Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 августа 2019
Что будет, если мы разлюбим Север?

Что будет, если мы разлюбим Север?

Комментируют эксперты Наталья Зубаревич, Борис Блинов, Михаил Ненашев
21.01.2011
Что будет, если мы разлюбим Север?

События в Охотском море, где спасали наши затёртые во льдах суда, напомнили о том, что Россия – держава арктическая.

Комментируют эксперты Наталья Зубаревич, Борис Блинов, Михаил Ненашев:

Наталья Зубаревич, профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики:

– В том, что происходит сейчас в Охотском море, нет ничего необычного. И в советское время такие ситуации случались сплошь и рядом.
И в том, что ледоколы, которые участвуют в спасательной операции, арендованы американской компанией, ничего страшного нет. Я не знаю деталей, но, скорее всего, имеет место банальный вывод собственности под иностранную юрисдикцию. Таким образом поступают многие судовладельцы, и не только российские. И понять их просто: наше законодательство устроено так, что если твоё судно ходит под иностранным флагом, тебе меньше приходится платить налогов.
Сегодня Северного морского пути как такового не существует. От Дудинки до Мурманска и далее в Европу ходят суда «Норникеля», которые перевозят продукцию этой компании. В районы восточнее Енисея грузы (в основном китайского производства) завозятся по рекам и железной дороге.
До Певека и Анадыря регулярных рейсов не производится. Поэтому как можно говорить об инфраструктуре того, чего нет?
И никаких особых перспектив для возрождения Севморпути я не вижу.
Во все времена проводка судов с помощью ледоколов была дорогим удовольствием. И сегодня, на мой взгляд, надо спокойно всё взвесить, чтобы понять: выгодно для страны содержать ледокольный флот или, к примеру, лучше развивать Транссиб.
Если наше государство в ближайшем будущем озаботится развитием портов на берегах Ледовитого океана, я очень расстроюсь. Есть простое правило: все деньги, отданные для Крайнего Севера, – это деньги, отнятые у Центральной России, Урала, Южной Сибири и других обжитых регионов. Поэтому за все амбиции по освоению Севера остальной России придётся расплачиваться плохими дорогами и ржавыми трубами.

Борис Блинов, писатель-маринист:

– Флот наш сегодня находится в крайне плачевном состоянии. Например, рыболовецкие суда на порядок уступают европейским. Сам я в 2003 году ходил на промысел в Ледовитый океан на судне, возраст которого превышал три с половиной десятка лет. Как такого рода суда получают разрешение на выход в море – загадка. С того времени обстановка мало изменилась. Кстати, на танкер «Содружество», который ныне вызволяют изо льда, мы в начале нулевых годов сдавали рыбу со своего траулера. И тогда уже танкер не блистал новизной.
До недавнего времени я считал, что Северный морской путь не может принести никакой пользы России. И какую-то минимальную деятельность мы должны были поддерживать там только, чтобы не давать другим странам лишний повод претендовать на наши арктические территории. Однако в прошлом году огромный танкер «Балтика» прошёл от Мурманска до Китая с 70 тысячами тонн газоконденсата на борту. Ничего подобного в истории освоения Арктики ещё не было. Этот эксперимент показал, что Севморпуть может приносить прибыль.

Михаил Ненашев, депутат Государственной Думы:

– Осваивать Арк­тику возможно только с помощью ледокольного флота. Так что на ближайшие столетия ледокольный флот России нужен. Мы – страна арктическая и не должны отказываться от того, что было достигнуто трудами и подвигами наших предков. В правительстве это понимают, сейчас разрабатываются ледоколы новых поколений.
Однако на сегодняшний день многое на просторах великого Северного морского пути делается непродуманно. Вот, например, компания «Норникель» отказалась от услуг государственного «Атомфлота» и использует для перевозки грузов собственные корабли ледового класса. В результате гордость России – знаменитые атомные ледоколы задействованы не в полной мере. Их арендуют иностранцы, они работают на их интересы.
Может быть, государству надо было предложить условия, при которых ледокольный атомный флот не был бы таким дорогим для частных компаний. С другой стороны, и «Норникелю» стоило задуматься о том, что при очередном похолодании специально построенные компанией суда могут оказаться бесполезными в силу ограниченности своих ресурсов.
Сейчас очень остро стоит вопрос по восстановлению инфраструктуры наших северных и дальневосточных морских путей. У руководства Минтранспорта России есть понимание необходимости воссоздания администрации Севморпути. Ведь сегодня в суровых и опасных ледовых условиях каждый частник волен действовать на свой страх и риск. Вот и получается, что спасать коммерческие суда порой приходится за счёт государственных средств. Сейчас в Госдуме готовится закон об Арктике.
«Движение в поддержку флота», которое я возглавляю, ещё 15 лет назад поднимало вопрос о том, что нельзя забрасывать Арктику.

Ключевая российская проблема, на мой взгляд, – состояние умов. Освоение Арктики – задача национального масштаба. Общественное же мнение сегодня очень раздроблено, фрагментарно. В северных регионах бóльшая часть населения за освоение арктических территорий, а в Центральной России, например, к этому вопросу относятся в лучшем случае равнодушно. Нужно задействовать все политические, информационные рычаги, чтобы настроить общественность соответствующим образом. И деятели искусства могли бы потрудиться на этом поприще.
Вспомним каверинских «Двух капитанов». Сколько молодёжи, которая хотела себя проявить, благодаря этой книге пошло в полярную авиацию, на флот! Не одно поколение морских офицеров воспитано на книгах Пикуля.

Кстати:

Отказаться от своего ледокольного флота, как и вообще от освоения Крайнего Севера, просто. Только свято место пусто не бывает. Не пришлось бы потом наблюдать, как иноплеменные хозяева извлекают сверхприбыли из территорий, которые казались иным нашим экономистам бесперспективными.

По материалам «Литературной газеты»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.
Наталия
27.01.2011 5:51
Осваивать нашу территорию необходимо, тем более, что скоро там будем гораздо теплее. Кроме призывов "надо!" хорошо бы конкретную программу. Нэпманы приходят и уходят, а Россия остается. Да  вымрут скоро ее враги, природа не допустит существования этих монстров более одного поколения. А на мгушницу не обижайтесь, это она с голоду так смотрит на вещи...
рор для Олег Борисович Александров
24.01.2011 17:46
"…здесь было справедливо замечено, что сами российские нефтегазовые компании не горят желанием вкладывать средства в бурение скважин, геологоразведку, развитие северного флота." А Вы не задавались вопросом почему? Я тут уже привел пример Штокмана. Вкратце, попытка разработки этого месторождения поставит "Газпром" на грань банкротства. Там знаете ли очень низкие температуры, жуткая ледовая обстановка и ужасающе затратная логистика. А это все огромные дополнительные расходы по реализации проекта. И по тем ценам, которые позволяют окупить проект, эти нефть и газ не нужны никому. То же самое по большинству проектов за полярным кругом. Какими бы там запасами кто-бы не козырял. Пока не потеплеет это все мечты. Поэтому: охранять границы, биться за статус чего-то там, вести изучение ресурсов - да. Пытаться срочно реализовать экономически провальные проекты, отбирающие и так чахлые ресурсы у других отраслей экономики - нет.
"Дальнейшая архаизация экономики России и ее отставание, даже выпадение из мировой - вот что будет." Именно это и ожидает страну при попытке реализовать очередные бредовые в экономическом смысле проекты.
ИРИНА САХАРОВА
24.01.2011 14:41
Это же просто абсурд! У нас нет будующего!Как можна быть такими глупыми?
Юрий
24.01.2011 13:43
Очень удивили высказывания госпожи профессора (ли?)из МГУ.. не развивать север чтоб всем остальным жилось хорошо? Подозреваю, что она агент влияния и проплачена соответствующими структурами на западе. Может проще олигархов наших и всю кодлу маленько потрясти? Там найдутся денежки и на флот и для севера ..
Олег Борисович Александров
24.01.2011 12:08
Хорошая и правильная постановка вопроса: что же будет, если мы разлюбим Север? Дальнейшая архаизация экономики России и ее отставание, даже выпадение из мировой - вот что будет. Надо понять простую вещь, что Арктика - это не только льды, но и высокие технологии, и новые транспортные маршруты, и запасы уникальных биоресурсов, и самые протяженные границы России, которые по мере таяния льдов надо охранять. Если уже сейчас мы в сотни раз отстаем от других северных стран по темпам геологоразведки в северных широтах, то завтра будет уже поздно что-то менять. В то время как Норвегия, Канада, Дания и другие составляли карты морских ресурсов, строили планы по развитию ледокольного флота, Россия продолжала находиться в сладостной дремоте и на протяжении 1990-х, и на протяжении 2000-х.  Между тем, запасы энергоресурсов в Арктике - примерно четвертая часть мировых, и примерно две трети из них находятся в российском арктическом секторе. Кто же в здравом рассудке добровольно откажется от такого богатства? Если Россия даст понять, что в Арктике она ничего серьезного предпринимать не собирается, то ей там не оставят ни-че-го. Как говорится, свято место пусто не бывает) Свои интересы надо отстаивать, в буквальном смысле биться за них, ведь ничего в этой жизни даром не дается. Для начала взять бы в качестве примера Канаду и посмотреть, как она бьется за национальный статус Северо-Западного прохода. А мы, имея гораздо больше прав на Северный морской путь, готовы добровольно сделать его международным маршрутом, не подпадающим под юрисдикцию РФ, мы отдаем спорные морские территории Норвегии, признаем эксклюзивные права Норвегии на архипелаг Шпицберген и т.д. Да, здесь было справедливо замечено, что сами российские нефтегазовые компании не горят желанием вкладывать средства в бурение скважин, геологоразведку, развитие северного флота. Такое поведение капитанов российского бизнеса стало привычным, они его демонстрируют повсюду. Значит, само государство должно стать заказчиком и исполнителем арктической политики, причем проводить ее надо системно, последовательно, а не от случая к случаю. Красивых словес с высоких российских трибун было сказано немало - пора бы за дело...
Михаил
24.01.2011 12:33
Интересно,капитаны и их руководство не знали,что в январе в Охотском море бывает лёд?Что делали там суда в этот период? Сколько денег выброшено на ветер?А экология?Месяц во всех новостях спасали несчастных капитанов и их суда сам Путин подключился.УЖАС.С такими руководителями у страны нет БУДУЩЕГО!!!!
Игорь
24.01.2011 10:43
Большего безобразия от действующей власти  в отношении "Главсевморпути"трудно представить
007
24.01.2011 0:10
Да не волнуйтесь вы все так! Все равно бабки от северной нефти и газа достануться абрамовичам!
Akskl
23.01.2011 21:12
Существуют международные соглашения о 200-мильной прибрежной зоне экономических интересов. То, что СССР и Россия считают Ледовитый океан до Северного Полюса своей территорией никем пока официально не признано. См. отзывы всех северных стран но сайте ООН:
http://www.un.org/Depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_rus.htm
рор
23.01.2011 15:18
Тут интересный вопрос: "на чьи деньги Зин?" Разработка полезных ископаемых должна давать прибыль. Иначе теряется ее смысл. Наглядный пример - Штокман. Его разработка принесет настолько большие убытки, что даже такая безбашенная организация, как "Газпром" от этой идеи отказалась. В Арктике просто нет такого кол-ва проектов, которые сделали бы содержание инфраструктуры хотя-бы безубыточной. Т.е. главный вопрос - за чей счет будут покрыты убытки? А без этого все эти атомные ледоколы и прочее мракобесие не более чем "атомные субмарины бороздящие просторы Большого Театра"
Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».