Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Что побудило встретиться Патриарха Кирилла и Папу Римского Франциска?

Что побудило встретиться Патриарха Кирилла и Папу Римского Франциска?

Комментирует профессор Московской Духовной Академии Алексей Светозарский
15.02.2016
Что побудило встретиться Патриарха Кирилла и Папу Римского Франциска?

Мир продолжает обсуждать историческую встречу в Гаване.

Комментирует профессор Московской Духовной Академии Алексей Светозарский:

– Прежде всего, хотелось бы ответить тем, кто удивлен слишком уж, на их взгляд, повышенным режимом секретности вокруг встречи. Так вот, связан он был с тем, чтобы на ее подготовку - на выбор места проведения, на ее участников - не влияли никакие посторонние силы, никакой геополитический или конфессиональный контекст. Именно поэтому и была выбрана Гавана, нейтральная территория.

В разговоре был констатирован факт прежних исторических противоречий и взаимных обид, и это очень понятно, потому что невозможно никакой период из истории вычеркнуть. Каждая сторона делает свои определенные выводы из исторического наследия.

Бесспорно, это, очень смелый шаг со стороны Святого престола в свете состояния современного общества, тех тенденций, которые набирают силу в последние 20 лет - это агрессивная пропаганда псевдоценностей, противоречащих истинно христианским ценностям, думаю, всем понятно, о чем идет речь. Достаточно вспомнить прессинг, которому подвергалось католическое духовенство, вся Церковь католическая, как структура, с помощью разного рода скандалов. Их раскрутка совпала с наступлением на традиционные ценности христианства в целом.

Важнейший момент – это отношение к христианам на Востоке, потому что и Православная церковь, и Церковь католическая имеют там свои паствы. Боевые действия ИГИЛ затрагивают, в частности, каноническую территорию Антиохийской церкви, которая распространяется на Ирак, и мы видим, как после падения «кровавого режима» Хусейна число христиан там тает. От полутора миллионов, которые там жили до всех этих переворотов, революций и прочих «вёсен», количество христиан очень сильно уменьшилось.

Что касается практических последствий принятого Совместного заявления, это, на мой взгляд, реализация некой идеальной картины взаимодействия здоровых сил, которые объединяются под знаменем Христа. Я думаю, что в идеале это возможно, не касаясь, конечно, вопросов вероучения, что тоже было декларировано. Признавая различия, предстоятели Церквей Римско-католической и Русской православной сконцентрировались на вопросах практического противостояния всеобщей угрозе. И такое взаимодействие, судя по всему, возможно. В том случае, если ни одна из сторон, грубо говоря, не станет тянуть одеяло на себя. К сожалению, мой опыт личный, опыт каких-то церковных движений и организаций говорит о том, что как только речь заходит о том, что разделяет паствы, сразу же возникает некая трещина, все начинают концентрироваться на обрядовых моментах или вероучительных, а не на отстаивании ценностей морально-этического характера и т.д. И диалог заходит в тупик. Ну и конечно, если какая-то из сторон будет использовать эту совместную деятельность в целях прозелитизма – это неприемлемо. Об этом тоже было заявлено.

И момент, связанный с унией. В данном случае, конечно, первенство в решении вопроса принадлежит Риму. Речь идет, прежде всего, об украинской греко-католической церкви, которая становится не очень управляема и Ватикану периодически приходится как-то в мягкой форме одергивать неумеренные аппетиты униатов. Косвенно явно осуждается греко-католический прозелитизм с объявлением патриархата, с перемещением центра греко-католической церкви в Киев, со строительством грандиозного собора, который, наверное, легче построить, чем заполнить его прихожанами, потому что греко-католиков в Киеве не так много.

Теперь, что касается реакции международного сообщества. Одна из них: мол, в подобном общении нет ничего особенного - то ли пиар, то ли протокольная встреча. Ну, здесь, как говорится, без комментариев. А вот основные мировые СМИ, вчера я их специально просматривал, сходятся во мнении, что это действительно беспрецедентное, и, несомненно, историческое событие.

Конечно, как всегда, возникают и разного рода конспирологические версии, которые сводятся к поискам каких-то тайных пружин и рычагов, которые в мире несомненно действуют, но только не в данном случае.

У нас же внутрицерковная реакция тоже неоднозначная. Некоторые ревнители, которых я условно называю профессиональными ревнителями Православия, для которых борьба за чистоту веры давно стала брендом, пользуются случаем для того, чтобы развить всякого рода конспирологию. В данном случае, здесь опасаться совершенно нечего, потому что, как известно, хранителем веры, собственно, является у нас православный народ. И всякого рода инициативы, от которых что-то ожидают нехорошее, они просто у нас не пройдут. Опыт последних десятилетий очень четко это нам демонстрирует.

В то же время, возликовали наши церковные либералы, которые полагают, что сейчас начнется эдакое безоглядное братание, без различия различий вероучения (извините за тавтологию) - ну это совсем уж наивное утверждение. Я не думаю, что для него есть серьезные основания.

Тем не менее, это событие, повторяю, историческое, за развитием которого все, конечно же, будут следить.


Записала Мария Максимова

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..