Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Чем архиепископ Кентерберийский напугал европейцев?

Чем архиепископ Кентерберийский напугал европейцев?

Комментирует Леонид Сюкияйнен, профессор, доктор юридических наук, специалист по исламскому праву
08.02.2008
Чем архиепископ Кентерберийский напугал европейцев?

В Великобритании архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс заявил, что включение норм шариата в британское законодательство неизбежно.  

Комментирует Леонид Сюкияйнен, профессор, доктор юридических наук, специалист по исламскому праву:  

 

- В лекции архиепископа, на самом деле посвященной гражданским и религиозным правам, говорилось об отдельных нормах шариата, которые, с его точки зрения, могут быть признаны в Великобритании. Прежде всего, речь идет о брачно-семейных отношениях, а также о регулировании вопросов брака и семьи, отдельных финансовых сделок, в которые включены мусульмане. Реакция на эти заявления у меня вызвала немало вопросов – все оппоненты данной позиции делали акцент на том, что нельзя отставлять в сторону британское законодательство. Архиепископ Кентерберийский, как главное духовное лицо Британии и образованный человек, конечно, не мог призывать к несоблюдению британского законодательства. Речь идет о таких правилах и нормах, которые, с одной стороны, учитывают исламские традиции и принципы шариата, а с другой стороны, укладываются в британское законодательство – последний факт даже не обсуждается. И это возможно осуществить.  

Ситуация на данный момент такова, что существенное число мусульман, проживающих в Великобритании, испытывают сложности, особенно после 11 сентября – есть немало конфликтных моментов, проявлений радикализма. И вопрос включения в британский и европейский социум мусульман, являющихся гражданами европейских держав, не решен. Вопрос в том, чтобы найти формулу взаимодействия традиций и предписаний разных культур. Кроме того, архиепископ попытался снять некоторые элементы напряженности, ликвидировать почву для непонимания и столкновений.  

Кстати, не будем забывать, что в Великобритании в течение десятилетий суды признавали нормы шариата, правда, в том случае, если факты имели место за пределами страны – ведь это колониальная держава. В Индии, Пакистане и других бывших английских колониях была масса мусульман, находившихся на службе британской колониальной администрации. И можете себе представить, британские суды совершенно спокойно признают полигамные браки мусульман, работавших на британскую администрацию. Суды признают права двух или трех жен бывшего чиновника, и они получают все, что полагается вдовам. Однако, на самой территории Великобритании полигамный брак заключить невозможно.  

Кроме того, в Великобритании существуют несколько исламских банков, действующих в полном соответствии с британским законодательством и, в то же время, строящих свою деятельность, сообразуясь с правилами и нормами шариата. Если стороны договорились, что они не будут требовать погашения процентов при просрочке погашения долга – это воля сторон. И это не вызывает ни у кого возмущения.  

Когда мы обсуждаем эту тему, то видим комплекс проблем, одна из которых - психологическая. Острая реакция обусловлена тем, что все, что связано с шариатом и исламом, чаще всего вызывает у европейцев нервное отношение. Шариат у нас ассоциируется с чем-то грубым, жестоким, архаичным, фанатичным и обращенным в средние века. Нам необходимо относится к этой ситуации с позиции правовых критериев, а не эмоциональных. Ведь в России тоже существует проблема исламского права, которая может обостриться. А наши государственные структуры не готовы к конструктивному ее решению – они считают, что этого просто не может быть никогда. И это дремучая невежественность – решение можно всегда найти, при желании обеих сторон…  

 Рубрику ведет Светлана Коник   

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..