Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 июля 2020
«Владычица морей»

«Владычица морей»

Как получилось, что у греков самый большой в мире торговый флот
Владимир Малышев
23.10.2019
«Владычица морей»

Когда-то англичане с гордостью восклицали: «Правь, Британия, морями!», потом хвалились своими флотами США и Япония. Однако на самом деле самая могучая морская держава мира, если говорить о торговом флоте, – крохотная Греция. Согласно опубликованному недавно ежегодному отчету Союза греческих судовладельцев, греки более чем удвоили общий тоннаж своего флота в период с 2007 по 2018 год. И это несмотря на все разговоры об охватившем Грецию остром экономическом и финансовом кризисе. Торговый флот обеспечивает примерно 20% ВВП Эллады, будучи крупнейшей отраслью экономики страны.

В сообщении говорится, что грузоподъемность судов, принадлежащих Греции, выросла на 6,63% в годовом исчислении. Корабли, принадлежащие греческим судовладельцам, составляют почти 21% глобального тоннажа торгового флота всего мира и 53% тоннажа Европейского союза, с 4936 судами тоннажем свыше 1000 брутто-тонн и общей вместимостью 389,69 млн тонн дедвейта. На принадлежащие греческим судовладельцам суда также приходится 31,99% от общей вместимости танкеров, 23,12% сухогрузов и 15,17% вместимости химических веществ и нефтепродуктов.

Согласно аудиторской проверке компании Clarksons Shipbrokers, проведенной в апреле 2014 года, торговый флот Греции составлял тогда 4894 судна (291 735 318 длинных тонн и 168 922 455 брутто-регистровых тонн), что по суммарному тоннажу вывело Грецию на первое место в мире: 1217 танкеров (118 621 414 длинных тонн и 64.347 957 брутто-регистровых тонн), 1878 балкеров (145 484 209 длинных тонн и 78 843 115 брутто-регистровых тонн), 62 газовоза (5 395 499 длинных тонн и 6 400 927 брутто-регистровых тонн). С тех пор торговый флот Греции вырос еще больше.

Однако, если посмотреть на мировую статистику общей численности судов торгового флота по странам, то первые места давно занимают уж совсем крохотные Панама и Либерия. Но на самом деле у этих государств судов, которые принадлежали бы их национальным судовладельцам, практически нет.

Дело в том, что во всем мире уже давно распространена практика так называемого «удобного флага», согласно которой те же греки регистрируют свои торговые суда не под флагом Эллады, а той же Панамы, Либерии или Кипра, что позволяет им существенно экономить на налогообложении и уменьшить эксплуатационные расходы.

Приток денежных средств от судовладельцев в Грецию, в 2018 году составил 16,629 миллиарда евро, что на 14,89% больше, чем в 2017 году. Эта цифра была бы намного выше, если бы не так называемые «удобные флаги». Вот почему, несмотря на все финансовые трудности греческого государства, огромные долги и экономические проблемы, благодаря своему флоту греки живут совсем неплохо.

У России же количество единиц морского транспортного флота на 1 февраля 2019 года составило, говорится в пресс-релизе АО «ЦНИИМФ»,
1394 судна, что на 4% больше по сравнению с годом ранее. Суммарный дедвейт судов подрос на 3,2% до 21,8 млн тонн. Но, как видно, до маленькой Греции нам еще далеко.


Как разграбили наш флот

Одна из причин – развал нашего торгового флота в 90-х годах, после распада СССР. Если на момент раздела Советского Союза у России было 799 судов торгового флота и она занимала пятое место в мировой табели о рангах, то после 1991 года и начала приватизации их осталось потом всего не более двухсот. Хаотичная приватизация привела к тому, что большое число судов было выведено за границу и там продано с аукционов. Причем множество наших сухогрузов и судов на подводных крыльях оказалось в той же Греции.

Была отработана мошенническая схема вывода наших судов за границу. Сначала создавалось совместное предприятие с целью «работать более эффективно». После этого на выбранном для увода судне поднимался флаг Кипра, Либерии или другой «удобной» державы, где не надо платить налоги и оно отправлялось в плавание.

Но потом «случайно» оказывалось в порту той страны (например, Греции или Китая), которой его прежний владелец – российское пароходство крупно задолжало (за ремонт, за топливо и т.п.). В результате местные власти его тут же арестовывали за неуплату. А когда оказывалось, что наше пароходство платить не в состоянии, его продавали с аукциона за половину, а то и за треть его реальной стоимости. Но о таком аукционе знали только организаторы махинации, которые сами же и покупали судно, а потом тут же перепродавали с солидным «наваром». Именно по такой нехитрой схеме в те годы ушли за бесценок за границу многие десятки российских судов.

Балтийское морское пароходство, например, было крупнейшим в мире – имело 180 судов. Однако после такой «приватизации» их осталось у него всего несколько. От этого чудовищного разграбления нашего флота стране пришлось оправляться с большим трудом.


Почему же греки?

Однако самый большой в мире торговый флот оказался именно у греков совсем не случайно, а исторически. Дело в том, что легендарная греческая цивилизация – морская. Причем такой эта страна с тремя тысячами островов в Эгейском море стала с самого начала своей истории – фундамент закладывался еще в крито-микенскую эпоху. Жители Крита контролировали тогда все Эгейское море. Искусство античного кораблестроения достигло своей высшей точки с изобретением триеры. А на Кикладских островах появились первые в Европе изображения кораблей, которые датируются серединой III тысячелетия до н. э.

Если в гомеровский период греческие общины жили изолированно, то в VIII—VI веках до н. э. устанавливаются интенсивные связи через море между различными полисами, расположенными в отдаленных областях Средиземноморья, в Сицилии или в Причерноморье. В захваченные колонии везли вино, оливковое масло, керамику, металлические изделия, оружие, а получали в обмен лес, кожу, хлеб, рабов.

В новогреческий период от 1870 года до Первой мировой войны развитие торгового судоходства в Греции происходило во многом благодаря России.

Одесса на Черном море стала главным пунктом отправки российского зерна и других товаров в Европу, причем перевозили его греческие судовладельцы. Об этом свидетельствует рост водоизмещения греческого торгового флота с 250 тыс. т в 1875 до 500 тыс. т в 1911 году и свыше 1 млн т в 1915.

Почти все особняки в центре Одессы принадлежали тогда грекам. Именно поэтому и возникла потом знаменитая песня о том, как «шаланды полные кефали в Одессу Костя привозил». Кефаль – по-гречески головастик, шаланда – лодка, а легендарный «Костя» на самом деле наверняка был греком Костасом. Да и сама Одесса была основана в античные времена теми же греками.


Под Андреевским флагом

Кроме того греческие торговцы еще до того, как Греция стала самостоятельным государством и томилась под игом Османской империи, предпочитали использовать (с разрешения России) наш голубой Андреевский флаг. Завидев его, турки опасались трогать их суда. А потом именно этот цвет греки, когда освободились от турецкого ига благодаря победам русского оружия, использовали при создании своего национального флага.

На острове Спецес и сегодня проживает множество греков, которые носят фамилию Орлов, которую они взяли, подражая отважному русскому флотоводцу, отправленному Екатериной «воевать турок» в Средиземноморье. В новые времена одним из самых популярных греков был во всем мире легендарный греческий судовладелец Аристотель Онассис, сумевший создать огромную судовую империю.

О том, что Греция – именно морская держава говорит сегодня в Элладе многое. Чуть ли не в каждой семье кто-то работает на судах или в порту, служит в греческом Военно-морском флоте. А греческий порт Пирей – крупнейший в Южном Средиземноморье.

До сих пор под Рождество и Новый год в греки ставят под елку изображение кораблика, его же рисуют и на поздравительных открытках.

Однако времена неумолимо меняются. Стремительно укрепляет на морях свои позиции Китай и другие страны Азии и Востока. Недавно поступило сообщение, что в рамках государственной программы приватизации в Греции контрольный пакет акций порта Пирей купила китайская компания. А частный остров Онассиса в Эгейском море Скорпиос, где похоронен сам легендарный судовладелец, купил у его наследников российский магнат Рыболовлев.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
07.07.2020
Николай Савченко
Новые факты о «памятнике неизвестному фашисту» в Россоши.
Фоторепортаж
17.06.2020
Подготовила Мария Максимова
Главархив Москвы и центр госуслуг «Мои Документы» запустили виртуальный музей, посвященный Великой Отечественной.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».