Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 сентября 2019
Чего добивается Вашингтон от Тегерана?

Чего добивается Вашингтон от Тегерана?

Комментирует шеф-редактор журнала «Современный Иран» Игорь Панкратенко
02.04.2015
Чего добивается Вашингтон от Тегерана?

На переговорах в Лозанне так и не удалось преодолеть основные разногласия по иранской ядерной программе.

Комментирует шеф-редактор журнала «Современный Иран» Игорь Панкратенко:

- Переговоры по иранской ядерной программе давно уже стали дипломатическим «долгостроем». Двенадцать лет переговоров, интриг и давления на Тегеран не дали практически никаких результатов. Масштабные санкции, угроза нанесения ударов с воздуха, теракты против ключевых лиц иранской ядерной программы, саботаж и заражение компьютерными вирусами… Вашингтон и его союзники в отношении Тегерана, в полном соответствии с известным анекдотом, разве что «дустом морить» еще не пробовали. Итог: в начале необъявленной войны против иранской ядерной программы количество центрифуг в этой стране исчислялось сотнями, а сейчас их около 18 тысяч...

Конгресс США назначил 31 марта нынешнего года датой, когда должны были быть достигнуты и закреплены на бумаге некие «общие принципы». Те самые, которые лягут в основу окончательного соглашения по ядерной программе Ирана, запланированного на конец июня.

На первый взгляд, особой необходимости за три месяца до завершения переговоров требовать какого-то «промежуточного» документа не существует. Многие усмотрели в этом требовании конгрессменов исключительно желание создать дополнительные проблемы Белому дому. Который, как известно, далеко не первый день информирует и американскую элиту, и «широкую международную общественность» о том, что его диалог с Тегераном идет вперед семимильными шагами, а соглашение по ядерной программе вот-вот будет подписано, причем на самых выгодных для США и его союзников условиях.

Но все не так просто. Конгресс США давно заявляет, что ближневосточная политика Барака Обамы никуда не годится. Именно поэтому и затеял историю с «общими принципами» - не столько из желания вставить еще одну палку в колеса американской дипломатии, сколько провести своего рода тест: а все ли так благополучно в диалоге с Тегераном, как их пытается уверить Белый дом? Действительно ли президент и государственный секретарь Джон Керри сумели склонить Иран к соглашению в наиболее выгодной для США и их ближневосточных союзников – Израиля и Саудовской Аравии – конфигурации?

С этой точки зрения переговоры в Лозанне приобретали для американской дипломатии уже совершенно иной смысл. Это было не просто уточнение отдельных пунктов предстоящего «окончательного» соглашения, подписать которое Тегеран и «шестерка» международных посредников договорились 18 месяцев назад в Швейцарии. Это была самая настоящая «генеральная репетиция» затеянного Вашингтоном спектакля под названием «Торжество политики Барака Обамы в иранском вопросе».

Затея с треском провалилась. Американская и «международная общественность» с удивлением обнаружила, что в процессе подготовки и подписания итогового соглашения, которым так активно занимался и Белый дом, и государственный департамент, стороны почти никуда не ушли с того места, где находились полтора года назад.

Самое интересное, что реальный план урегулирования с Тегераном спорных вопросов, связанных с характером атомных исследований, все это время не просто существовал, но и был широко известен. В 2007 году президент Владимир Путин получил исчерпывающий доклад российской разведки о том, что иранское руководство, располагая, в принципе, научно-техническим потенциалом для создания некоторого ограниченного числа ядерных зарядов, тем не менее, исходя из политических и идейных соображений, приняло решение не вести работ по созданию атомного оружия. Спустя некоторое время Москва сформулировала ряд принципов по отношению к ядерной программе Ирана, которые в неофициальном порядке предложила членам Совета Безопасности ООН в качестве «руководства к действию».

Суть их была предельно проста и логична. Во-первых, как государство, поставившее свою подпись под Договором о нераспространении ядерного оружия, Иран имеет полное право на проведение ядерных исследований мирного характера. Во-вторых, существующие международные механизмы, те же инспекции МАГАТЭ, располагают возможностью обеспечить полный и всесторонний контроль за характером этих исследований. В-третьих, Совет Безопасности ООН вполне способен добиться от Тегерана «прозрачности» его ядерной программы путем взвешенного применения международных санкций.

То, что все эти годы предпринимал Вашингтон в вопросе «иранского атомного досье» - абсолютная противоположность российским предложениям, загнавшая ситуацию в тупик.

Есть ли из этого тупика выход? Как в очередной раз показали переговоры в Лозанне, есть, но США с ним категорически не согласны.

Иран готов на две трети сократить количество центрифуг, вывезти из страны большую часть обогащенного урана, практически заморозить свою ядерную программу и принять самый жесткий режим международного контроля за ней – пусть инспекторы МАГАТЭ хоть живут на спорных объектах, в конце-то концов. Взамен он просит только одного – после подписания итогового соглашения с этими условиями большая часть международных санкций в отношении него должна быть снята.

Именно это и не устраивает Вашингтон, который предлагает иное решение: растянуть снятие международных санкций ни много ни мало, на 10, а то и 15 лет. При этом «односторонние» санкции, которые США и Евросоюз вводили все эти годы - с момента Исламской революции, то есть на протяжении тридцати шести лет - вообще лежат вне плоскости соглашения по ядерной программе, а должны обсуждаться, что называется, в индивидуальном порядке.

Что же в итоге получит Иран? Минимум, который, кстати, ничем не гарантирован, поскольку в коридорах того же американского конгресса уже ползет шепоток: «Из политических соображений подписать-то можно все, что угодно. А там – уйдет Обама, и можно будет ситуацию переиграть».

И вот все это, на ясном, как говорится, глазу, подают как «титанические усилия» и «дипломатические новации» администрации Барака Обамы. Давайте уж откажемся от набившей оскомину политкорректности и назовем вещи своими именами: много шума из ничего, имитация бурной деятельности, в результате которой переговоры на фоне швейцарских гор рождают только и исключительно «политических мышей».

«Генеральная репетиция» итогового соглашения в Лозанне не состоялась исключительно из-за порочности подхода США. В выигрыше – республиканцы из американского конгресса, израильское и саудовское лобби. То самое «трио», которое и составляет ядро международной антииранской коалиции. Говорить о том, что на прошедших переговорах были достигнуты какие-то конкретные договоренности, не имеет смысла, поскольку нерешенность главного вопроса – о санкциях – перекрывает все остальное.

Главный итог Лозанны в другом: провал администрации Барака Обамы в Швейцарии без ответа не останется. Как не останется без ответа и сделанное на днях категоричное заявление верховного лидера Ирана Али Хаменеи о том, что «переговоры, которые проходят в настоящее время, проводятся, исключительно, относительно ядерного вопроса, и не более… Мы не будем вести переговоры с Америкой относительно региональных вопросов. Цели, которые преследует Америка в региональных вопросах, находятся в диаметрально противоположной позиции по отношению к нашим целям».

Белый дом не только не прошел «теста», предложенного конгрессом, но и утратил иллюзию о том, что под прикрытием переговоров ему удастся блокировать активность Тегерана в регионе – в Сирии, Ираке и Йемене.

Ответ на все это может быть только один: «наказание» Ирана за несговорчивость и «принуждение» его к соглашению на американских условиях. В какой форме все это будет происходить, мы увидим в самое ближайшее время.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

21 век
05.04.2015 17:42
Этот договор не просуществует и полгода. Противоречия и цели между Ираном и Израилем, США, Саудовской Аравией настолько сильны, что мирного решения проблем в этом регионе просто не может быть.

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».