Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 декабря 2019
Что с Русским миром?

Что с Русским миром?

Комментируют эксперты Роман Газенко, Сергей Шаргунов и Анатолий Вассерман.
07.12.2015
Что с Русским миром?

Почему-то это определение стало всё реже упоминаться в СМИ и общественных дискуссиях.

Комментируют эксперты Роман Газенко, Сергей Шаргунов и Анатолий Вассерман.

После всплеска интереса к Русскому миру во время крымских событий 2014 года и вой­ны в Донбассе как будто наступило охлаждение к теме или даже разочарование в ней.

Уже результаты исследования ВЦИОМ декабря 2014 года свидетельствовали, что 71% опрошенных «ничего не слышали о Русском мире», 13% затруднились ответить, остальные предложили свои варианты толкования понятия. При этом, отвечая на вопрос: «Как вы считаете, существует ли Русский мир, о котором говорят российские политики и общественные деятели?», 63% ответили «скорее существует», 20% – «скорее не существует», 17% затруднились ответить. То есть большинство не слышало, что такое Русский мир, но верит в его существование.

Интересно, что похожий опрос проводился на Украине Центром Ра­зумкова в марте 2013-го. Показатели осведомлённости о понятии «Русский мир» оказались сходными с российскими – 81% опрошенных граждан Украины не знали, что это такое. При этом лучше всего информированы были украинские граждане, которые относятся к определению критически, – например, 28,5% прихожан так называемого Киевского патриархата и 35,1% греко-католиков (Русский мир на Украине тогда представлялся как «доктрина патриарха Кирилла»).

Правы ли те, кто полагает, будто определение «Русский мир» было использовано в качестве политтехнологии в период событий в Крыму и в Донбассе, а теперь потеряло для власти актуальность? Какова судьба Русского мира – понятия и явления?

Роман Газенко, политолог:

– Я полагаю, что результат опросов закономерен. Ибо конструкторы сиюминутных доктрин не удосужились объяснить ни себе, ни людям, о каком «мире» идёт речь, определиться в терминах. Вряд ли они задавались вопросом, что имел в виду Толстой, называя свой роман «Война и мир». Давайте поставим точку над «i» в слове «мiръ» и вернём всё на свои места. Слово в такой транскрипции обозначает «общество» и «вселенную», а отнюдь не отсутствие войны.

Можно ли провести границы Русского мира по пространству, населённому теми, кто идентифицирует себя как «русский»? Казалось бы, чего проще – поступить как китайцы. В основу их национальной и геополитики положен принцип «Китай там, где говорят по-китайски». Но в нашем случае всё сложнее. Любого выходца из России и бывшего СССР за рубежом почему-то называют русским. Вне зависимости от этнической принадлежности. И уж точно пространство Русского мира не определяется суммой православных епархий и приходов Московской патриархии. Южная Осетия, к примеру, до сих пор находится в юрисдикции Грузинского патриархата. Да и в границах нынешней многонациональной РФ ходульно применяемая доктрина Русского мира изначально деструктивна.

Мне кажется, что идеология (как обозначение идеала) должна давать чёткий ответ на вопрос: «Во имя чего?» и вооружать доктриной как ключами в заветное будущее. Всё остальное – обречённое на провал суемудрие и суесловие.

Для себя я это определяю как «задачу и способ совместить понятия «миръ» и «мiръ». И реальной сущностью, в отличие от фантомного Русского мира, для меня является Отечество. Ведь именно в исполнении отеческой, если интеллектуалам угодно, патерналистской, функции – главный смысл существования уникального государства – империи. Главенствующей становилась цель – обеспечить будущее стране и народу. Недаром обряд венчания императора на царствие означал не что иное, как свадьбу. Он брал страну в супруги, а её подданных и народы усыновлял. Всё население, невзирая на национальность, вероисповедание, сословную принадлежность и даже политические убеждения, становилось братьями и сёстрами в общем доме.

Примечательным в этой связи является пример Великого княжества Финляндского. Финляндия вошла в состав Российской империи, сохранив свою конституцию и парламент, которых в самой России тогда в помине не было. Да и к пресловутым европейским ценностям финны приобщились благодаря российскому покровительству.

Пора перестать стыдливо рассуждать о Русском мире, по существу имея в виду русскую империю. Где «русский» – не спорный этноним, а сущность человека, народа, административно-географического субъекта, который принимает Россию как данность и, главное, радеет за Россию. Тогда не будет недоразумением называть Левитана великим русским живописцем, Лермонтова – великим русским поэтом, Беринга и Крузенштерна – великими русскими мореплавателями. Умолчу уже про всех российских самодержцев с их тысячными долями славянской крови.

Как ни прискорбно для нынешних либералов и романтиков белогвардейщины, но именно советский проект явил собой органическое продолжение русского национального кода, в котором «зашиты» мир в своём доме и вокруг. Только надо без интеллигентского ёрничества ощутить эту преемственность в таких советских «штампах», как «братская семья народов» и «миру – мир». И понять, что только в империи добра – российского и советского образца – «миръ» и «мiръ» были понятиями неразделимыми. И понимались на уровне тогда ещё не взломанного национального кода, не требуя всяческих социологических опросов с заведомым результатом.

Сергей Шаргунов, писатель:

– Действительно, зачастую наши граждане плохо представляют себе, что такое Русский мир, о котором много говорят в СМИ. За любым термином из сферы обществознания должны проступать определённые действия и стратегия. К сожалению, многие основополагающие понятия, которые могли бы определить содержание Русского мира, у нас оказались сильно размытыми за последние годы.

Скажем, под Русским миром можно было бы понимать объединение русских людей. Но каким должно быть это объединение? Все русские должны жить в одном государстве и речь идёт об объединении постсоветского пространства или подразумевается развитие культурных связей? Опять же, если мы говорим о культурных связях, то между какими субъектами они должны развиваться? Между новыми государствами, между общинами русских из разных стран? Тоже сложный вопрос.

Не менее важная проблема – определить, кто может относиться к Русскому миру. Даже на многих научных форумах и конференциях можно наблюдать, как авторитетные специалисты блуждают в трёх соснах, не в состоянии сформулировать определения слов «нация», «национальность» и «этнос».

Для меня Русский мир – это соотечественники, те, кто говорит, пишет, видит сны на русском языке. Они и в Одессе, и в Приднестровье, и в Нарве, и по всему миру... Но есть такие места (например, юго-восток Украины), где русская культурная идентичность остаётся определяющей. Соотечественники, свои, родные люди должны стать приоритетом государственной политики. Надо защищать русских везде и всюду. Русский язык должен быть вторым государственным на всей территории бывшего СССР. Иначе – варварство, экстремизм, антироссийский запал. А внутри самой России пора отказаться от искусственного поощрения «национальных образований» в ущерб здравому смыслу, когда беженцы из Донбасса, приехав в Татарстан, зачем-то вынуждены учить татарский...

Анатолий Вассерман, публицист:

– Для меня – еврея по происхождению, русского по воспитанию, родившегося и прожившего бóльшую (пока) часть жизни в Одессе, – Русский мир, несомненно, существует. Более того, существует русская цивилизация, по естественным историческим причинам несравненно более гуманная, нежели, например, европейская, не говоря уж об англосаксонской, хотя и выросшей на европейской почве, но уклонившейся в особо ядовитую сторону.

Основываясь на множестве наблюдений, я уверен в общерусском единстве и полагаю всех русских, считающих себя нерусскими (в частности, украинцев), жертвами злокачественной пропаганды. Что же касается приведённых данных опроса, то ни ВЦИОМ, ни Центр Разумкова не прославлены достоверностью своих данных. Известно, что на результаты социологического опроса можно серьёзно повлиять формулировкой вопроса и вариантов ответа, последующей группировкой вариантов при обработке собранных данных и ещё множеством способов. В частности, в опросе ВЦИОМ понятно: Русский мир в формате, описанном российскими политиками, ещё предстоит создавать; опрашиваемые Центром Разумкова, естественно, не могли кратко изложить свои представления о столь сложном явлении. Тем не менее Русский мир существует в виде общекультурного единства, осознаваемого всеми.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 44 найденных.
Андрей
16.02.2016 5:04
"Любого выходца из России и бывшего СССР за рубежом почему-то называют русским" - только все эти выходцы сами себя называют кем угодно, только не русскими. Эта же тенденция - и в самой России. Полукровок там - больше половины.
Казалось бы, вот они, представители нового русского мира! Ан нет, сами "русские" (в основном тоже смешанные, но не знающие об этом) полу-еврея называют жидом; полу-узбека - чуркой; полу-армянина - арой; даже теперь и полу-украинца - каклом.
И злятся, и вечно завидуют соседу, и вредят...
Ещё и церковь активизировалась, сеет не мир, а подчёркивает различия. Моральный кодекс строителя коммунизма для народа был куда полезнее...
Кто ж захочет считаться русским? Стать членом этого "МИРА" - хоть с точкой, хоть  без точки?
Но при этом все говорят на русском языке - это парадокс.
Петр Петрович
03.02.2016 12:01
Ба, тему заболтали, добрались аж до 9-го века. А истина лежит на поверхности.
Итак, российская буржуазия (интернациональная по составу) использовала идею русского мира для достижения своих целей. Когда цели были достигнуты, идею русского мира "выключили", а также "выключили" тех, кто в эту идею искренне поверил. На Донбасс народ потянулся с надеждой построить Русский Справедливый Мир. Но разве  российской буржуазии такой мир нужен??? В таком мире не оттяпаешь, не отожмешь и награбленное на западе не спрячешь.
Нынче на Донбассе свой мир строят не воины Русского Справедливого Мира, а российская буржуазия вкупе с ошметками бывшей украинской донбасской буржуазией.

Для общего развития кругозора позволю представить публике несколько цитат из работ величайшего мыслителя 20-го века Владимира Ильича Ленина.

   " Да, интернациональная культура не безнациональна, любезный бундист. (В.И. Ленин, Критические заметки по национальному вопросу)
    мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства, а не на унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегий. (В.И. Ленин ПСС 5 изд. т.26 с.108)

    Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. (В.И. Ленин ПСС 5 изд. т.26 с.107)

    Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое... (В.И. Ленин ПСС 5 изд. т.26 с.108)

    Интерес (не по-холопски понятой) национальной гордости великороссов совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев. (В.И. Ленин ПСС 5 изд. т.26 с.110)

    все это безусловно обязывает нас уделить больше, чем прежде, внимания национальному вопросу. (В.И. Ленин ПСС 5 изд. т.24 с.115)

    Посмотрите на капиталистов: они стараются разжечь национальную вражду в "простом народе", а сами отлично обделывают свои делишки: в одном и том же акционерном обществе — и русские, и украинцы, и поляки, и евреи, и немцы. Против рабочих объединены капиталисты всех наций и религий, а рабочих стараются разделить и ослабить национальной враждой! (В.И. Ленин ПСС 5 изд. т.23 с.376)

    Логика навыворот! Маленькая Швейцария не теряет, а выигрывает от того, что в ней нет одного общегосударственного языка, а их целых три: немецкий, французский и итальянский. В Швейцарии 70% населения немцы (в России 43% великорусов), 22% — французы (в России 17% украинцев), 7% — итальянцы (в России 6% поляков и 4 /г% белорусов). Если итальянцы в Швейцарии часто говорят по-французски в общем парламенте, то они делают это не из-под палки какого-нибудь дикого полицейского закона (такового в Швейцарии нет), а просто потому, что цивилизованные граждане демократического государства сами предпочитают язык, понятный для большинства. Французский язык не внушает ненависти итальянцам, ибо это — язык свободной, цивилизованной нации, язык, не навязываемый отвратительными полицейскими мерами. (В.И. Ленин ПСС 5 изд. т.23 с.424)

    Если отпадут всякие привилегии, если прекратится навязывание одного из языков, то все славяне легко и быстро научатся понимать друг друга и не будут пугаться "ужасной" мысли, что в общем парламенте раздадутся речи на разных языках. А потребности экономического оборота сами собой определят тот язык данной страны, знать который большинству выгодно в интересах торговых сношений. И это определение будет тем тверже, что его примет добровольно население разных наций, тем быстрее и шире, чем последовательнее будет демократизм, чем быстрее будет в силу этого развитие капитализма. (В.И. Ленин ПСС 5 изд. т.23 с.424)
    В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) — притом не в виде только "элементов", а в виде господствующей культуры. Поэтому "национальная культура" вообще есть культура помещиков, попов, буржуазии. (В.И. Ленин ПСС 5 изд. т.24 с.120)

    Ставя лозунг "интернациональной культуры демократизма и всемирного рабочего движения", мы из каждой национальной культуры берем только ее демократические и ее социалистические элементы, берем их только и безусловно в противовес буржуазной культуре, буржуазному национализму каждой нации. Ни один демократ и тем более ни один марксист не отрицает равноправия языков или необходимости на родном языке полемизировать с "родной" буржуазией, пропагандировать антиклерикальные или антибуржуазные идеи "родному" крестьянству и мещанству — об этом нечего говорить, этими бесспорными истинами бундист загораживает спорное, т. е. то, в чем действительно заключается вопрос. (В.И. Ленин ПСС 5 изд. т.24 с.121)

    Вопрос в том, допустимо ли для марксистов ставить, прямо или косвенно, лозунг национальной культуры, или обязательно против него проповедовать на всех языках, "приноровляясь" ко всем местным и национальным особенностям — лозунг интернационализма рабочих. (В.И. Ленин ПСС 5 изд. т.24 с.121)
Владимир Иванович
15.12.2015 6:35
ВЕРА
13.12.2015 20:4""

"Мы должны надеяться на Бога, на духовные силы национальной России и на самих себя, верных Богу и родине. И только; этого довольно, и больше надеяться нам не на кого.

И прежде всего, и больше всего — мы должны надеяться на Божию помощь, молитвенно призывать ее и укреплять свои души в Божиих веяниях и зовах.

Напрасно иные представляют себе дело так, что между Богом и человеком лежит разобщение, что человек предоставлен в земной жизни своим собственным силам, что Господь есть судия и взыскатель, но не помощник и не источник любви и силы. Если бы люди знали, что Бог есть Дух, то они поняли бы, что во всякой человеческой духовности веет живое присутствие Божие: в совести, в верности и в храбрости, в смирении и в жертвенности, в знании и в науке, в красоте и в искусстве, в дисциплине и в правосознании, в молитве и в богомыслии… И если бы люди знали, что Бог есть Любовь, то они поняли бы, что во всякой искренней любви веет живое дыхание Божие: в любви ко всякому совершенству, в любви к родителям, к жене, к другу и к детям, в любви к родине и своему народу, к ближним и ко всякому живому существу. Бог доступен нам и близок нам; от нас зависит призывать его, т. е. укреплять свою слабую силу Его великою Силою, свой дух — Его Духом, свою любовь — Его Любовию. Мы должны помнить, что «всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Иоанна 2.29); и еще, — что «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него» (1 Иоанна 3.21—22). Мы должны быть уверены, что наше дело есть дело самой России, а дело России — правое; правое же дело всегда найдет защиту и помощь у Бога."

И. Ильин
Владимир Иванович
15.12.2015 6:14
МКС
14.12.2015 3:55""

И в чём должен выражаться патриотизм? В русском национализме? в Русско-евразийской интеграции? Система уже есть в этногенетический и социально-экономических координатах русско-евразийского пространства. Дело за "малым" - понять и продолжить. Зачем выдумывать что-то, когда есть всё?
Русский Мир существует в реальности. Осталось осознать его этногенетические истоки, исторические превращения, возрастные особенности и дальнейшие трансформации.
var
14.12.2015 11:33
ВЕРА, как Вы считаете, Ваш Кумир знал (и использовал) правильный смысл термина («культура»)?
Ещё интереснее отношение сего нобелевского лауреата к трудам Якова Александровича.
МКС
14.12.2015 3:55
Вывод. У российской правящей элиты нет и не может быть другого выхода как стать патриотами на деле и строить Систему - некий аналог Русского Мира, опираясь на народ и прежде всего русский. До этого они только изображали патриотизм. Иначе, страна рухнет, а их сожрут свои же. Хватит ли у них ума для строительства - это другой вопрос. Все деньги и имущество, которые они держат заграницей рано или поздно заберут под любыми предлогами. Там без вариантов. Это только дело времени и удобного момента.
Владимир Иванович
14.12.2015 2:30
Уважаемый МКС!
Большая доля правды в Ваших доводах есть. Но мне кажется сводить всё к борьбе элит слишком простая схема. Любой этнос не однороден по своему этногенетическому составу. Потому что в его этногенезе всегда участвуют разные этнические составляющие. Л.Н. Гумилёв очень хорошо подметил и описал этот момент в книге о народе хунну, обитавшем в монгольских степях на рубеже эр. Когда в конце периода зрелости, в труднейшей ситуации внешнего давления со всех сторон (с юга китайцы, с севера енисейские динлины, с востока сяньби), усушения климата и падежа скота (кормовая база сократилась) - в этносе хунну начинается противоборство двух основных начал, степного и китайского. Сразу сто тысяч кибиток уходят к сяньби. Остальные разделяются на северных и южных.

У нас похожая ситуация. Но она сложнее намного. Есть те, кто за самобытность, другие тянут на запад, третьи взяли курс на евразийскую интеграцию. Но и внутри русского народа сразу несколько составляющих - великороссы, малороссы, белорусы, казаки, сибиряки и пр. Первое разделение случилось в 20 веке, теперь расхлёбываем на Украине. На подходе Белоруссия. Вспомните, как среди казаков и даже в Сибири в 1990-х появляются сепаратистские настроения. Добавим к этому национальные регионы. Ещё сложнее.

Роль элиты как выразителя внутренних потенций очевидна. Насколько она прозападная? Европеизация русского сознания идёт полным ходом. Нас убеждают в том, что "русская нация - европейская". Вроде бы так. Но русские уже в силу того, что есть результат смешения евразийских народов, проживают в Северной Евразии, геополитически и культурно евразийский народ. Да, у нас есть связи с европейцами, этногенетические и исторические. Но это же не должно быть доказательством нашей "европейскости". Нам бы развернуться к своим евразийским истокам, нам бы осознать свою евразийскую сущность, нам бы понять свою самобытность в нашем родном русско-евразийском.

Что до "золотого миллиарда". Есть общий ход развития человечества через этногенез и историю. Есть этногенетический факт суперэтнизации и социально-экономический глобализации. Мир интегрируется от простого к сложному. И это естественно. Последние 500 лет во главе этих процессов шли европейцы, или западная индоевропейская система. Поэтому их предложение интегрироваться на основе их предложения не новость. Другое дело, что ни мы, ни остальной мир этого не хочет. Глобализация по-евроатлантически нам не нужна. Да и проект этот дохлый изначально. Поскольку не учитывает реалий этногенеза. Мир не созрел для консолидации до уровня единого -пространства, народа, правительства. Мир структурируется в многополярном варианте. Он сложился в ходе развития этногенеза в регионах как единственно возможное в сложившихся условиях. США идут поперёк потока. Но поток сильнее даже очень сильного человека. Американскими трусами в стиле их флага поток не остановить.
Владимир Иванович
14.12.2015 2:00
Да нет, уважаемый Игорь, всякий этногенез имеет чёткие временные границы, периодизацию, сопряжённость с историей. Одно дело размышлять о судьбоносности того или иного события, совершенно другое нащупать их сопряженность с этногенезом. Чтобы понять, что там в глубине? Для русского этногенеза и истории важны несколько рубежных дат - 862 г. как начало, 1237-й, 1612-й, 1987-й как разделяющие периоды этногенеза. Какая уж тут теория.
Не обижайтесь про бифуркацию. Просто нашёл наиболее подходящее объяснение.

"...любая привязка биологического носителя наследственности к этносу неверна по сути — речь идет о разных системах координат: принадлежность к народу определяется самосознанием человека, генофонд же — концентрацией генов в определенном ареале. Как щепки в поток, гены через своих носителей — членов популяции — вовлекаются в исторический процесс, позволяя следить за его ходом века и тысячелетия. Возникает особая — историческая — связь генофонда и этноса." (Балановские)

То есть, любая привязка генов к этносу не корректна. В этногенезе всякие "теории" типа норманской - есть детский лепет. Историческим фактом является принадлежность варягов германскому племени Скандии. Куда Вы денете финно-угров (весь, меря, чудь, ижора, мурома, карела) из нашего этногенеза и истории? Ведь славяне селились в их землях, смешивались с ними в браках, вместе создавали государство. Шла вполне нормальная ассимиляция. Это подтверждается артефактами, историей, антропологией. Куда ж нам от этого?
назар
13.12.2015 21:46
Бред укра Газенко:"именно советский проект явил собой органическое продолжение русского национального кода"- русофобскую советчину назвать продолжением Русского мира...
ВЕРА
13.12.2015 20:42
"ещё острее сужается весь ожидаемый спектр плю­рализма. «Проблема национализма» — любимейшая для их изданий, и даже когда вот сейчас собрались в Бостоне на литературную вроде бы конференцию — то сразу же и сбились на проблему «национализма». И — одиноко, и — осуждаемо прозвучали отдельные голоса,.. что, может быть, этот пресловутый «национализм» — попытаться бы понять? и даже войти с ним в союз? Нет! нет! — отрезали вершители, выступая и по дважды. И — восстановили то единомыслие, какое беспомешно течёт все эти годы по их плюралистическим каналам и в западные уши. Не дать, не дать русским очнуться к национальному со­знанию!
так и сегодня наши плюралисты не замечают, что Россия — при смерти, что она уже — обмерший полу­труп, — а кружится на павшем теле хоровод оживлённых гномов, всё нащебечивая своё...
Но должны ли мы по­верить, что они жаждут власти реального народного большинства, а не своего «культурного круга», чьё управ­ление и будет «демократия»? " - Солженицын

Написано в 1982 г., а как актуально!    
Отображены комментарии с 1 по 10 из 44 найденных.

Эксклюзив
10.12.2019
Александр Чекалин
ФИП и издательством «Вече» представлена уникальная книжная серия.
Фоторепортаж
10.12.2019
В Государственном Историческом музее проходит выставка, посвященная праздникам и уличным развлечениям в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».