Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 августа 2019
Что побудило встретиться Патриарха Кирилла и Папу Римского Франциска?

Что побудило встретиться Патриарха Кирилла и Папу Римского Франциска?

Комментирует профессор Московской Духовной Академии Алексей Светозарский
15.02.2016
Что побудило встретиться Патриарха Кирилла и Папу Римского Франциска?

Мир продолжает обсуждать историческую встречу в Гаване.

Комментирует профессор Московской Духовной Академии Алексей Светозарский:

– Прежде всего, хотелось бы ответить тем, кто удивлен слишком уж, на их взгляд, повышенным режимом секретности вокруг встречи. Так вот, связан он был с тем, чтобы на ее подготовку - на выбор места проведения, на ее участников - не влияли никакие посторонние силы, никакой геополитический или конфессиональный контекст. Именно поэтому и была выбрана Гавана, нейтральная территория.

В разговоре был констатирован факт прежних исторических противоречий и взаимных обид, и это очень понятно, потому что невозможно никакой период из истории вычеркнуть. Каждая сторона делает свои определенные выводы из исторического наследия.

Бесспорно, это, очень смелый шаг со стороны Святого престола в свете состояния современного общества, тех тенденций, которые набирают силу в последние 20 лет - это агрессивная пропаганда псевдоценностей, противоречащих истинно христианским ценностям, думаю, всем понятно, о чем идет речь. Достаточно вспомнить прессинг, которому подвергалось католическое духовенство, вся Церковь католическая, как структура, с помощью разного рода скандалов. Их раскрутка совпала с наступлением на традиционные ценности христианства в целом.

Важнейший момент – это отношение к христианам на Востоке, потому что и Православная церковь, и Церковь католическая имеют там свои паствы. Боевые действия ИГИЛ затрагивают, в частности, каноническую территорию Антиохийской церкви, которая распространяется на Ирак, и мы видим, как после падения «кровавого режима» Хусейна число христиан там тает. От полутора миллионов, которые там жили до всех этих переворотов, революций и прочих «вёсен», количество христиан очень сильно уменьшилось.

Что касается практических последствий принятого Совместного заявления, это, на мой взгляд, реализация некой идеальной картины взаимодействия здоровых сил, которые объединяются под знаменем Христа. Я думаю, что в идеале это возможно, не касаясь, конечно, вопросов вероучения, что тоже было декларировано. Признавая различия, предстоятели Церквей Римско-католической и Русской православной сконцентрировались на вопросах практического противостояния всеобщей угрозе. И такое взаимодействие, судя по всему, возможно. В том случае, если ни одна из сторон, грубо говоря, не станет тянуть одеяло на себя. К сожалению, мой опыт личный, опыт каких-то церковных движений и организаций говорит о том, что как только речь заходит о том, что разделяет паствы, сразу же возникает некая трещина, все начинают концентрироваться на обрядовых моментах или вероучительных, а не на отстаивании ценностей морально-этического характера и т.д. И диалог заходит в тупик. Ну и конечно, если какая-то из сторон будет использовать эту совместную деятельность в целях прозелитизма – это неприемлемо. Об этом тоже было заявлено.

И момент, связанный с унией. В данном случае, конечно, первенство в решении вопроса принадлежит Риму. Речь идет, прежде всего, об украинской греко-католической церкви, которая становится не очень управляема и Ватикану периодически приходится как-то в мягкой форме одергивать неумеренные аппетиты униатов. Косвенно явно осуждается греко-католический прозелитизм с объявлением патриархата, с перемещением центра греко-католической церкви в Киев, со строительством грандиозного собора, который, наверное, легче построить, чем заполнить его прихожанами, потому что греко-католиков в Киеве не так много.

Теперь, что касается реакции международного сообщества. Одна из них: мол, в подобном общении нет ничего особенного - то ли пиар, то ли протокольная встреча. Ну, здесь, как говорится, без комментариев. А вот основные мировые СМИ, вчера я их специально просматривал, сходятся во мнении, что это действительно беспрецедентное, и, несомненно, историческое событие.

Конечно, как всегда, возникают и разного рода конспирологические версии, которые сводятся к поискам каких-то тайных пружин и рычагов, которые в мире несомненно действуют, но только не в данном случае.

У нас же внутрицерковная реакция тоже неоднозначная. Некоторые ревнители, которых я условно называю профессиональными ревнителями Православия, для которых борьба за чистоту веры давно стала брендом, пользуются случаем для того, чтобы развить всякого рода конспирологию. В данном случае, здесь опасаться совершенно нечего, потому что, как известно, хранителем веры, собственно, является у нас православный народ. И всякого рода инициативы, от которых что-то ожидают нехорошее, они просто у нас не пройдут. Опыт последних десятилетий очень четко это нам демонстрирует.

В то же время, возликовали наши церковные либералы, которые полагают, что сейчас начнется эдакое безоглядное братание, без различия различий вероучения (извините за тавтологию) - ну это совсем уж наивное утверждение. Я не думаю, что для него есть серьезные основания.

Тем не менее, это событие, повторяю, историческое, за развитием которого все, конечно же, будут следить.


Записала Мария Максимова

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Георгий
19.02.2016 23:24
Полностью согласен с Полиной. Уж очень точно и ясно  написав, как надо относится к папской католической церкви, приводя примеры-цитаты апостола Павла из Библии и многое другое.
Татьяна
18.02.2016 16:57
Согласна всецело с Полиной и вижу в происходящем большую опасность. Уж очень "хитрую хитрость" придумали папа с патриархом, при этом папа мечтает о всемирном правлении, а патриарх что же?
Путник
17.02.2016 21:28
Что может быть глупее спора о том, что правильнее - кропление или погружение? Двоеперстие или троеперстие? Встретились 2 главы - Бог у них общий, и враг общий. Все в порядке
калинка
17.02.2016 19:48
Автор говорит о конспирологии. Модное слово. А модным быть модно. Но откуда берётся мода? Кому она нужна, и для чего?
Но можно ведь использовать другие слова: официальная версия и самостоятельный анализ. А клеймящее слово "конспирология", кажется, направлено на пресечение всего, что отличается от официальной версии.
Светлана*
17.02.2016 2:21
Насколько нейтральна Куба? Они ж католики в массе. Да и Кастро, учились в иезуитских заведениях...А что скажут по этому поводу старообрядцы? Очень интересно. Не верю я им...Горбачев встречался тоже в свое время с папой...СССР испарился...
Лесник
16.02.2016 21:54
        Да тревожно, но соглашусь с уважаемым ВЛАДИМИРОМ, что явных признаков перехода в ересь нет.
ученик
16.02.2016 15:23
...повышенным режимом секретности вокруг встречи... К чему же такая секретность?
http://kmechte.ru/avtory/kapkan_vatikana.htm
Владимир Карпец
16.02.2016 10:00
Для того, чтобы сказать, что в РПЦ произошел переход в ересь, надо иметь тому твердые основания. Напомним, ересь есть нарушение Символа веры. Также еретик есть молящийся с еретиками (здесь степени разные). Когда произошла Флорентийская уния, митрополит Исидор был обличен (Великим Князем Василием Темным) по фактам поминания Папы и произнесения Filioque за обедней в Успенском соборе. Как бы там ни было, здесь и сейчас этого нет. Да, состоялась неожиданная встреча с не вполне ясными целями. Это тревожно. Но пока не более того. Если кто-то из обличителей предъявит "тайные протоколы", я первый скажу: "Да, произошло предательство". Но пока что НИЧЕГО НЕТ. Говорю об этом именно потому, что сам не являюсь сторонником "линии" Патриарха Кирила ("миссионерство", экуменизм) и вообще "церковного западничества. Но, собственно, что было, то и осталось - не более. А то, что происходит вокруг, пока что выглядит как безумная паника - в лучшем случае. Или кому-то это срочно надо.
Полина
16.02.2016 3:35
Если все так безопасно и замечательно, зачем столько успокоительных речей со всех сторон как до, так и после встречи?
Патриарх встретился  папой!
Зачем?
Нас усиленно уверяют, что все ради защиты христиан Ближнего Востока.
Правда сами устроители этой встречи признают, что готовилась она не одни десяток лет. А в последнее время и вовсе «…в обстановке достаточно серьезной закрытости. О подготовке к ней мало что знали как епископы, так и священники и, тем более, миряне в нашей церкви» (http://protivkart.org/main/7635-protoierey-chaplin-o-vstreche-papy-i-patriarha-vera-u-nas-raznaya.html).  Допустим, режим секретности был связан он был с тем, чтобы на подготовку встречи не влияли никакие посторонние силы. Но можно было обсудить вопрос необходимости встречи церковным народом?
Результаты первой в истории встречи дают возможность сказать, что две Церкви могут работать вместе, защищая христиан во всем мире… от этой встречи можно ждать много пользы… и т.д. и т.п..
Ни для кого не секрет, что сегодняшняя обстановка в мире, и на Ближнем Востоке в том числе, результат политики, проводимой людьми с мышлением, основанном на католическо-протестантском мировоззрении. И единственное как Ватикан может положительно повлиять на сложившуюся ситуацию - это отречься от исповедуемых им еретических постулатов и стать православным.  Что абсолютно исключено, - говорит профессор А. И. Осипов, - поскольку там процесс омирщения давно стал необратимым (http://rusk.ru/newsdata.php?idar=60288).
На встрече  основ римско-католической веры никто не попирал, результат встречи, представленный обществу, совместное заявление, туманное и противоречивое, полное реверансов, с загадочным определением католиков братьями.  Значит защита христиан Б.В. лишь благовидный предлог. А какова истинная цель?  или цели?
***
ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
ОТВЕТ БЛАГОСКЛОННЫМ К ЛАТИНСКОЙ ЦЕРКВИ О НЕСПРАВЕДЛИВОМ ВЕЛИЧАНИИ ПАПИСТОВ МНИМЫМ ДОСТОИНСТВОМ ИХ ЦЕРКВИ
Апостол Павел заповедует удаляться от поврежденных ересью, а не искать с ними соединения, говоря: "еретика человека, по первом и втором наказании отрицайся: ведый, яко развратися таковый и согрешает и есть самоосужден" (Тим. 3, 10, 11). Соборная Православная Церковь не двукратное, а многократное делала вразумление частной Римской Церкви; но последняя, несмотря на все справедливые убеждения первой, пребыла упорною в своем ошибочном образе мыслей и действий.
Еще в седьмом столетии породилось в западных церквах неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына. Вначале против сего нового умствования восстали некоторые папы, называя оное еретическим. Папа Дамас так о нем говорит в Соборном определении: "кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом не право, тот еретик" (Окруж. посл., § 5). Тоже подтверждали и другие папы, Лев III и Иоанн VIII. Но большая часть их преемников, обольстившись правами на преобладание, и нашедши в том для себя много мирских выгод, дерзнули изменить православный догмат об исхождении Св. Духа, вопреки постановлений седьми Вселенских Соборов, также и вопреки ясных слов Самого Господа во Евангелии: "Иже от Отца исходит" (Ин. 15, 26).
Но как одна ошибка, которую не считают ошибкою, всегда влечет за собою другую, и одно зло порождает другое, так случилось и с Римскою Церковию. Едва только успело явиться на западе сие неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына, как само породило другие подобные тому исчадия, и ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в таинстве Крещения, отъятие у мирян божественной Чаши и употребление оплатков и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии божественного призывания Всесвятого и Животворящего и Всесовершающего Духа. Также ввело новизны, нарушающие древние апостольские обряды Соборной Церкви, как-то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания и принятия Пречистых Таин, устранение брачных от священства, признание папы за лицо непогрешительное и за местоблюстителя Христова и проч. Таким образом, низвратило весь древний апостольский чин совершения почти всех Таинств и всех церковных учреждений, - чин, который содержала древняя святая и Православная Церковь Римская, бывшая тогда честнейшим членом Святой Соборной и Апостольской Церкви (Окруж. посл. § 5, пункт 12).
Но главная ересь Римской Церкви, не по существу, а по действию, есть измышленный догмат главенства, или вернее горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими четырьмя Восточными Патриархами. Ради сего преобладания приверженцы Римской Церкви поставили своего папу выше правил и учреждений Вселенских Соборов, веруя в его непогрешимость
Также весьма ошибочно рассуждают к латинам благосклонные, которые думают во 1-х, что по отпадении западных от православия, в Соборной Церкви будто бы чего-то не достает. Ущерб сей заменен давно премудрым промыслом - основанием на севере Православной Церкви Русской. Во 2-х, будто бы ради прежнего старшинства и ради численности Римской Церкви Православная Церковь имеет потребности в соединении с оною. Но ин суд человеческий, и ин суд Божий. Апостол Павел ясно говорит: "кое общение свету ко тьме?" (2 Кор. 6, 14) - т. е. что свет истины Христовой с тьмою еретичества никогда совмещаться не может. Латины же своей ереси оставить не хотят, и упорствуют, как свидетельствуют о них, на деле исполняющиеся столько столетий, слова Василия Великого: "истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь", как сказано выше ( читай полностью: http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/blagosklonlatin.htm).

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».