньского уже нашло живой отклик и на Украине, и в Грузии, причём не только в СМИ, но и в заявлениях официальных лиц государств. Оно прозвучало как ещё одно доказательство серьёзности польских намерений по протекции «молодых демократий» и перспективности политического курса на более тесное взаимодействие с Варшавой. Здесь польский президент очередной раз проявил то качество, которое так не хватает российской политике: умение работать с общественным мнением других стран.  

Касательно будущего отношений России и ЕС - опять же трудно уверенно утверждать, что переговоры действительно скоро начнутся. Более того, если они и начнутся, то будут очень долгими и сложными, лишь добавляя конфликтный фон в наши взаимоотношения. Вето Польши здесь было очень удобным предлогом откладывать их на будущее, и может статься, что такой предлог опять понадобится. Он, конечно, будет связан с более обоснованной причиной и, возможно, будет не польским, а, например, литовским (о готовности к чему Вильнюс уже заявлял). Однако само то, что вето может быть снова наложено – несомненно. По сути, и Россия, и Евросоюз пока что не определились в наиболее общих стратегических вопросах отношений друг с другом, а без этого начинать переговоры неосмысленно. Тем более, что политика России при новом президенте может быть несколько иной, чем в последние годы. Среди европейских стран действительно цельную и определённую линию в отношении России проводит только Польша, и здесь различия между двумя крупнейшими партиями не столь значительны, как могло бы показаться. Однако это не та политическая линия, победа которой на общеевропейском уровне могла бы способствовать развитию российско-европейских отношений.  

 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
06.08.2020
Жак Сапир
Крупный французский ученый о поворотном событии в мировой истории.
Фоторепортаж
06.08.2020
Подготовила Мария Максимова
В Псково-Печерском монастыре проходит выставка, посвященная архимандриту о. Иоанну (Крестьянкину).


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».