Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Что принесет новый учебный год российскому образованию?

Что принесет новый учебный год российскому образованию?

Комментирует Сергей Котов, академик Академии педагогических и социальных наук
01.09.2008
Что принесет новый учебный год российскому образованию?

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считает, что этот учебный год станет важным этапом реформы российского образования.  

Комментирует Сергей Котов, академик Академии педагогических и социальных наук:  

- Чтобы представить себе масштаб реформы образования, достаточно вспомнить несколько цифр. 1 сентября 2008 года в 56,7 тысяч дневных общеобразовательных учреждений России пришли учиться 13,3 миллиона детей и подростков. К началу нового учебного года введено в строй 229 новых школ. Это – важный показатель развития системы, так как в 90-е годы практически все объекты капитального строительства в системе образования были заморожены. В этом же году было выведено из эксплуатации около 1800 аварийных и ветхих школ. С одной стороны, из регионов не слышно больше криков «Негде учить детей!», с другой - это стало результатом и целенаправленной политики государства на сокращение «неперспективных» сельских школ, учащиеся которых переведены в соседние учреждения образования. В то же время, нельзя не отметить, что в некоторых территориях России возобновлена практика строительства сельских школ современного типа, однако их количества на сегодня - ох как еще недостаточно!  

В этом году в стране продолжится реализация национального проекта «Образование». Хотя он подчас и подвергается критике, следует признать, что сам факт поворота государства в сторону школы – не может не радовать. На фоне полного невнимания к школе в 90-е годы, сегодня государство стремится вкладывать средства в совершенствование учебно-материальной базы и учебно-воспитательной работы. Будет продолжена практика выдачи грантов лучшим школам и лучшим учителям России, и хотя число их ограничено, в учительской среде подобное внимание государства встречено с оптимизмом.  

Наиболее важное, на мой взгляд, направление текущей школьной реформы – разработка и внедрение нового стандарта школьного образования. Это – необходимая работа, итогом которой должен стать серьезный пересмотр требований к обучению и воспитанию детей в учреждениях образования.  

Появились новые направления реформы, например, региональные комплексные проекты модернизации образования в субъектах РФ. Средства софинансирования из федерального бюджета на второе полугодие этого года для таких регионов уже распределены конкурсной комиссией Минобрнауки и выделены. Дополнительное финансирование «из Москвы» для каждого региона – вещь существенная.  

Планируется в этом году и внедрение новой системы оплаты труда учителей, и хотя претензий к ее разработчикам немало, Минобрнауки, Минфин и Минздравсоцразвития уверяют, что учителя станут богаче. Как говорится, поживем – увидим. Ясно только одно: до сих пор уровень оплаты труда в отрасли критично низок.  

По оценке министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, «значимые позитивные изменения в школьном образовании есть во всех регионах, участвующих в Национальном проекте». Сделав скидку на административный оптимизм и поправку на то, что российская школа долгие годы из-за государственного невнимания была «в поле обсевком», с этим частично можно согласиться, пожелав министру все же более критично относится к тем новациям, которые настойчиво предлагают разнообразные энтузиасты модернизации и строительства системы образования по голым законам «экономизма». Школа никогда не сможет выжить, если начнут считать ее «рентабельность». Это уже проходили. Ничего путного не вышло.  

 

Рубрику ведет Дарья Муравина

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.