Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Что даст России новый договор по Керченскому проливу?

Что даст России новый договор по Керченскому проливу?

Комментирует политолог Игорь Войтенко:
30.04.2010
Что даст России новый договор по Керченскому проливу?

Впервые за постсоветские годы Москве и Киеву удалось договориться о взаимовыгодном режиме азовско-черноморского судоходства.

Комментирует политолог Игорь Войтенко:

- Напомню, после распада СССР почти весь Керченский пролив, и, прежде всего, его судоходная часть, фактически оказался в составе Украины. Еще в ходе передачи Крымской области РСФСР Украине в 1954 году было уточнено, что и акватория, являясь крымской, тоже переходит в ее пользование. Это же было подтверждено при уточнении границ между Крымской областью Украины и Краснодарским краем в 1962 году.

Однако, после распада СССР российские суда стали проходить Керченский пролив как иностранную транзитную территорию. Причем, по оценкам Минтранса РФ и Союза российских судовладельцев, ежегодные расходы России по этому транзиту достигают 150-180 миллионов долларов. То есть, почти столько же, сколько через турецкие Босфор-Мраморное море-Дарданеллы…

Хотя Россия юридически не признаёт суверенитета Украины в большей части Керченского пролива, она де-факто остаётся украинской. Из-за этого часто возникают пограничные и прочие инциденты между сторонами.

Положение стратегически усложнилось в 1999-м, когда черноморско-азовский бассейн Пентагон объявил «сферой ответственности» войск США в Турции и Южной Европе. Это в то время, как прежние власти Украины отвергали предложение России объявить и Керченский пролив, и всю акваторию Азовского моря (включая примыкающее к Крыму так называемое «Гнилое море» - залив Сиваш) демилитаризованными. Поэтому вполне реальной могла стать не только экономическая, но в перспективе и военная «закупорка» как азовских, так и азовско-черноморских судоходства и портов РФ. Тем более – в контексте всё более частых «визитов» в крымские черноморские порты кораблей стран-членов НАТО.

Новый же договор, во-первых, провозгласит упомянутые водные пространства демилитаризованными, во-вторых, будет содержать механизм российско-украинского обмена некоторыми водными участками в проливе, что позволит избежать и транзитных платежей, и пограничных споров.

Не исключено также, что вместо упомянутого «водного обмена» более 70% акватории Керченского пролива, то есть его главная судоходная трасса - ввиду ее стратегической значимости - будет передана в общее пользование России и Украины.

Словом, вскоре будет закрыта юридическая и географическая «лазейка» для НАТО и в Азовском море, и в азовско-черноморском проливе: договор не допускает присутствия там иностранных военных судов. А азовско-черноморское судоходство России, ее азовские порты получат существенный стимул для своего развития.

Рубрику ведет Дарья Муравина

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.